Занятие по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в средней группе

Татьяна Морозова
Занятие по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в средней группе

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32 комбинированного вида. Колпинского района

г. Санкт-Петербурга.

Воспитатель 1категории Морозова Татьяна Валентиновна.

Занятие по познавательному развитию

«Где спрятался воздух

в средней группе

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- Благодаря воздуху, мы не только дышим, но и слышим;

- ветер - движение воздуха.

Оборудование:

- 2 мяча, один из которых –сдутый,

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

- чеснок, апельсин в закрытых баночках;

- веера по количеству детей;

- песочные часы;

-Мыльные пузыри

- Раствор для изготовления мыльной пены на каждого ребёнка.

- мисочки на каждого ребёнка

-дудочки по количеству детей

-конверт с набором последовательных картинок по теме «Воздух»

-мольберт

Слайды или картинки «Вышел ветер погулять»

Ход нод:

Создание проблемной ситуации.

Педагог: Педагог отбивает мяч от пола и читает стихотворение Маршака С. Я.:

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь…

Педагог предлагает детям тоже поиграть, но дает им сдутый мяч.

Мяч не скачет.

Педагог: Ребята, почему с этим мячиком игра не получается?

Дети: Он сдутый.

Педагог: А что нужно сделать, чтобы мячик стал круглым и упругим?

Дети: надо его надуть.

Педагог: Что окажется внутри мячика, когда мы его надуем?

Дети: (предполагаемые ответы детей) ничего, воздух.

В зависимости от ответа детей воспитатель предлагает поискать то, что находится в мяче.

Опыт 1. Поймай воздух»

Педагог: Какие пакеты?

Дети: пустые, мятые.

Педагог: Давайте вместе наполним пакеты.

(По показу дети ловят пакетами воздух, зажимают отверстие).

Педагог: Какие стали пакеты?

Дети: упругие, надутые, полные.

Педагог: Чем наполнились пакеты?

Дети: пакет наполнился воздухом.

Педагог: Ребята, а можно ли наполнить также пакеты в спальне, на улице, дома.

Дети: ответы

Делают вывод: Воздух есть везде - он вокруг нас.

Педагог: Значит, воздух можно увидеть?

Дети: Нет, он невидимый

(педагог предлагает детям выбрать соответствующую карточку и поместить ее на мольберт).

Педагог: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха – он невидимый.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Педагог: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Педагог: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Педагог: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Педагог: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Педагог: Давайте и мыльные пузыри попускаем. (Сделать мыльную пену)Что такое пена? Много мыльных пузырей. У кого «пенная» шапка будет больше.

Опыт 3 «Воздух нужен для дыхания, для жизни».

Педагог: Давайте попробуем не дышать, кто сколько сможет.

Делаем глубокий вдох, зажимаем нос пальцами и смотрим на песочные часы. Через несколько секунд педагог выдыхает: «Выдыхаем, ребята, невозможно больше терпеть».

Значит, для чего, прежде всего, нужен воздух?

Дети: Для дыхания.

Педагог: А кто еще дышит?

Дети: животные, птицы, растения.

Андрей читает стихотворение:

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

Опыт 4 «Воздух передаёт звук»

Педагог: Ребята, посмотрите сколько здесь музыкальных инструментов. А что необходимо сделать чтобы они зазвучали?

Дети: Подуть в них.

Педагог: Правильно! Благодаря воздуху, мы не только дышим, но и слышим, говорим, поём, извлекаем звуки в музыкальных инструментах.

Дудочка будет издавать звук только когда мы дунем в неё.

Опыт 5 «Воздух не имеет запаха»

Педагог- А сейчас, ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).Дети выставляют подходящую карточку.

Второй секрет воздуха – он не имеет запаха.

Но он умеет передавать запахи Давайте с вами поиграем.

Опыт 6 «Воздух передаёт запахи»(с апельсином и чесноком).

(Дети делятся на 2 группы, 2стола в разных сторонах зала:на 1 баночка с запахом чеснока и чистая баночка, на 2 баночка с запахом апельсина и чистая баночка; картинки чеснок и апельсин)

Педагог: Ребята перед вами баночки, прозрачная и цветная. Откройте пожалуйста прозрачную баночку, чувствуете какой-либо запах?

Дети: Нет, она пустая а,воздух не имеет запаха.

Педагог: Хорошо! А теперь откройте цветные баночки – что вы чувствуете?

Дети: Запах чеснока, апельсина.

Педагог: Молодцы! Выберите пожалуйста картинку которая соответствует этому запаху.

Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 7 «Воздух не имеет вкуса»

Педагог: Давайте полижем воздух. Он имеет вкус?

(дети выставляют подходящую карточку)

Опыт 8 «Ветер – это движение воздуха»

А теперь давайте ещё поиграем –Возьмите веера и помашите ими. Что вы чувствуете?

-Ветер

- Правильно ветер. Ветер – это движение воздуха!

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

Давайте подуем на наших птичек заставим их полетать.

Сегодня мы узнали о воздухе:

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать,

Что внутри людей есть воздух,

Без воздуха ничто живое не может жить;

Воздух помогает передавать звуки

А ещё мы узнали, что воздух не пахнет, но может передавать запахи

А ещё мы узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.

А теперь немножко отдохните, и посмотрите картинки-слайды «Ветер вышел погулять»

Текст к слайдам:

Лёгкий ветерок гулял;

С морской волною поиграл,

Пошелестел листвой в лесу,

И травою на лугу,

Улыбнулся небесам,

Прикоснулся к волосам,

Штору в комнате поднял,

Шляпу с головы сорвал.

Никуда он не спешит.

- Здравствуй! – всем он говорит.

- Я теперь спешу в дорогу,

Нужно всем помочь немного:

- Чтоб успеть бельё сушить;

- И прохладу приносить.

А ещё успеть с лугов,

Разнести семена цветов.

Птице он помог летать,

А в лесу лисе – след взять,

И поймать зайчишку, или полевую мышку.

Поднял в небо дельтоплан,

А затем воздушный шар,

Подхватил воздушный змей;

С флюгерами поиграл,

Направленье указал.

С мельницами поработал,

Чтобы завтра из муки испекли нам пироги.

Опять на воду прибежал,

Парус в море надувал

Парусникам помогал.

Бегал силу набирал,

Волны выше поднимал,

Сёрфингисту помогал.

Сам сердился и крепчал,

Шторм на море создавал.

Этот ветер – ураган,

Ведёт себя как хулиган

Воет, свищет, всюду рыщет,

Чтоб сломать, как зверь он ищет…

Ломает как тростинки, деревья большие,

Переворачивает автомобили.

И крыши срывая, врывается в жилище,

Его называют, Ветрило, Ветрище.

Может горы разрушать,

И скульптуры создавать…

Ветер мчится по полям

И гуляет по дворам,

Всех он с улицы прогнал,

Заблудился и пропал….

Публикации по теме:

Приложение к консультации для музыкальных руководителей Предлагаю вашему вниманию приложение в виде презентации для консультации музыкальных руководителей. Эти материалы были подготовлены для.

Счастливый день!Счастливый день! Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №106 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в средней группе
Опубликовано: 8 января 2015 в 23:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

Развлечение ко Дню знаний в детском саду
Цель: создать у детей хорошее настроение, создание доброжелательной атмосферы, положительного отношения к школе. Задачи: воспитывать эмоциональную...
Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе
21 августа на МААМ - День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя - неделя неповторимых ароматов, неделя настоящей...
Конспект музыкального занятия в группе раннего развития «В Гости к Мишке»
«В ГОСТИ К МИШКЕ» Конспект музыкального занятия в группе раннего возраста. Цель: - привлечь внимание детей к многообразию звуковых...