Лилия Викторовна Ишина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как сделали томатный сок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Учить детей моделировать существенные признаки помидора. Познакомить детей с трудом овощеводов и рабочих плодоовощного консервного завода; воспитывать уважительное отношение к этим профессиям.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Как сделали томатный сок“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сок. Все о соке для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Оборудование: магнитная доска. Фишки маленькие помидорчики. Картинки: сугроб, контур прозрачной теплицы, маленькие и большие кустики томатов, улыбающееся солнышко, грузовые машины. Несколько сюжетных картинок: овощеводы выращивают рассаду в теплицах под стеклянным или плёночным покрытием; с помощью специальной машины высаживают рассаду помидоров в поле; механизатор с помощью дождевальной установки поливает высаженные ровными рядами кустики; овощеводы в поле снимают с кустов спелые помидоры, складываю их в ящики, грузят в машину. Детали приспособлений для изготовления сока, из которых можно создать конвейер консервного завода. Банка томатного сока, одноразовые стаканы.
Ход: Занятие начинается с краткой беседы о помидорах и томатном соке. Затем воспитатель читает детям загадки:
1. Растут на грядке,
Зелёные ветки,
А на них
Красные детки. (Ответы детей).
2. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы любите томатный сок? А все ли из вас знают, сколько надо потрудиться, чтобы его сделать? Может быть, нам расскажет об этом сам помидор?
Появляется ребёнок в костюме помидора, на голове шляпа.
Помидор:
Я синьор Помидор,
Круглый я и гладкий,
Всем известно с давних пор -
Я живу на грядке.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой синьор Помидор сегодня нарядный, какая у него красивая шляпа.
Помидор: Эта шляпа не простая, ребята, если бы её не было, то не было бы и меня.
Дети и воспитатель (удивляются). Почему?
Помидор рассказывает им о том, что когда растение подрастает, у него наступает пора цветения, на кустах помидоров появляются небольшие белые цветочки, похожие на звёздочки, с жёлтой серединкой. Цветы замечают пчёлы и другие насекомые. Они перелетают с цветка на цветок, перенося на лапках пыльцу из жёлтой серединки. Через некоторое время цветок вянет, а внутри появляется маленький плод. В теплицах же, помидоры опыляют искусственно.
Помидор: Попробуем вместе вырастить томаты и сделать сок, дети! Вот вам мои детки – семена. Их надо посеять ещё зимой. Но куда: в сугроб или теплицу? Выбирайте сами место.
(Дети советуются друг с другом и, выбрав теплицу, помещают её на магнитной доске).
Помидор: Спасибо, ребята. Вот вам за это фишки. Тепло моим деткам – семенам. Когда на полях ещё белеет снег и земля ещё не прогрелась, в теплице, как весной. Что же там происходит? Интересно! Всем, кажется, что семена уснули. Но могут ли семена уснуть в тёплой, влажной земле?
(В это время на доске (в теплицу) воспитатель прикрепляет кустики помидорной рассады).
Помидор: Вот чудо! Посмотрите, дети! Кто объяснит нам это чудо?
(Ответы детей)
Тот, кто ответил правильно, получает фишки и объясняет всем, как из семян выросли кустики.
Воспитатель в это время прикрепляет на доску изображение солнышка, затем читает стихи.
Воспитатель:
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну, конечно, это…
Дети: солнце.
Всё выше солнышко, всё теплее вокруг. Весна! Окрепла наша рассада и тесно ей стало в теплице. Забеспокоились кустики: «Мы останемся тут на -всегда?» Дети, что будет, сними дальше?
(Тот, кто предложит высадить кустики на грядки, получает фишку и право самому сделать это на магнитной доске).
А воспитатель показывает всем картинку, как такую работу делают взрослые в поле с помощью машин.
Воспитатель: Послушайте, о чё м шепчут наши кустики: «Пить, пить, пить!»
Наверное, наступило…
Я соткано из зноя.
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь! – приглашаю.
И любите за это вы все меня.
Я…
Дети: лето.
Помидор: Жарко! Приуныли, привяли наши кустики. Помогите им, дети.
Воспитатель помогает детям выбрать способ поливки. Загадывает загадки.
1. Один льёт, другая пьёт, третье растёт.
2. Бывает ли у дождика четыре колеса?
Скажи, как называются такие чудеса?
3. Нагнут меня ребятки,
И дождь пойдёт на грядки. (Ответы детей).
Фишки получает тот, кто назвал средство для полива : лейка, ведёрки, кружки, дождевальная установка, а также вспомнил о дожде.
Потрудились наши огородники, устали. Теперь вздремните.
Релаксационное упражнение «Маленькие семена»
Воспитатель: Я превращаю вас в маленькие семена. Садитесь на коврик. Тёплое солнышко пригрело семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли растения. Расслабитесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабления).
Затем, воспитатель прикрепляет алые помидоры на кусты или зелёные кусты меняет на кусты со спелыми помидорами.
Настало время разбудить детей.
Воспитатель: Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые,
Летом зеленеют,
К осени краснею.
Дети: помидоры.
Чтобы поддержать радость детей, можно устроить весёлый хоровод с синьором Помидорами. В центре – победители – те, кто набрал больше других фишек.
Помидор: Ребята, мне очень понравился ваш хоровод, но я спешу по делам.
(Помидор уходит).
Воспитатель показывает банку с томатным соком и вместе с детьми любуется его цветом. Объясняет, что сок сделали на консервном заводе.
Возникает вопрос: как его делают?
Воспитатель: Придётся, видимо, отправиться на завод.
Заранее подготовленные картинки выставляются на нижнем бортике магнитной доски.
Но ведь урожай ещё не собран. Как доставить его на завод?
Правильно ответившим детям воспитатель поручает собрать урожай, погрузить его в машины и укрепить их на доске.
Воспитатель: Беспокоятся помидоры: «Куда же мы поедем с родного огорода?»
Верно, ответивший получает фишки. На доске воспитатель вместе с детьми моделирует основные этапы (виды) работы на конвейере.
Помидоры удивлё нно спрашивают: «И тут тёплый, щедрый дождь? Нет! Мы ошиблись! Это мойка! Как приятно искупаться!» Тут помидоры попадают под пресс. Появляется сок. Что теперь нам потребуется? Поспешите, дети! Скорее, скорее…»
Дети: банки.
Отгадавший получает фишку.
Воспитатель: Как только выставлены банки, сок брызнул в них струёй. Угощайтесь на здоровье! Ребята, вы получаете домашнее задание: узнать у мам и бабушек, как они делают томат для борща и отразить этот процесс в рисунках.
(Дети пьют томатный сок).
Примечание. Для демонстрации работы можно использовать соковыжималку, а так же можно придумывать приключения томатов вместе с детьми, использовать стихотворения,сказки, загадки, и интерес детей не исчезнет.