Наталья Леонтьева
Занятие по оптимизации общения с детьми старшего дошкольного возраста «Когда я боюсь, и что с этим делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия педагога-психолога с детьми 6-7 летнего возраста по оптимизации общения в детском саду.
Тема: "Когда ты боишься и что с этим делать?"
Цель: создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок».
Раздел программы «Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».
Структура занятия состоит из последовательных этапов.
1. Приветствие - разминка, направленная на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния.
Публикация «Занятие по оптимизации общения с детьми старшего дошкольного возраста „Когда я боюсь, и что с этим делать?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
2. Создание проблемной ситуации посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки.
3. Дискуссия по проблеме, в ходе которой у детей формируются социальные знания об эмоциональных состояниях, умение оценивать значимые ситуации.
4. Рисование по теме (с диагностической, либо профилактической коррекционной целью).
5. Игры на развитие межличностного взаимодействия, расширение представлений ребенка о личности и социальном поведении, эмоциях и эмоциональных состояниях людей.
6. Заключительная часть – расслабляющие упражнения.
Занятие «Когда ты боишься и что с этим делать?» 1 часть
Цель: формирование социальных компетенций, позволяющих понимать, оценивать и прогнозировать социальные ситуации, вызывающие страх.
Задачи:
уточнить представления детей об эмоции страха;
сформировать умение оценивать проявленную эмоцию страха;
научить определению вариантов развития ситуаций, связанных с проявлением эмоций страха.
Ход занятия.
Вводная часть. Приветствие
Упражнение «Дождик»
Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.
Психолог: «Набежали тучки, и пошел дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще… Настоящий ливень!"
Основная часть
1. Дискуссия
Психолог рассказывает детям о том, что когда он был маленьким, то очень многого боялся: темноты, одиночества, больших собак, зубных врачей, высоты и т. д. После этого он задает вопросы.
А с вами, ребята, такое случалось?
А чего вы боялись, когда были совсем маленькими?
А как вы смогли победить свой страх?
Можно ли вообще ничего не бояться?
Для чего же страх иногда бывает нужен?
А как сделать так, чтобы бояться меньше?
Кто может в этом помочь?
Вы можете рассказать о своем страхе?
А показать, как вы боялись?
2. Рисунок на тему «Чего я боюсь?»
Психолог: «Ребята! Вы точно как вам было страшно, как вы боялись. А что вы чувствовали при этом? Может быть, вы сердились за свой страх на себя или на других?
Возьмите лист бумаги и покажите, скомкав лист, как вам было страшно или как вы сердились… Хорошо, если по вашим движениям, по вашему лицу это будет понятно… Только не порвите листок!
Дети выполняют задание.
А теперь давайте развернем этот лист, разделим его и положим перед собой. Вспомните, о каком своем страхе вы говорили сегодня, чего вы боитесь больше всего? А может, у вас есть не один, а несколько страхов? Давайте их нарисуем на этом разглаженном листочке.
Дети рисуют свой страх и рассказывают о нем. После этого следует обсуждение.
Обсуждение рисунков. Рассказы детей.
В случаях серьезных страхов следует обратить на них внимание и провести индивидуальную коррекционную работу.
Игра.
Дети изображают лесных зверушек, которые боятся:
- Змея-Горыныча лесного;
зайчика, который боится:
- укола врача и т. д.
Психолог подчеркивает внимание на мимике и пантомимике героев, объясняет причины, вызвавшие страх.
Заключительная часть
Релаксация. Упражнение «Ветерок»
Занятие «Когда ты боишься и что с этим делать?» Часть 2.
Позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь?»
Ход занятия.
Вводная часть. Приветствие.
Упражнение «Шум растет»
Психолог: «Ребята, сегодня мы научимся играть в новую игру, чем-то она похожа на игру «Дождик», но «разговаривать» будут теперь не ваши ладошки, а ваши щечки и горлышки. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по- другому: «Ж-ж-ж-ж!», и наконец, Шумок превратился в настоящий Шум : «Ж-ж-ж-ж-ж!». Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!.
Основная часть.
Создание проблемной ситуации.
1. Дискуссия
Психолог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на прошлом занятии. Дети говорят, что рисовали страх.
Психолог: «Когда я собрала эти рисунки, то решила, что навсегда избавлю вас от них, сожгу, а пепел выброшу. Но, странное дело! Рассмотрев эти «страшилки», я вдруг поняла, что мне их жаль. Представьте, какого им приходится, таким страшным, ужасным и непривлекательным! Никто их никогда, наверное, не любил! Может, поэтому они такими и стали? Как вы считаете?
2. Позитивное изменение рисунка
Дети работают с вопросами и заданиями.
Психолог: «Как вы думаете, все ли страшилки на самом деле опасные?
- А может, стоит по-другому на них посмотреть, поработать с кисточкой или карандашем и жизнь у этих страшилок наладится?
- Как вы думаете, чего им не хватает? Нарисуйте.
Какими они станут? Нарисуйте.
Теперь они вам больше нравятся?
А страшные они теперь?
3. Подведение итогов
Вопросы для беседы:
- Как вы понимаете, что человек испытывает страх?
- В каких случаях проявлять страх правильно, а в каких – нет?
Игра «Клеевой дождик»
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
- проползти под корягой
- обогнуть широкое озеро
- пробраться через дремучий лес
- спрятаться от диких животных и т. д.
Релаксация «Деревце»
Слова сопровождаются движениями:
Ветер дует мне в лицо
Раскачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Ветерок все ниже, ниже.