Оксана Попова
Занятие по математике «Бригады спасателей спешат на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида г. Благовещенска Республики Башкортостан
Образовательная деятельность
Познание (ФЭМП)
«Бригады спасателей спешат на помощь»
Воспитатель:
Попова О. А.
Март 2022г.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, здоровье;
Цель: продолжить знакомить детей с профессией «Спасатель-МЧС»,раскрывать необходимость и важность МЧС в современной жизни; ориентировать учащихся на выбор будущей профессии.
Публикация «Занятие по математике „Бригады спасателей спешат на помощь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Пожарная безопасность
- Спасатели МЧС
- Спасатели МЧС. Конспекты занятий
- Темочки
Интегрированные задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей об особенностях профессии «Спасателя». - формировать умения анализировать информацию, знания о геометрических фигурах, умение работать по парам, по карте Башкирии, закреплять знание о малой Родине. Развивающие:
- Развивать логическое мышление, воображение, память, внимание, комбинаторные способности, мелкую моторику пальцев.
- Сформировать понятие у детей о важности и необходимости данной профессии.
- Расширить словарный запас детей по теме: «Профессия– «Спасатель»
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к малой Родине, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
-Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде. Интеграция: Коммуникация, социализация, здоровье
Предполагаемый результат: свободно решают примеры и задачи в пределах10, хорошо знают и называют геометрические фигуры, умеют работать с линейкой, ориентируются по карте Башкортостана.
Предварительная работа: Изучение карты Башкирии, беседы о работе МЧС,чтение книг о подвигах людей, о спасателях, беседы о прочитанном. ; обыгрывание проблемных ситуаций; сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Спасатели».
Оборудование: Карта Башкортостана, объёмные фигуры, карточки №1, №2, №3 презентация на мониторе, «звуковое письмо», пейджики для детей, набор геометрических фигур, линейки, карандаши.
1. Организационный момент
Воспитатель: Проходите, ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. /Приветствие детей/
Воспитатель: Молодцы! Ребята, что вы заметили необычного в группе?
- Да, появились какие- то коробки. На что они похожи? (на полу лежат куб, пирамида, конус, цилиндр)- Ответы детей
- Да на объёмные геометрические фигуры. Давайте их перечислим: - Покажите цилиндр /дети показывают/. Что лежит в основании цилиндра? Что лежит в основании конуса? Что лежит в основании прямоугольного параллепипеда? Мне сообщили, что в одной из фигур лежит для нас тайное послание. Хотите узнать в какой? – Послушайте задание и отгадайте: эта фигура фиолетового цвета, имеет одну вершину, а в основании квадрат. Вы догадались, что это за фигура? (пирамида)
- Верно, давайте посмотрим, что в ней.
- В ней карточка с буквами. Прочитаем их. МЧС.
- Ребята, интересно, просто 3 буквы, кто из вас знает, что зашифровано в этих буквах - МЧС? (ответы детей)
- Верно, это министерство по чрезвычайным ситуациям.
- Как вы думаете, что означает слово «чрезвычайная»? (ответы детей)
- Верно, «чрезвычайная» - это значит необычная, опасная, страшная. Ситуация, которая случилась внезапно, неожиданно, быстро. Бывают, случаются разные бедствия во всём мире, в нашей стране, и даже в нашей республике Башкортостан. Отряды МЧС приходят на помощь всем нуждающимся и пострадавшим людям, но самое главное - оказаться во время на месте катастрофы.
- Как называют людей, которые работают в отрядах МЧС? (спасатели) (слайд № 2)
- Как вы думаете, каким должен быть спасатель МЧС?
- Верно, отважный, смелый, храбрый, сильный, ловкий, дисциплинированный. Спасателю нужны сообразительность, быстрота реакции, умение логически рассуждать, принимать правильные решения, ведь от этого порой зависят жизни людей.
- А вы сегодня хотите стать спасателями МЧС? (ответы детей)
- А готовы? (ответы детей)
- Вот сейчас и проверим. Я задам вам несколько вопросов. Вам нужно быстро и правильно на них ответить. (дети стоят в кругу)
* Посчитать от 1 до 20; (спрашиваю 1-2 ребёнка)
* Посчитать десятками от 10 – до 100; один начинает другой продолжает;
* Назовите соседей числа 7 и 5, какое число стоит перед числом 8, числом 10; (спрашиваю 1-2 ребёнка)
* Сколько дней в неделе?
* Какой день недели идёт после среды? Сегодня – вторник, завтра –среда, а какой будет послезавтра?
* Сколько в году месяцев?
* С какого месяца начинается год?
* Назовите летние месяцы?
* А теперь предлагаю отгадать ребусы:
100 л 100 лб; 100 янка; 7 я; (на мониторе слайд № 3 – 6)
Воспитатель: Молодцы! Вы показали свою находчивость и смекалку. А повторите ещё раз, ребята, в какой республике мы с вами живём? /Ответы детей/ У нас в республике тоже есть штаб МЧС. Представьте, что мы сейчас находимся в этом штабе. Предлагаю вам пройти в него. Вся информация о МЧС стекается -представьте - именно сюда и для успешной работы нам с вами нужно разделиться на бригады. Я предлагаю сделать это с помощью карточек. Возьмите себе по карточке, найдите среди них одинаковые. Например, у тебя, Лев, что изображено на карточке? У кого такая же карточка? У Маши, значит, вы будете в одной бригаде. Прикрепите значки себе на одежду. Проходите за столы, где именно такая же карточка. (дети выбирают пейджики с одинаковыми фигурами по цвету и с одинаковыми цифрами, садятся за столы с такими же картинками)
*Сколько бригад получилось? (пять)
* Сколько человек в каждой бригаде(2)
* Что изображено на ваших пейджиках? (геометрические фигуры.)
* Что изображено на значках второй бригады? (цифра 2, синий прямоугольник)
* Что изображено на значках третьей бригады? (цифра 3, зелёный квадрат) (спрашиваю остальных)
* Итак, ребята, мы прошли в свои кабинеты, за свои столы и, я думаю, готовы к любым чрезвычайным ситуациям. А вот мне передали, что нам пришло закодированное письмо.
2. Игра «Расшифруй послание»
* Давайте раскодируем его при помощи кода – карточки. возьмите карточку под №1. На ней написаны буквы. Их нужно расставить в соответствии с цифрами. (на каждого по карточке)
Карточка №1 (помогите)
Г
Е
П
О Т
М
О
И
5 8
1 4 7 3 2 6
Карточка №2 (спасите)
И Е П С Т С А
5 7 2 4 6 1 3
Карточка №3 (отказали)
А Л О А И Т З К
6 7 1 4 8 2 5 3
Карточка №4 (приборы)
О Ы Р Б Р П И
5 7 2 4 6 1 3
Карточка №5 (уфимцы)
Ц У М Ф Ы И
5 1 4 2 6 3
* Какое слово получилось у первой бригады? (помогите)
* у второй бригады? (спасите)
* у третьей бригады? (отказали)
* у четвёртой бригады? (приборы)
* у пятой? (уфимцы)
* Давайте соединим все слова вместе, какое послание получится? (Спасите, помогите, отказали приборы, уфимцы)
Воспитатель: Ребята, а просьба о помощи поступила из какого города? (Уфа) – слайд №8 Степан обозначь звёздочкой этот город на карте Башкортостана. (ребёнок обозначает) Какие приборы и на каком предприятии отказали, вы догадались? /Ответы детей/
Верно, это отказали приборы, отвечающие за водоснабжение, потому что на всех ваших карточках есть знак воды – капля. Уберите карточки.
- Чтобы помочь жителям Уфы, нам нужно найти шифр для перекрытия труб. /Это задание для всех бригад/.
Воспитатель: Нужно решить примеры и соединить их с правильными ответами. Ответы к примерам, выделенные красным цветом, будут являться шифром для перекрытия труб. Возьмите карточки, простые карандаши и приступайте к работе.
3+3=
3+2=
2+3=
4+3=
3+4=
7+2=
8+1
4+2=
6+2=
5+3=
5+3=
6-3=
7-3=
3+3=
10-1=
7 – 2=
8-2
8-1
5-2=
7-1=
4+2+1=
3+4+1=
3+3+2=
4+3-2=
3+1-2= 9
/ У каждой бригады будет своя карточка/. - Проверяем правильность выполнения решения примеров по монитору (на мониторе слайд № 9)
*Пожалуйста, назовите еще раз, каждая бригада ответ в выделенном примере? (называют числа) *Первая бригада? (8,вторая бригада (3,третья бригада? (4,четвертая бригада? (6, пятая бригада? (4) Вот шифр - (8,3,4,6,9) * У кого так получилось, поднимите руки? *Молодцы! Справились с заданием, нашли шифр и при помощи него автоматически перекрыли трубы, а значит, устранили течь трубы.
4. Игра «Расчистить дорогу»
- Пока мы устраняли неполадки, пришло ещё одно сообщение с одной из крупных автодорог Башкирии.
- Соня, что такое «автодорога»? (Это дорога, по которой ездят автомобили)
Воспитатель: Так вот, на такой автодороге выпало огромное количество снега. Всю дорогу замело, движение перекрыто. Посмотрите, какой получился завал из снежных глыб! (на мониторе слайд№11)
Давайте поможем расчистить дорогу и восстановить движение машин.
-Назовите, пожалуйста, на какие фигуры похожи снежные глыбы?
(показываю на мониторе, дети называют :треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг)
-Как их можно назвать одним словом? Чтобы расчистить дорогу их нужно сгруппировать.
-Верно, это геометрические фигуры.
- По каким признакам, их можно сгруппировать?
-Да, по цвету, по форме, по размеру, с углами, без углов.
Задание будем выполнять по бригадам.
-Первая бригада, группирует геометрические фигуры -по цвету.
-Вторая бригада,группирует геометрические фигуры – по форме.
-Третья бригада- по размеру.
-Четвертой бригаде нужно выбрать геометрические фигуры только с углами.
-Пятой бригаде – без углов.
- Давайте проверим на мониторе.
Итак, первая бригада по какому признаку вы сгруппировали фигуры?
(По цвету)
-Если у вас так, поднимите руку. Молодцы!
-Сколько зеленых фигур? (4)
-Сколько желтых? (3)
- Сколько синих? (2)
-Сколько красных? (2)
-Давайте их сравним. Какой знак между количеством синих и красных фигур поставим?
-Верно, равно.
-Вторая бригада, группировала по форме. Давайте проверим. Если у вас так, поднимите руку.
-Каких фигур всех больше?
-Верно, кругов.
-Сколько кругов? (3)
-А остальных? (2)
-Верно, по 2 две.
- Третья бригада,группировала по какому признаку? (по размеру)
-Проверяем. Если у вас так, поднимите руку.
-Сколько больших фигур? (6)
-Сколько маленьких? (5)
-Давайте сравним, какой знак поставим?
-Верно,6 больше 5.
Четвертая бригада выбирала все фигуры с углами.
-Сколько фигур у вас получилось? (6)
-Верно,6. Если у вас так, поднимите руку. Молодцы!
-Пятой бригаде нужно было выбрать фигуры без углов.
-Сколько фигур у вас получилось? (5)
-Верно.
-Молодцы! Посмотрите, дорогу мы расчистили. Убрали такие большие глыбы льда! Дорога свободна для движения!
5. Задание «Реши задачку»
- Интересное строение предметов, как выдумаете, что это? (слайд № 13)
- Верно, пока мы расчищали завал, ребята, на дороге успело скопиться много машин. Это задание для всех бригад. Перед вами полотно дороги. Машины двигаются по правой полосе и по левой полосе в одном направлении (показываю на мониторе) А это значит занята встречная полоса дороги. Чтобы наладить и восстановить движение машин на дороге нам надо составить и решить задачу.
- Давайте вспомним из каких частей состоит задача? (из условия, вопроса, решения, и ответа)
-Сколько машин на правой полосе(4)
-Сколько машин на левой стороне(3)
-Теперь составьте условие задачи. (На правой полосе дороги 4 машины, на левой полосе- 3 машины
- Какой вопрос задачи? (Сколько всего машин скопилось на дороге)
- Как будем решать задачу? Назовите решение задачи. (4+3)
-Иди, Ева,напиши на доске решение задачи.
-Сколько машин получится? (7)
-Какой ответ задачи?
-Верно, ответ : 7 машин скопилось на дороге.
-Молодцы! Садись Ева. Мы составили и решили задачу. Движение машин по дороге восстановлено.
_ Как вы думаете, легко ли машинам будет проехать по этой дороге? (нет)
6. Физминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (вращение головой)
Корпусом вращаем тоже,
Это мы, конечно, сможем. (повороты вправо, влево)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз- два – три – четыре – пять. (приседания)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны прогнулись. (потягивания вверх и стороны)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (садятся)
7. Игра «Устрани поломку и восстанови провода»
- Ребята, нам пришло ещё одно сообщение - это звуковое письмо. Давайте его прослушаем. (запись)
«Здравствуйте, юные спасатели МЧС!
У нас в посёлке был сильный снегопад, и снегом повредило провода.
Помогите восстановить в домах электричество. Жители посёлка Павловка».
- Ребята, а где находиться посёлок Павловка? Покажите его на карте. (1 ребёнок)
- В этом посёлке находится Павловское водохранилище. Как вы думаете, для чего оно нужно? (ответы детей)
- Да это большой запас пресной воды, а образовалось оно при строительстве Павловской гидроэлектростанции. (показываю картинку на мониторе)
- Что такое гидроэлектростанция? Кто знает (ответы детей)
- Верно, это такой объект, где вырабатывается электроэнергия, которая нужна везде – на производстве, в домах, в школах и садиках, заводах, больницах. – Значит электричество жизненно важно для человечества, давайте, ребята, поможем восстановить провода? (да)
- Возьмите карточку №3,каждая бригада – свою. (слайд№16). Посмотрите, как оборвало провода! Куски от них расположены в самом низу карточки.
- Кто догадался, как мы будем восстанавливать провода?
-Верно, нужно измерить расстояние между оборванными проводами, измерить куски отрезка, выбрать среди них подходящий и вставить в нужном месте., подписать сколько он см.
(1карт
2 карт. ___ ___ ___ ___
3карт. ___ ___ ___ _
4карт. ___ __ ___ ___
5карт. ___ __ ___ ___
___ __ ___ ___
- Вспомним, как измеряем отрезок линейкой. (накладываем линейку на отрезок от нуля.) - Приступаем к работе.
- Проверим, какой отрезок выбрала первая бригада? (третий, красный – 1 см)
(На мониторе слайд №16 вставляется отрезок)
- Сколько см. этот отрезок? (1см.)
- какой отрезок выбрала вторая бригада? (первый, желтый - 3см.) (на мониторе вставляется отрезок)
Проверяются остальные бригады : 3 бригада- третий, зеленый,2 см; 4 бригада—второй,синий,4 см. ; 5 бригада –пятый,фиолетовый,5 см. (отрезки вставляются на мониторе)
- Вы молодцы! Все провода соединили и восстановили электроэнергию в посёлке.
8. Пальчиковая игра «Собери дом»
- Ребята, вновь пришло сообщение о землятресении. Нас просят восстановить разрушенные дома. Вы согласны помочь людям? А поможет нам в этом графический диктант. Приготовим пальчики к работе. /пальчиковая гимнастика/
* Вот стоит огромный дом, /руки поднять над головой, соединить пальцы/
Он ужасно важный. /соединяем все пальцы рук/.
Сто окошек в доме том, /соединить указательные пальцы с большими/
Он многоэтажный! /поставить одно «окошко» на другое «окошко»/
9. Графический диктант «Дом»
Воспитатель: Поставьте на точку карандаш, приготовились слушать внимательно.
- Дорисуйте крышу у домика. Посмотрим, что у нас получилось. (слайд № 16)
- Поднимите, руку, кто вернулся в точку.
-Молодцы! Помогли восстановить разрушенные дома.
10. Рефлексия. - Какие мы, ребята, молодцы! Вы справились со всеми чрезвычайными ситуациями, которые возникли в нашем центре МЧС, одна ситуация сложнее другой. Вам трудно было выполнять задания, исправлять неполадки (ответы детей (слайд № 20) -А вы почувствовали себя настоящими спасателями, хотя наш центр был игровой? Вы, наверное поняли, ребята, что нужны определённые знания и умения, нужна смекалка? (ответы детей) Конечно, настоящие спасатели, ребята, в жизни и каждый день несут свою нелегкую службу. Люди этой профессии помогают всем нуждающимся сохранить свою жизнь и здоровье. Приходят на помощь в любых чрезвычайных ситуациях, порою ценой своей жизни, спасая жизни других людей. Я желаю всем, чтобы чрезвычайные ситуации случались как можно реже и только в игре.
Молодцы! Можете идти отдыхать.