Занятие по познавательно-речевому развитию «О том, чего не замечают взрослые»

Татьяна Агапова
Занятие по познавательно-речевому развитию «О том, чего не замечают взрослые»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «О том, чего не замечают взрослые»

Цель: расширять и уточнять представления детей об особенностях природы в осенний период

Задачи:

1. Образовательная область «Познавательное развитие»

- Расширять и уточнять представления детей о природе родного края. Закреплять умение наблюдать за объектами живой природы. Расширять и уточнять знания детей о рябине. Закреплять понятие «лес» (смешанный). Расширять представления детей о диких животных: где живут, как готовятся к зиме. Развивать логическое мышление, умение решать проблемные ситуации, внимание, наблюдательность, сообразительность, интерес к природе. Воспитывать умение видеть необычное в простом, красивое в повседневном.

2. Образовательная область «Речевое развитие»

- Продолжать развивать интерес детей к художественному слову. Учить отгадывать загадки, уместно употреблять пословицы и поговорки.

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Учить детей делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями, высказывать свою точку зрения, строить свои высказываниями. Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношение к труду. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Упражнять в образовании однокоренных слов (медведица – медвежонок). Обогащать словарь детей прилагательными. Продолжать формировать умение поддерживать беседу. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение проявлять заботу об окружающих.

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Приобщать детей к изобразительному искусству: познакомить с произведением Василия Поленова «Золотая осень» о природе Тульского края. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус. Закреплять знания о формах объектов природы, развивать чувство формы, пропорций. Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины. Учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее. Продолжать развивать интерес к музыке, отзывчивость на нее. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

5. Образовательная область «Физическое развитие»

- Обогащать двигательный опыт детей, развивать крупную и мелкую моторику детей. Вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями, развивать внимание, память, слух.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Материалы и оборудование:

Музыкальное сопровождение: пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Мультимедийные ресурсы: презентация «Осень», презентация «Волшебная зарядка».

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы: В. Бояринов «Почему у дуба облетели листья», И. Бунин «Березовый лист», Н. Артюхова «Большая береза», Л. Толстой «Как ходят деревья», легенды о рябине, отгадывание загадок о диких животных, деревьях, приметах осени, дидактические игры, лабиринты.

- интерактивные игры «С какого дерева листок», «Запасы белки», просмотр презентации «Сентябрь»,

- опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу, определение толщины и высоты деревьев, тень деревьев в разные части суток

- слушание музыки: Ф. Шопен «Осенний вальс», А. Вивальди «Осень»; музыкально - ритмические движения «Осенние листочки»; «Осенний пейзаж» коллаж, «Осенние деревья» обрывная аппликация, рисование «Ветка рябины»; плетение из бисера: береза, сказочные деревья, клен, дуб, рябина.

- упражнения: «Веточка», «Деревце»; бег между деревьями; релаксация «Обними дерево», подвижная игра «Найди свое дерево», упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно».

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, у нас сегодня гости, поприветствуем их и пожелаем всем нам хорошего настроения и удачного дня.

Коммуникативная игра «Доброе утро». (Дети приветствуют гостей, желают удачного дня).

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель – Ребята, какие вы сегодня красивые. Только люди бывают красивыми? А в природе есть красота? Какую красоту мы можем увидеть в окружающей нас природе? (Рассуждаем, что такое красота – слова, стихи, предметы, поступки, музыка, свой диалог выстраиваю, исходя из полученных ответов).

Воспитатель - Осень – красивое время года. Поскольку красота всегда немного волшебство, приглашаю вас в гости к осени.

Предлагаю сесть на стулья перед экраном интерактивной доски. И тут, оказывается, что стульев хватает не всем. Вместе ищем выход из ситуации – мальчики вспоминают о правилах хорошего тона и уступают места девочкам. - Вот вам пример красивого поступка, доброго дела.

Когда все удобно устроились: релаксационное упражнение «Осень». Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Звучит пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». На экране пейзаж Василия Поленова «Золотая осень».

Воспитатель читает отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Осень в лесу»:

Красив русский лес в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины.

Прозрачен и чист воздух.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем лесу.

Музыка затихает, дети открывают глаза.

Воспитатель: Ребята, перед вами пейзаж художника, нашего земляка Василия Поленова. Василий Поленов показывает нам красоту осенней природы Тульского края. Вам нравится? (да, нравится, хочется побегать по опушке, понаблюдать, помолчать, любоваться красотой берез, краски яркие, сочные, чистые, хочется поискать грибы, послушать шуршание листвы, день на картине теплый, солнечный, небо безоблачное, ясное, голубое, ветра нет, в лесу тихо, день теплый, солнце яркое, осеннее, игривое, река, как зеркало). Какая осень? (слушаем ответы детей – яркая, солнечная, радостная, ласковая, веселая, сказочная, беззвучная, тихая, спокойная и т. д.).

- Как бы вы назвали этот пейзаж? (ответы детей). Вы почти угадали, пейзаж называется «Золотая осень». Золотая осень – середина осени. Картина называется так потому, что художник использовал много желтого и красного цвета, которые напоминают цвет золота.

Воспитатель: Улетело лето, пришла художница осень и тонкой длинной кистью перекрасила все листья. Красный, желтый, оранжевый…Красив лесной наряд! А как приятно шуршат разноцветные листья. Воспользуемся волшебством: возьмите по два одинаковых осенних листочка. (дети берут по два одинаковых осенних листочка). Вот вы и превратились в осенние листочки.

Физкультминутка «Осенние листочки», дети двигаются в соответствии с текстом.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели. И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю тихо сели.

- Листики березы, где вы? (Мы здесь). Как вы называетесь? (Мы березовые) и т. д.

- Разлетелись осенние листочки каждый под свое дерево. (дети убирают осенние листочки под деревья, заранее подготовленные (поделки из бисера и пайеток)

- Интересно, на что похожи листья? (приглашаю подойти к игре с песком, рисую песком силуэты листьев, дети выполняют пальчиковую гимнастику «На что похожи листья» - авторская игра)

Пальчиковая игра «На что похожи листья»

Дубовый листок в завитушках,

Немного похож на барашка.

Лист березы похож на орешек,

Кленовый похож на ладошку

А еще он похож на веер

Сейчас помашу им немножко.

Рябиновый лист словно детки

На прогулку идут парами:

Парами значит по два, попарно и симметрично,

Ну а первый у них самый главный.

Липовый - похож на сердечко.

Хвоя сосны – на иголки ежа.

- У каждого дерева листочки красивы по-своему.

- Вернемся к пейзажу Василия Поленова. Посмотрите внимательно, как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу? (Ответы детей: я думаю, если на картине много разных цветов, то и деревья растут разные, в таком лесу есть березы, клены, сосны, ели, рябина, дубы)

- Как догадались? (ответы детей: желтый цвет – это березы – они первыми желтеют, много зеленого цвета – наверно это дуб, сосна, оранжевый цвет означает, что здесь есть клен. А это дерево с красными плодами, наверно рябина. Вдалеке наверно есть сосны и ели)

- Как вы думаете, как можно назвать такой лес? (это лес смешанный, потому что в нем есть деревья и лиственные и хвойные)

- Пожалуй, я с вами соглашусь, это лес смешанный.

- Какой зверек мог бы жить в таком лесу? (дети отвечают – лось, косуля, крот, кабан, ящерица, лиса, еж, белка)

- Предположений много, отгадайте загадку.

Хожу в пушистой шубке. Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)

На экране белка.

- Отгадали, это белка.

- Кто хочет голосом белки поблагодарить детей за отгадку? (ребенок голосом белки благодарит детей: спасибо ребята, молодцы, отгадали, это загадка про меня)

- Белка очень хорошая хозяйка: она похвалила нас, давайте мы ее похвалим. Какая белка? (трудолюбивая, быстрая, ловкая, грациозная, хозяйственная, проворная, аккуратная, запасливая, хлопотунья, добрая)

- В народе говорят про очень занятого человека «Крутится, как белка в колесе»

- Почему белка такая печальная? Может, повеселим ее волшебной зарядкой. (дети выполняют «Волшебную зарядку» - интерактивные упражнения под музыку, авторская игра)

- Что могло ее огорчить? Почему она такая печальная? (предположения детей: потерялся бельчонок, преследует лиса, не успела собрать запасы на зиму, устала, кто-то занял дупло, поранила лапку и т. д.)

– Что будем делать, как помочь белочке? (останавливаемся на варианте –потерялся бельчонок.

На доске лабиринт «Помоги белке найти бельчонка». Один ребенок выполняет задание.

- Какие мы молодцы, сделали еще доброе, красивое дело.

- Бельчонок найден, но белочка опять печальная. Как же ей помочь? (Дети: поможем сделать запасы на зиму)

- Кто желает помочь белке собрать запасы? Желающих много, чтобы не было обидно, выберем водящего считалкой. Кто посчитает детей? (один ребенок считает детей, водящий выполняет задание на интерактивной доске: авторская игра «Запасы белки». Если выбор сделал правильно, то картинка исчезнет в корзинке.)

Считалка:

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки.

Кому два, кому три,

А водить то будешь ты.

(Когда задание сделано, воспитатель шёпотом объявляет детям, что они забыли про одну ягоду, которой очень любит лакомиться белка и бельчонок). Если дети не догадались, для них загадка.

Весной зеленела, летом созревала, осенью надела красные кораллы. (рябина)

(На экране гроздь рябины)

- В наших лесах рябины много. Не заметить ее невозможно. Яркие грозди, словно красные кораллы, которые рябине подарила осень, ни с чем не спутать. Не зря рябину называют символом осени. В народе говорят про осеннюю примету: если на рябине много ягод, значит будет хороший урожай картофеля. (детей приглашаю к столу, где лежат грозди рябины, рассматриваем грозди)

- А еще рябину называют символом нашего города Тулы. Вы знаете почему? Если внимательно посмотреть на нижнюю сторону ягоды рябины, то можно заметить, что по форме она похожа на 5 конечную звезду, а звезда – символ защиты. А еще рябина считается деревом счастливым. На территории нашего детского садика есть рябина? (да, есть, у калитки в детский сад, она нас встречает каждый день)

- Хотите сделать сюрприз для белочки? (дети соглашаются, подходят к столам: на столах у детей листы картона с нарисованной веткой рябины без ягод и листьев, наклеенным на него слоем двустороннего скотча, бусины, пайетки, камешки, губки для посуды, пуговицы, бусины пенопласта оранжевого и красного цветов, вырезанные из бумаги одинарные листочки рябины, салфетки, желуди. Дети самостоятельно выбирают материалы для своей работы: на скотч приклеивают гроздь рябины и составляют листок)

В качестве музыкального сопровождения используется «Осенний вальс» В. А. Моцарта и презентация «Осень» для гостей.

Во время работы воспитатель одобряет, советует, хвалит, помогает детям.

- Какие материалы вы использовали? Почему? Как вы думаете, у нас получился сюрприз для белочки? Почему вы так думаете? Почему правильно? Красивые получились веточки рябины, но они не настоящие. Что делать? (ответы детей) Положите свои работы на стол, воспользуемся волшебством. Закройте глаза. (дети складывают свои работы на один стол, закрывают глаза)

- Раз, два, три, рябина - оживи. (дети открывают глаза, на экране корзина с гроздьями рябины и анимация белки).

- У нас получился сюрприз! Мы сделали доброе, красивое дело. Как об этом можно сказать? (Дети: жизнь дана на добрые дела; плохо тому, кто добра не делает никому) Вам понравилось в гостях у осени? Что вам понравилось больше всего? (помогать белке, собирать запасы, веселить ее, рассматривать пейзаж, отгадывать загадки, говорить о красоте).

- Красота бывает не только в красивых журналах, словах, поступках, но и в природе, не забывайте об этом.

- Еще хотели бы встретиться с белкой и узнать, как она перезимовала? Тогда простимся с ней до весны. (Дети обмениваются впечатлениями, показывают свои работы гостям).

Публикации по теме:

«Столовая для птиц». Занятие по познавательно-речевому развитию в средней группе «Детский сад №121 комбинированного вида" Конспект занятия по познавательному развитию «Столовая для птиц» вторая младшая Составила.

Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста «Поможем кошке Мурке накормить котёнка»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста «Поможем кошке Мурке накормить котёнка» "Поможем кошке Мурке накормить котёнка" Цель: Закреплять знания детей о домашних животных, их внешнем виде, питании. Различать животных,.

Комплексное занятие по познавательно-речевому развитию по теме «Домашние животные» для детей второй группы раннего возрастаКомплексное занятие по познавательно-речевому развитию по теме «Домашние животные» для детей второй группы раннего возраста Конспект комплексного занятия по познавательно-речевому развитию на тему «Домашние животные» для детей второй группы раннего возраста..

Конспект по познавательно-речевому развитию .

Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с внешним видом и отличительными признаками перелетных птиц. Объяснить, почему они называются перелетными. Рассказать,.

Занятие по познавательно-речевому развитию «В гостях у доброй феи» (старшая группа) «В гостях у доброй Феи» Цель: Формирование у детей интереса к русскому народному творчеству. Задачи: - Совершенствовать выразительность.

НОД по познавательно-речевому развитию «Аквариумные рыбы» (старшая группа) Непосредственно – образовательная деятельность по познавательно – речевому развитию Тема: «Аквариумные рыбы» Старшая группа Подготовила.

Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию в соответствии с лексическими темами Перспективное планирование по познавательно- речевому развитию в соответствии с лексическими темами. Средняя группа (кружковая работа) Новизна:.

Занятие по познавательно — речевому развитию «Представитель животного мира — бобр.» Видео Цель: познакомить детей с представителем животного мира – бобром. Задачи: формировать интерес к животным как «братьям нашим меньшим»,.

Занятие по познавательно-речевому развитию «Без воды нам никуда» вторая младшая группа Цель: Теоретически и практически показать детям, что вода может быть теплой, холодной, чистой и грязной, в воде тонут и плавают разные предметы,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Занятие по познавательно-речевому развитию «О том, чего не замечают взрослые»
Опубликовано: 10 мая 2017 в 17:22
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки»
23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось сделать тоже...
Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»
Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства». Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою –...
Фотоотчёт о мероприятии «Яблочный спас»
19 августа в нашем детском саду прошёл праздник Яблочный спас". Он был посвящён православному и великому празднику Преображение Господне. По...