Елена Копнова
Занятие по обучению грамоте по сказке «Мороз Иванович»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: читать слоги, слова, предложения с изучаемой буквой Б, б.
Программные задачи : познакомить со звуком [б], [б'] и буквой Б, б. Закреплять умение определять позицию звуков в слове. Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить соотносить звук и букву.
Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, называть слова с противоположным значением.
Развивать речевое и зрительное восприятие, внимание, память, моторику рук.
Пополнять словарный запас по теме «Зима».
Публикация «Занятие по обучению грамоте по сказке „Мороз Иванович“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Создать хорошее настроение, воспитывать доброту, взаимовыручку, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа: терем, изба, нянюшка, рукоделие, перина.
Оборудование: цветные колпачки на каждого ребенка, конверты с набором слов, карандаши, макеты слогов, алгоритмы, карточки с заданиями, буква Б в разных стилях шрифта, планшет «Веселые резиночки»,
Билингвальный компонент: ыс-зима, й-дом, Дед Мороз- Аяз-ата,
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Беседа воспитателя с детьми о времени года.
Воспитатель: - Какое сейчас время года? (зима) а на казахском языке? /ыс/
- Зима какая? (снежная, морозная, белая, холодная, ветреная)
- Какие вы знаете сказки, события которые происходят в зимнее время? («Лисичка сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Снежная королева»,
«12 месяцев», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «По-Щучьему веленью», «Мороз Иванович»).
Воспитатель: Послушайте, я расскажу вам одну историю.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась….
Ребята, послушайте кто – то плачет….
/переодетый ребенок, заходит, плачет и рассказывает, что с ней приключилось?/
Рукодельница: Пошла я с ведерком к колодцу и нечаянно его уронила, теперь, что я скажу нянюшке!
Воспитатель: Скажите, вы внимательные, заботливые ребята? А давайте поможем Рукодельнице? (ответы детей) Не печалься, Рукодельница, мы с ребятами тебе поможем. Чтобы быстрее попасть в царство Мороза Ивановича нужно одеть вот эти волшебные колпачки. Но прежде чем их надеть вы вспомните и назовите слова, в названиях которых есть звук [Б, Б]. (дети называют и одевают колпачки)
Воспитатель: Молодцы! А чтобы в пути у нас не замерзли губы, давайте их разомнём.
Речевая гимнастика
Ма-ма-ма вот идет зима.
Ме-ме-ме рады мы зиме.
Дём-дём-дём к колодцу мы идём.
Сы-сы-сы мерзнут носы.
Та-та-та кругом красота.
Ра-ра-ра начинается игра.
Са-са-са ждут в пути нас чудеса.
Вот мы и попали в царство Мороза Ивановича. Как вы помните, на пути встречаются печка, яблонька и, конечно, терем Мороза Ивановича. Как мы уже сказали, что мы дружные ребята, и поэтому нам будет не трудно помочь Рукодельнице. Чтобы быстрее дело делалось и ладилось, мы с вами разделимся на 3 группы: одна группа ребят отправится к печке, другая – к яблоне, а третья – к Морозу Ивановичу. (Дети делятся на три группы по цвету колпачка и по корригирующим дорожкам идут в центры)
1 центр книги (у печки) /второй педагог/
Воспитатель: А вот и первое задание.
Задание №1 Упражнение «Найди место звука в слове»
Определите место звука [б], [б] в словах и обозначьте его фишкой.
Задание №2 Д/игра «Составь предложение». (у каждого ребенка в подносе лежат напечатанные слова, из слов составляют предложения, читают их)
Можно ли так сказать :
• Снег, белый, выпал.
• зима, наступила, снежная.
• из, дети, горку, снега, сделали.
• дорожки, ребята, от, чистят, снега.
Задание №3 Нам необходимо назвать антонимы – слова с противоположным значением. Кто ответит правильно, тот - молодец
Большой, веселый, черный, холодный, умный, старый, день, начало, длинный, добрый, мягкий, далеко, сильный, хороший, много.
2 центр науки (у яблоньки) /первый педагог/
Воспитатель: Скажите, ребята, а где живёт Мороз Иванович? (в колодце, а как называется дом, в котором он живёт? (терем)
Как дом будет по-казахски? (й). Сделаем звуковой анализ слова «терем»
Задание №1 Звуковой анализ слова «терем» по алгоритму.
? ?? терем -? - ?
Задание №2
Воспитатель: Ребята, посмотрите у яблоньки для вас еще есть задание: на яблочках есть только слоги, необходимо дописать их и превратить в слова.
Игра «Читай-ка на яблоках» /уровень сложности 2/
БА, БО, БУ, БЫ, КИ, ТЫ, МАГА, ТЕ, ЗИ, ДЕ. Дети составляют из слогов слова.
Задание №3
Воспитатель: И самое трудное задание: попробуйте превращать слова, изменив в них первую букву. Упражнение «Превращение слов» /уровень сложности 3/
В словах БОК, БОР заменить первую букву, придумать новые слова. (КОК, РОК, СОК, ДОК, ШОК, ТОК, СОР, ВОР, МОР)
3 центр искусство (у Мороза Ивановича) /педагог в костюме Деда Мороза/
Мороз Иванович : Чтобы ваши пальцы в тереме не замерзли, давайте их разомнем.
Пальчиковая гимнастика:
Сожмите пальцы в кулачок (поочередно разгибать их, начиная с большого).
Большой палец встал один.
Указательный за ним.
Средний будит безымянный
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все - «Ура!»
В путь нам всем уже пора.
Задание №1
Мороз Иванович : Ребята, у меня в словах буква «Б» от холода куда-то пропала, помогите мне дописать и прочитать эти слова.
(со…ака, шу…а, ба. очка, зу, бара. ан, …анка)
Задание №2
Мороз Иванович : Ребята, а сейчас для вас вот такое задание «Оживите буквы». С помощью карандашей дорисуйте им ручки, ножки, глаза, можно и одежду.
Задание № 3
Мороз Иванович : Люблю я землю украшать снегом, снежинками. И вы мне помогите. Выложите вот такие снежные буквы:
М, О, Р, О, З (Детям предложить выложить с помощью резинок разные буквы и прочитать, что получилось)
планшет «Веселые резиночки».
По сигналу колокольчика дети собираются в круг.
Воспитатель: Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, и самое главное помогли Рукодельнице.
Мороз Иванович : Спасибо, ребята, спасибо и тебе Рукодельница, за ваш труд, за вашу помощь. Я возвращаю вам ведерко. Ведерко не простое, здесь для вас подарки от меня. (Мороз Иванович вручает ведерко, прощается)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, ну и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте, подарим Морозу Ивановичу вот эту ёлочку. А ёлку мы украсим разными разноцветными шарами.
Воспитатель: Раз, два, три, колпачки сними!
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше зимнее приключение.
Итог: (алгоритм из 6 картинок)
Кто встретился в нашем путешествии? /Рукодельница, яблоня, печка, Мороз Иванович/
Какие задания были у печки? / найти на каком месте стоит звук [Б, Б], составить предложение из слов, назвать слова, противоположные по смыслу/
Какие задания были у яблоньки? /провести звуковой анализ слова [терем], составить слова из слогов, образовать новые слова/
Какие задания были у Мороза Ивановича? /вписать букву Б и прочитать слова, дорисовать буквы, выложить буквы на планшете/
Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание показалось трудным?
Кто сегодня занимался хорошо?
А кто думает, что он сегодня очень старался?
Вы мне тоже сегодня очень понравились. На этом наше путешествие закончено. До свидания.