МААМ-картинки

Занятие по разделу «Окружающий мир» в старшей группе д с на тему «Воздух и его свойства».

Анна Симоненко
Занятие по разделу «Окружающий мир» в старшей группе д с на тему «Воздух и его свойства».
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к обсуждению, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Задачи:

1. Расширять представления о свойствах воздуха.

Публикация «Занятие по разделу „Окружающий мир“ в старшей группе д с на тему „Воздух и его свойства“,» размещена в разделах

2. Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственных связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы

3. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: белые халаты для группы детей;

1 стол: - трубочка и стакан;

- воздушные шарики;

- полиэтиленовый пакет;

- поролон;

- мыльные пузыри;

- лист бумаги (веер);

- бумажный кораблик, емкость с водой;

- вертушка

2 стол: - салфетки бумажные (по количеству детей);

- пластиковые стаканчики прозрачные (по количеству детей);

- емкости с водой;

- клеенки под тазы;

- весы

3 стол: - свеча

- подсвечник со стеклянной крышкой;

- спички;

- бумажная «змейка»

Атрибуты для игр с воздухом :

«Реактивные шарики»- воздушные шарики (по количеству детей);

«Оркестр» - дудочки

- пустые пластиковые бутылочки;

- листы бумаги;

- полиэтиленовые пакеты

Ход занятия.

- Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень интересная работа. Посмотрите, что изменилось в нашей группе? (дети рассматривают обстановку в группе дают ответы).

- Да, кто-то здесь не просто передвинул здесь мебель, он организовал для нас целую научную лабораторию, для изучения чего-то интересного, вот только чего, нам предстоит это выяснить.

- Давайте-ка рассмотрим, что за предметы стоят на этих столах? (ответы детей).

Верно, но что нам с ними делать?

Знаете, я кажется, догадалась, кто устроил для нас этот сюрприз. Наверное, это профессор Знайка из Солнечного города, помните, мы уже встречались с ним раньше. Знайка очень любит разные загадки и наверняка оставил для нас письмо с заданием, но нам придется быть внимательны, чтобы отыскать его в группе. Давайте поищем все вместе… (дети находят сразу 3 конверта в разных местах группы).

- Хорошо, давайте посмотрим, что же это? (открываю конверт № 1, читаю загадку)

«Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»

(воздух)

- Ну, хорошо, значит, поговорим о воздухе : - «Для чего нам нужен воздух?

(чтобы дышать)

Сделаем глубокий вдох и затем выдох. Что мы сейчас сделали?

(мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух? (нет)

- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас.

- А почему мы его не видим?

(Он прозрачный, через него все видно)

- Так значит, какого он цвета? (бесцветный)

- А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?

- Вдохните воздух носом….

- Какой у него запах? (у него нет запаха)

- Да чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха – это газ, который существует везде и даже внутри нас.

Вы это знали? (да) Тогда мы должны это доказать. Вот второе послание от Знайки (конверт №2, здесь задание для каждого из вас (схемы на карточках).

- Сейчас мы возвращаемся с вами в лабораторию, одеваем халаты и, как настоящие ученные, проводим эксперименты с воздухом. Вам надо выбрать 1 карточку и предмет необходимые для вашей работы, выполнить опыт и объяснить его (дети по схеме подбирают нужные предметы и показывают опыт, объясняя происходящие процессы на основе результатов своих действий).

- Молодцы, вы настоящие ученые, все ваши опыты доказали, что воздух есть везде вокруг нас. Но, как же его увидеть? Резким взмахом книги сдуваю салфетку со стола –«-Ой, что это произошло? Почему слетела салфетка?

(Правильно, между салфеткой и книгой есть воздух он и привел салфетку в движении) – А что еще может летать по воздуху? ( ответы детей: самолет, шарики.)

- Правильно, вот и давайте поиграем с шариками, игра называется «реактивные шарики» (дети отходят от стола для опытов) И в этом нам тоже поможет воздух. Возьмите шарики и постарайтесь надуть посильнее. А затем отпустите их из рук…

- Что же произошло? (дети делают вывод, что для того чтобы шарик летал дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь, заставляет его двигаться)

- А что вы слышали во время игры (звуки)

- Так значит, воздух можно услышать?

Вот посмотрите,что у меня есть (дудочка, пустая бутылка, лист бумаги- по количеству детей) (дети дуют на них)

Воздух всегда звучит по-разному, звук рождается, когда дрожит воздух.

Организуем «Оркестр»- поочередно дуем на разные предметы (упражнение на дыхание)

- А теперь, я предлагаю вам узнать, что приготовил для нас Знайка на другом столе нашей лаборатории (Как вы думаете, для чего на столе стоят весы)

- Посмотрите, здесь стоят пустые пластиковые стаканчики или я ошибаюсь и в них что-то есть? (давайте проверим)

* опыт с пустым стаканом.

- как вы думаете, что не пускает воздух в стакан? (воздух)

(воспитатель предлагает детям повторить опыт самостоятельно)

- А теперь слегка наклоните стакан, что вы видите? (пузырьки)

- откуда они взялись? (это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода)

Правда интересно наблюдать, как воздух в воду быстро поднимается вверх пузырьками. Он ведь легче воздуха.

- Скажите, а воздух вообще имеет вес? (дети предлагают варианты ответов)

- Как вы думаете, для чего на столе стоят весы?

- как можно взвесить воздух?

Посмотрите на наши шарики, чем они наполнены? (воздухом)

- А вот этот шарик пуст

Какой из них легче? Как это можно проверить? (взвесить)

• Проводим опыт с весами, дети делают вывод, что шарик, наполненный воздухом тяжелее, а значит - воздух имеет вес.

- А сейчас обратите внимание на нашем столе еще лежат красивые салфетки, хотите узнать для чего? (да)

Тогда слушайте, есть такое выражение «выйти сухим из воды», как вы это понимаете?

Возможно ли это? Давайте проверим?

Возьмите в руки салфетку и скажите, она сухая? (да) А вот и емкость с водой, попробуем окунуть салфетку в воду и не намочить ее.

• Опыт с салфеткой в стакане.

- Почему вода не заполнила весь стакан?

- Почему салфетка сухая? (это место занимает воздух и не пускает воду)

- А чтобы салфетка намокла, что можно было сделать? (пустить воду в стакан, наклонив его)

- Ну, что ж, мы кажется уже все узнали о воздухе, все опыты провели, вот только, что это за сюрприз приготовлен для нас на следующем столе?

(свечи, спички, стеклянный подсвечник с крышкой)

- Зачем нам все это ведь мы сегодня говорили о воздухе, а не об огне?

* опыт «живая змейка»

* эксперимент «свеча в банке»

- эти опыты буду проводить я, ведь дети не должны сами пользоваться спичками, это опасно, но мы будем очень осторожны (подвести детей к пониманию, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ, поэтому, когда доступ кислорода прекращается, огонь гаснет. Люди используют эти знания для тушения пожаров.)

- А теперь давайте вспомним, что мы узнали о воздухе и в этом нам поможет третья подсказка от Знайки - вот эти схемы:

- воздух не видим («глаз»)

- воздух имеет вес («весы»)

- воздух без вкуса («язык»)

- воздух без запаха («нос»)

- воздух можно услышать («ухо»)

Используемая литература:

1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

2. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

3. Журнал «Дошкольное воспитание 2008 года»

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. 1. Актуальность темы. В дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по разделу «Окружающий мир» в старшей группе д с на тему «Воздух и его свойства».
Опубликовано: 1 декабря 2012 в 12:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по разделу «Окружающий мир» в старшей группе д с на тему «Воздух и его свойства».» (включая файлы) размещена пользователем Анна Симоненко (УИ 45978) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД