Светлана Щербакова
Занятие по математике «На лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
На лесной полянке.
(средняя группа) .
Цель:
познакомить детей с составом числа (на примере чисел 4 и 5) ;
продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;
упражнять в сравнении двух групп предметов;
упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закреплять умение определять пространственное расположение предметов;
формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Материал.
Публикация «Занятие по математике „На лесной полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Наборное полотно (зимняя полянка) ; карточки с изображением диких животных (5 зайцев, медведь, волк, лиса, белка, еж) .
На каждого ребенка – полоска белого цвета (снежная дорожка, геометрические фигуры (цветные льдинки) : 4 квадрата, круг, овал, треугольник, прямоугольник.
Рулон обоев (река, деревянные пластины или картонные полоски (доски для мостиков) .
Загадки о животных.
Аудиозапись «Звуки природы».
Организация.
Дети стоят полукругом вокруг наборного полотна «лесная полянка»; сидят «на пенечках» за столами, расположенными полукругом; воспитатель перед детьми; используется свободное помещение группы.
Содержание ОД.
Воспитатель. Дети, как называется планета, на которой мы живем?
Дети : - Земля.
Земля - наш общий дом, а мы, люди - жители этого дома. А как вы считаете, разве только мы, люди, являемся жителями Земли?
Дети: - животные, птицы, насекомые, растения.
Какое сейчас время года?
Дети: - Зима.
А какой месяц идет?
Дети: - Февраль.
А кто знает, что происходит с растениями зимой?
Куда подевались насекомые?
Дети: - Они спят.
А хотели бы вы побывать зимой на лесной полянке?
Дети: - Да.
Нас ждет там много чего интересного.
Пойдем мы по полю, по лесу, через овраг.
А чтобы по дороге никто не потерялся, идти вы будете, держась за руки, парами.
Поэтому рассчитайтесь на 1-й – 2-й.
А теперь вторые номера – шаг вперед!
Напра - во! Раз – два!
Возьмитесь за руки.
Идти мы будем осторожно и тихо. Не будем нарушать сон природы. Покажем свое уважение и любовь к растениям и животным. И тогда, возможно, увидим белочку, или совсем рядом пробежит лисичка.
* * * * * *
Воспитатель. Вот мы и пришли на лесную полянку (показывает на «полянку» - наборное полотно). Кого вы видите на полянке?
Дети (удивляются) : - Никого.
А полянка наша не простая, а сказочная. Для того, чтобы на ней кто-то появился, вы должны отгадать загадку.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Кто это? Дети: - Зайчик.
Молодцы! (размещает силуэты зайчиков по всей «полянке»)
Скажите, сколько зайчиков на полянке?
Дети: - Много.
А что нужно сделать, чтобы точно узнать, сколько зайчиков?
Дети: - Посчитать.
Правильно. А чтобы нам было удобно считать, как нужно разместить зайчиков?
Дети: - Надо разместить зайчиков в один ряд.
(Воспитатель размещает зайчиков в один ряд) .
А теперь посчитайте, сколько зайчиков на полянке?
Дети: - На полянке 5 зайчиков.
(Воспитатель размещает цифру «5» напротив первого ряда.)
Воспитатель. А сейчас на нашей сказочной полянке появятся еще зверюшки. Отгадайте, кто это?
Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной … Дети : - Медведь!
(Воспитатель ставит медведя под первого зайчика) .
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? Дети: - Волк!
(Воспитатель ставит волка под второго зайчика) .
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост – ее краса,
А зовут ее…. Дети: - Лиса!
(Воспитатель ставит лису под третьего зайчика) .
Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз? Дети: - Белка!
(Воспитатель ставит белку под четвертого зайчика) .
На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернется в клубок –
Нет ни головы, ни ног. Дети: - Ежик!
(Воспитатель ставит ежика под пятого зайчика) .
Воспитатель. Как же называют животных, которые живут в лесу?
Дети: - Дикие.
Из каких зверюшек составлена первая группа (первый ряд?
Дети: - Из зайчиков.
Перечислите, из каких зверей составлена второй ряд (вторая группа?
Дети: - Из медведя, волка, лисы, белочки, ежа.
Сколько во второй группе медведей (1, волков (1, лисиц (1, белочек (1, ежиков (1?
Посчитайте, сколько всего зверей во втором ряду.
Дети: Пять.
(Воспитатель размещает цифру «5» напротив второго ряда.)
Что можно сказать о количестве зайчиков и о количестве других животных? (воспитатель показывает на первый и на второй ряд)
Дети: Их поровну – по пять.
Правильно, их поровну – по пять.
Скажите, сколько же надо взять зверюшек, если я назову (или покажу) цифру «5».
Дети: Надо взять пять животных.
Верно, надо взять пять животных.
* * * * * *
Воспитатель. А теперь присаживайтесь на пенечки (дети садятся за столы) .
Зверюшки приготовили вам для игры цветные льдинки.
Скажите, что они вам напоминают по форме?
Дети: - Квадрат, треугольник, овал и т. д.
Как можно назвать их одним словом? .
Дети: - Геометрические фигуры.
Воспитатель. Теперь положите перед собой «снежную дорожку» (белую полоску) и давайте поиграем.
Вдоль верхнего края дорожки положите вот столько. (показывает цифру «4») квадратных льдинок.
Вдоль нижнего края дорожки положите столько же … других льдинок.
Сколько квадратов лежит сверху полоски?
Дети: - Сверху лежит 4 квадрата.
Сколько геометрических фигур лежит снизу?
Дети: - Снизу лежит 4 геометрические фигуры.
Равное ли количество льдинок на дорожке сверху и снизу?
Дети: - Да, равное.
Почему вы так считаете?
Дети: - Потому что сверху положены 4 геометрические фигуры – квадраты, и снизу – 4 геометрические фигуры (другие) .
Скажите, сколько же надо взять льдинок, если я назову (или покажу) цифру «4».
Дети: Надо взять четыре льдинки.
Верно, надо взять четыре льдинки.
Физкультминутка.
Воспитатель. Давайте погреемся и поиграем (читает стихотворение и позывает движения) .
Зайка беленький сидит Дети прикладывают ладошки
И ушами шевелит. к голове, как бы шевелят ушами.
Наклонился вправо – пусто, Наклоны туловища
Наклонился влево – пусто. влево, вправо.
Не растет зимой капуста.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть. Дети хлопают
Раз – два, раз – два, в ладоши.
Надо лапочки согреть.
Лапки вверх, лапки вниз, Руки вверх, руки вниз,
На носочки подтянись. потянулись на носочках.
Лапки ставим на бочок, Руки на пояс.
На носочках скок-скок-скок, Прыжки на двух ногах.
За кусток. Приседают.
По сугробам лесным
Лисонька шагает. Ходьба на месте.
И пушистым хвостом Имитируют
Следы заметает. движение лисы.
Воспитатель. Пока мы с вами играли, зверюшки разбежались по всей полянке (располагает зверей по всему наборному полотну).
Давайте их поищем.
В каком углу полянки находится медведь?
Дети: - В нижнем левом.
В каком углу полянки находится лиса?
Дети: - В верхнем левом.
Какой зверек спрятался в верхнем правом углу?
Дети: - Волк.
Где сидят белочка и ежик?
Дети: - В нижнем правом углу.
Где находятся зайчики?
Дети: - В середине полянки.
Какие звери расположились вверху полянки?
Дети: - Лиса и волк.
Какие звери расположились внизу полянки?
Дети: - Медведь, ежик и белочка.
Какие звери спрятались с левой стороны полянки?
Дети: - Медведь и волк.
Какие звери спрятались с правой стороны полянки?
Дети: - Волк, белочка и ежик.
Молодцы!
* * * * * *
Воспитатель. Зверюшки устали и разбрелись по уголкам, им пора спать.
А нам пора возвращаться в детский сад.
Но вот беда – сорока принесла на хвосте новость, что обратную дорогу замело.
Нам придется возвращаться другой дорогой.
Возьмитесь за руки и – в путь.
(На пути детей воспитатель делает «реку»)
Дети, что это перед нами?
Дети: - Река.
Как же нам быть, ведь нам нужно на другой берег. Может быть, попробуем перепрыгнуть через реку?
Дети: - Нет.
Почему?
Дети: - Она очень широкая.
(Воспитатель просит детей показать ширину реки пальчиком снизу - вверх.)
Может быть, попробуем обойти реку?
Дети: - Нет.
Почему?
Дети: - Она очень длинная.
(Воспитатель просит детей показать длину реки пальчиком слева - направо.)
Река длинная и широкая. Что же нам делать?
Дети: - Давайте построим мост.
Правильно, молодцы!
Берите «доски» (деревянные пластины и картонные полоски) и начинайте строить каждый сам свой мостик.
(Воспитатель следит за работой детей, и подсказывает, что оба края «доски» должны лежать на берегах реки. Если у ребенка оказалась короткая «доска», воспитатель предлагает подумать, что можно сделать: найти длинную «доску» или воспользоваться мостиком другого ребенка).
Все построили мостики?
А теперь давайте осторожно перейдем на другой берег.
Молодцы!
* * * * * *
Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Как много мы сегодня успели сделать!
(воспитатель задает вопросы и бросает мяч)
Где же мы сегодня с вами побывали?
Что мы делали?
Как нам удалось переправиться через реку?
Хотели бы вы еще раз побывать на лесной полянке?
Предполагаемые ответы детей:
- На лесной полянке.
- Отгадывали загадки, играли с цветными льдинками, искали зверюшек.
- Мы построили мостики.
- Да.