Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»

Елена Никифорова
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок».

Цель:

1. Формировать у детей художественное отношение к детской литературе.

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес и любовь к родному краю средствами художественной литературы.

2. Учить детей словотворчеству, понимать художественное произведение в целом.

3. Развивать словарь детей, способность слушать и понимать различные литературные произведения (сказку).

Предварительная работа:

1. Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе Севера.

2. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов о животных Севера.

3. Разучивание северных считалок, пословиц. Поговорок.

4. Занятия по изобразительной деятельности на темы о Севере.

5. Участие в конкурсе поделок из шишек «В лесу все прекрасно!»

6.Обогащение словаря детей: писк, копытца, обессилел, кочка, мох.

Оборудование:

1. Книга И. Истомина «Ненецкие сказки».

2. Портрет писателя.

3. Макет тундры.

4. Игрушки – оленёнок и мышонок.

5. Макет волшебной книги.

6. Ширма.

7. Диск с музыкой «В гостях у сказки».

---

-Доброе утро, ребята! Встаньте в кружок и послушайте меня внимательно! Ребята, я знаю, что вы все любите сказки, и поэтому я хочу открыть вам одну тайну. Но для этого вначале надо отгадать загадки. Вы умеете отгадывать загадки?

-Слушайте внимательно!

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. Кто это? (олень).

-Где живет олень? (на севере, в тундре).

-Покажите, как ходит по тундре олень.

-А вот вторая загадка:

Под полом таится,

Кошку боится (мышка).

-Мышка – девочка, а мальчик? (мышонок).

-Правильно, а где живут мышата? (Живут и под полом в домах, и в лесу, и в тундре).

-А сейчас закройте все глаза и узнайте,чей это голос:

-Х-р-р. (Это хоркал олень)

-Да, это хоркал большой олень, а как мы назовем маленького? (олененок).

-Вот он какой (убираю ширму, показываю игрушку оленёнка на макете «тундра»).

-Вам нравится оленёнок?

-Какой он? (красивый, стройный).

-Как он бегает по тундре? (Быстро).

-Сколько у него ножек?

-А это что? (Копытца).

-На что похожи рожки? (На веточки дерева).

-Закройте ещё раз глазки и послушайте,чей это голосок: пи-пи-пи.

-Кто пищал? (Мышонок).

-Где же он? Вот он где спрятался под мхом за кочкой!

-Ребята, посмотрите, на что показывает моя волшебная палочка, и назовите, что это у мышонка? (Уши).

• А ласково? (ушки,

• Глаза - глазки,

• Лапы – лапки.

-Когда мышонок быстро скрывается во мху или прячется за кочку, про него говорят «юркнул». Повторим слово. (Показываю, как прячется мышонок, дети повторяют, 2-3 раза).

-Кто больше, мышонок или оленёнок?

• Правильно, посмотрите, по сравнению с маленьким мышонком олененок кажется очень большим, великаном.

-Хотите поиграть?

- Я скажу – «мышонок» – вы присядете - юркните и будете маленькими, маленькими, спрячьте руками глазки, а когда я скажу «олененок», вы станете большими, великанами, покажете рожки веточки.

-Молодцы! Ну, наконец – то, я вам открою тайну,которую обещала: вот волшебная книга «Ненецкие сказки» (показываю макет, ее написал писатель Иван Истомин, он тоже жил на Севере и очень любил свой край,а детям говорил: «Без сказок скучно жить на свете. Люди придумали их для детей, чтобы дети знали и любили родной край, учились быть добрыми и умными».

- Как только я открою волшебную книгу, мы сразу окажемся в сказке и узнаем, как однажды играли олененок и мышонок в тундре.

-Хотите очутиться в сказке? (Звучит музыка «В гостях у сказки»).

-Ребята, а мышонка и оленёнка возьмём с собой?

-Проходите, пожалуйста, тихо-тихо! Усаживайтесь! (Дети проходят через макет книги, усаживаются).

-А вот и настоящая книга, которую написал Иван Истомин, а это его портрет. Дети любят его сказки и называют дедушка Иван.

-Чтение сказки.

-Понравилась сказка?

-Посмотрите внимательно на иллюстрацию в книге, кто встретился в тундре?

(мышонок и оленёнок).

-Мышонок и Олененок будут очень довольны,если вы ответите на вопросы:

1. Почему мышонок еле успевал гнаться за оленёнком? (У оленёнка ноги больше, чем у мышонка).

2. В какую игру предложил поиграть мышонок? (В прятки).

3. Как он сказал? (Давай в прятки играть)

4. Кто первый спрятался? (Оленёнок).

5. Покажите, как мышонок сел на задние лапки, а передними закрыл глаза?

-Долго искал мышонок оленёнка, но найти не мог. Наконец обессилел совсем.

6. Ребята, что значит обессилел? (Устал).

7. Что придумал мышонок, чтобы найти оленёнка? (Обхитрить оленёнка).

-Давайте вместе крикнем Олененку, как мышонок: «Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать».

-Вскочил Олененок, чтобы рога спрятать, тут его мышонок и увидел.

8. А почему оленёнок не нашёл мышонка? (Потому что мышонок юркнул в мох, и его не видно, а хитрить оленёнок не умел).

-Доскажите словечко:

-«Эх ты, олененок, - сказал мышонок, - сам большой, а недогадливый». –«Я маленький, а… тебя обхитрил!»(Можно повторить).

9. Почему теперь олененок и мышонок никогда не играют вместе? (Олененок обиделся на мышонка).

10. Кто вам больше понравился?

11. Почему?

-Ребята, давайте отдохнём и поиграем:

«Оленёнок в тундре жил, головой крутить любил.

Оленёнок мох искал, снег копытом разгребал.

А потом вдруг убежал».

-Хотите, я ещё раз вам прочитаю о том, как мышонок обхитрил оленёнка?

«Решил обхитрить мышонок олененка и закричал: «Дружок Олененок, ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать! Оленёнок подумал: «Эх, плохо я сделал! Правду мышонок говорит Вскочил он, чтобы лучше рога спрятать, тут его мышонок и увидел. «А теперь я спрячусь!» - сказал мышонок. Долго оленёнок искал мышонка, но найти не смог. Обессилел совсем и лёг отдыхать. Мышонок выбежал из – за кочки и смеётся: «Эх ты, дружок Оленёнок! Сам большой, а …недогадливый! Я маленький, …а хитрее тебя! И юркнул в мох. Фыркнул оленёнок от обиды и побежал в другую сторону. С тех пор никогда не увидишь, чтобы оленёнок с мышонком вместе играли».

ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ, МОЛОДЕЦ!

-А молодец будет тот, кто поиграет с мышонком и оленёнком и перескажет то, что я прочитала.

-Итог.

-Какую сказку читали? Кто автор?

-Понравилась волшебная книга?

-Кто молодец?

(Музыка «В гостях у сказки», выходим из волшебной книги).

СКАЗКА

Иван Истомин

«МЫШОНОК И ОЛНЕНОК»

Публикации по теме:

Контрольная для взрослых .

Занятие по ознакомлению с художественной литературой Занятие по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе. Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок». Цель: 1. Воспитывать.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Русские народные сказки
  • Дикие животные
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 17:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки