МААМ-картинки

Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья»

Наталья Моженко
Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья»

Конспект по развитию речи

с учетом формирования коммуникативной компетентности у детей

в средней группе на тему: «Птицы - наши друзья»

Цели:

1. Расширить и закрепить представления детей о птицах; о частях тела птиц,

2. Развивать умения детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице; понятия «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

3. Упражнять детей:

Публикация «Занятие по развитию речи „Птицы-наши друзья“» размещена в разделах

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений;

- в умении классифицировать;

4. Развивать разговорную речь.

5. Развивать наблюдательность, умение делать вывод, мелкую моторику пальцев рук.

6. Развивать коммуникативные способности детей.

7. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Фланелеграф и изображением дерева, иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц, способов перелета птиц, шапочки птиц, шкатулка с кормом для птиц, мнемотаблица «Птицы», перья птиц, иллюстрации «Птицы» для раскрашивания, блюдце с маслом, мяч, обруч, аудиозапись голосов и пения птиц, презентация «Птицы наши друзья.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

Дети садятся за обруч.

- Ребята, давайте поздороваемся, т. е. отдадим частицу тепла и радости друг другу (дети берутся за руки и с закрытыми глазами друг другу руки).

Дети открывают глаза и видят шкатулку.

-Что это за шкатулка? Что там внутри? (заглядываю)

- Это же клюв. А чей он, мы узнаем, если отгадаем загадку:

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

Надеваю шапочку совы ребенку.

- Скажите, где живет сова? (ответ детей)

- Знаете ли вы соседей. Которые живут вместе с совой в лесу? (ответы детей)

- Правильно, это обитатели леса. (раздаю детям картинки зверей птиц, насекомых – дети группируются по классификации животные, птицы, насекомые).

- Молодцы! Мы помогли сове распределить обитателей леса.

- К каким обитателям относится сова? Как догадались? ( ответы детей: есть крылья, перья, клюв, умеет летать, питаются насекомыми)

- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

Просмотр презентации (Приложение 1)

Предлагаю детям выбрать шапочки птиц и надеть их.

- Ребята, вокруг себя повернитесь и в птиц превратитесь!

- Представьтесь и расскажите о себе?

( Рассказы детей по мнемотаблице: название, размеры частей тела, окраска, питание, жилище, польза для природы и человека. После рассказывания дети снимают шапочки).

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).

У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).

У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).

Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).

У ласточки острые крылья, она … (острокрылая).

У воробья быстрые крылья, он….(быстрокрылый).

У грача толстый клюв, он (толстоклювый).

У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.

- По каким признакам еще отличаются птицы друг от друга? (перелетные и зимующие)

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)

- Почему птиц называют перелетными? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).

- Ребята, вы обращали внимание, что некоторые птицы летают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

-

Физминутка

Десять птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться).

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … (он достает жучков и насекомых из-под коры).

Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет, заливается) и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов).

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).

Беседа: Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Еще помешать птицам в совершении длительного перелета может состояние экологии: заводы и фабрики выбрасывают свои отходы в окружающую среду. Птицы заболевают.

- Как отличить здоровую птицу от больной? (плохо летает, медленно передвигается, оперение тусклое, перья слипшиеся)

Эксперимент:

- Посмотрите, у меня в руках два одинаковых по форме и размеру пера с одной и той же птицы (поднимаю перья на одинаковую высоту и отпускаю).

- Что вы заметили? (Приземлились почти одновременно)

- А сейчас одно перо опустим в масло (повторяем опускание перьев с высоты)

- Что измелилось? (Перо в масле приземлилось быстрее)

- Какой же вывод можем сделать? (больная птица со слипшимися перьями не может согреваться, летать, передвигаться)

- Чем мы можем помочь птицам? (подкармливать, заботиться о чистоте природы)

- в шкатулке фигурки птиц для раскрашивания, предлагаю детям раскрасить и посадить на дерево (фланелеграф).

В шкатулке остался корм, когда мы пойдем на улицу, прогулке подкормим птиц ( дети выбирают с объяснением: зерна для воробьев, семечки для голубей, сорок).

Итог занятия : В Крыму обитает много разных птиц, потому что в Крыму благоприятный климат и природа!

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей.

Занятие по развитию речи для средней группы «Звуковая культура речи. Звук [У]» Занятие по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [у]» Программные задачи: развитие фонематическое восприятие, слухового внимания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья»
Опубликовано: 11 мая 2015 в 12:36
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД