Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке»

Лариса Сусликова
Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке»

Занятие по обучению грамоте

«Путешествие по сказке»

Цель занятия: Систематизировать знания детей по обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление знаний о звуках, умения различать гласные и согласные звуки.

Закрепление навыков чтения.

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза,

Закрепление навыков умения ориентироваться в слове

Развитие смысловой стороны речи;

Коррекционные:

Развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Активизация зрительной функции прослеживания.

Развивающие:

Развитие речи, внимания, памяти, творческого воображения.

Развитие логического мышления.

Воспитывающие:

Воспитание умения работать коллективно.

Формирование социального партнёрства, желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности

Методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Игровой

Приёмы:

Сюрпризный и игровой моменты.

Создание проблемной ситуации.

Показ и рассматривание иллюстраций.

Беседа

Художественное слово

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Рассматривание иллюстраций по сказке.

Коррекционно – развивающая образовательная деятельность по обучению грамоте.

Оборудование:

Сказочный конверт с письмом;предметные картинки: гуси-лебеди, яблоня, печка, речка, мальчик, девочка, цветы; макет печки; пирожки с буквами; сигнальные карточки для определения характеристики звуков; искусственная яблоня с яблоками; схемы-карточки для определения места звука в слове; картинки-бревнышки; текст рассказа «Яблоня».

.

Ход занятия:

Вводная часть.

Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно от кого она?

В ней всего лишь одно слово написано «Помогите!»и картинки нарисованы: гуси-лебеди, яблоня, речка, печка, мальчик, девочка. Видимо, тот, кто ее прислал, не умеет писать.

Ребята, вы не догадались, герой какой сказки просит нас о помощи? (ответы детей)

Правильно, Аленушка из сказки «Гуси-лебеди».

Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.

Ребята, а как вы догадались? (по картинкам из телеграммы)

(картинки расположены на фланелеграфе)

Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам картинки. (дети по очереди рассказывают)

Основная часть.

Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке и помочь Аленушке? Тогда давайте отправимся прямо сейчас.

Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

А вот и печка стоит.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Молчит печка, не отвечает.

Посмотрите, а в печке пирожок лежит, не простой, а с заданиями. Выполним их, тогда и скажет печка, куда гуси-лебеди полетели.

Задание №1. Достаньте из печки пирожки с буквами. На красный поднос положите пирожки с буквами, обозначающими гласные звуки. А на синий – пирожки с буквами, обозначающими согласные звуки. (дети по очереди подходят и выполняют задания)

Скажите, какие звуки называют гласными? (ответы детей)

А какие есть еще звуки? (согласные звуки)

Логопед читает стихотворение.

Звуки эти разные гласные,согласные:

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Аленку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

А у согласных свой характер:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Задание №2. У печки есть еще одно задание. Определить какой первый звук в слове гласный, согласный, согласный твердый, согласный мягкий и выбрать сигнальную карточку нужного цвета. (аист, кот, игра, пол, мишка, улитка, лимон, этажерка, торт). Будьте внимательны, если кто-то ошибется, мы не сможем найти Иванушку.

Игра «Поможем яблоньке». Закрепление умения составлять слова из слогов.

Перед нами яблоня с необыкновенными яблоками. А на самом красивом яблоке задания. Поможем яблоньке освободиться от яблок, выполним задания, тогда и скажет нам она, куда идти дальше искать Иванушку.

Задание №1. Прочтите слоги, написанные на моих яблочках. (дети по очереди срывают яблоки, читают слоги)

Задание №2. Составьте слова из слогов,но прежде вспомните правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. (ла, си, лам, ло, гу, па, та; лоси, гуси, лопата, лампа, сила)

Развитие фонематических представлений, умение соотносить звук и букву. Работа с кассами букв.

Задание №3. А теперь яблонька предлагает поиграть со своими упавшими яблочками. Яблочки эти тоже не простые, они с картинками. Названия картинок я буду передавать по звукам. А вы из букв разрезной азбуки на наборном полотне выложите слова. (лук, такси, капуста)

Развитие фонематических представлений, умение определять место звука в слове.

Задание №4. Яблонька предлагает вам еще одну игру «Доскажи словечко». Вам нужно определить место звука {Р} в досказанных словах по карточкам-схемам.

- Лесники ее домой взять не захотят.

Ей не скажешь «Кошка, брысь»,

Потому, что это ….рысь.

- Я взял муку, я взял творог

Испек рассыпчатый ….пирог.

- Кто альбом раскрасит наш

Ну конечно ….карандаш.

- Где обедал воробей

В зоопарке у ….зверей.

Пальчиковая гимнастика.

Впереди у нас дальняя дорога. Давайте отдохнем. Выполним пальчиковую гимнастику.

Закрепление умения составлять предложения по схеме.

Яблонька нам дальше путь указывает. К речке нас направляет. В речке рыбка плавает. Давайте поймаем ее, может она нам поможет. На рыбке задание. Речка просит нас построить мостик из бревен, что на берегу лежат. К каждому бревнышку прикреплена картинка. Мы сможем положить бревнышко только тогда, когда составим предложение по картинке. (дети по очереди берут бревнышки с картинками и составляют предложение, определяя количество слов)

Вот мы и построили мостик. Теперь можно перейти через речку. Проходите осторожнее, старайтесь не замочить ноги.

Развитие фонематического слуха, умение различать на слух звуковой состав гласные звуки.

Мы оказались на поляне с цветами. На цветах написаны буквы, обозначающие гласные звуки. Выберите себе цветочек. (звучит тревожная музыка)

Летят гуси-лебеди, берегите цветы. У кого в руках цветы с гласными буквами, которые смягчают согласные, прячьтесь в зеленый круг, а у кого не смягчают – в синий круг.

Заключительная часть.

Игра «В гости к Бабе – Яге». Чтение текста.

Вот, мы уже добрались до дома, где живет Баба – Яга. Посмотрите Иванушка на лавочке сидит. Баба Яга отпустит Иванушку лишь тогда, когда мы книжку почитаем. (дети читают рассказ «Яблоня» по цепочке)

Теперь мы можем забрать Иванушку.

Вот и помогли мы Аленушке. Давайте ещё раз вспомним, где побывали и что делали. Знайте, дружба, и знания всегда победят зло.

Литература :

Александрова Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада"

Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Наталия Нищева: Любимые сказки: Гуси-лебеди. Конспект занятия по обучению пересказу детей 4-5 л.

Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке»
Опубликовано: 7 октября 2014 в 21:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 октября. День тренера

Свой профессиональный праздник сегодня отмечают спортивные наставники. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы увлечь ребенка спортивной темой и стать для него первым тренером.

30 октября. День подготовки зверей к зиме на МААМ

Зима уже не за горами, дни уменьшаются, а на улице холодает. Пора рассказать ребятам о том, какие изменения в природе происходят в это время года, как готовятся к зиме дикие животные. Предлагаем посвятить...

Конспект НОД по физической культуре «Цыплята и утята» в младшей группе
Тема: Цыплята и утята. Цель: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Вызвать у детей положительный...
Фотовыставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия»
Наши руки – не для скуки! Всё умеют делать руки! Интересные дела Осень детям принесла! Буслова Светлана. Осень – чудесное время года! Именно осенью...
Осенняя фотосессия в младшей группе
ОСЕННЯЯ ФОТОСЕССИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЦЕЛЬ: - Организовать осеннюю фотосессию на тему «Осень золотая». С целью обогащения осеннего мироощущения,...