Папки-передвижки

Занятие по развитию речи и ознакомлению с историей и культурой родного края

Дарья Рыхтикова
Занятие по развитию речи и ознакомлению с историей и культурой родного края

Цель занятия: формирование целостного представления о развитии человечества через знакомство с историей и культурой родного края, развитие речевых навыков и исторического мышления.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с понятиями “древность”, “старина”, “современность” и “будущее”

Сформировать представление об историческом развитии человечества

Расширить знания о культуре и быте телеутского народа

Обучить составлению связного рассказа с использованием опорных картинок

Познакомить с основами языка жестов и его значением в современном общении

Развивающие задачи:

Публикация «Занятие по развитию речи и ознакомлению с историей и культурой родного края» размещена в разделах

Развить умение устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе

Сформировать навыки работы с временными понятиями

Развить речевую активность и словарный запас

Развить логическое мышление при составлении последовательности исторических событий

Сформировать умение анализировать и сравнивать различные исторические периоды

Воспитательные задачи:

Воспитать интерес к истории родного края

Сформировать уважительное отношение к культуре разных народов

Развить патриотические чувства через знакомство с малой родиной

Воспитать навыки сотрудничества при работе в группе

Сформировать понимание ценности современного уровня развития общества

Дело было на рассвете.

В группе нашей были дети.

Кто на стульчике сидел,

Кто на улицу глядел…

Ясик пел,

Матвей молчал,

А Семен ногой качал.

И тут сказал ребятам Ясик

- Скучно, скучно так сидеть

И на улицу глядеть.

Ведь гораздо интересней побывать в другом нам месте.

- Ребята, а вы бы хотели сейчас оказаться – в прошлом или в будущем? Почему?

Смотрите, к нам сегодня в гости пришла кукла ее зовут Айсулу (означает «лунная красавица» символизирует красоту и загадочность). Как вы думаете откуда она? К какому народу принадлежит?

Телеутам. А как вы догадались?

По одежде.

- Айсулу говорит вам «Эж сарын». Как вы думаете, что это означает?

- Правильно, она с вами здоровается. Давайте тоже с ней поздороваемся на ее языке.

Эж сарын. И с гостями поздороваемся.

Айсулу приплыла к нам на своей лодке «кемены» по волшебной реке времени (достать ватман)

Но пока она плыла, подул ветер, налетели тучи и случился … как думаете что? Да, шторм, ураган – сломал лодку, всё перепутал. И теперь Айсулу не может вернуться к своему народу и просит нас помочь ей.

Река времени

древность старина современность

Нужно собрать события в правильном порядке. Поможем?

Кто сможет прочитать, что было в начале реки времени?

Дети читают «Древность». А что же это означает?

Это время, когда люди только учились быть людьми и создавали то, что помогло нам построить современный мир.

Как думаете, что можно рассказать об этом времени (рассматривают картинки, но не раскладывают)

В древности люди жили совсем не так как мы сейчас. Они были похожи на больших обезьян, не умели говорить, а общались жестами и звуками. Жили группами в пещерах.

А как вы думаете, почему они искали пещеры, а не оставались спать на земле?

Молодцы!

А как думаете, чем они питались? Ели то, что могли найти, охотились на животных, собирали ягоды и коренья. Но со временем люди учились новому: научились добывать огонь, делали простые инструменты из камня. Научились рисовать на скалах, начали заниматься рыболовством и земледелеем, научились делать посуду из глины, создали письменность, стали строить дома.

А как называется дом, построенный из дерева? Деревянный

- из кирпича?

-из- блоков?

Из панелей

Из камня

Из бумаги

Из картона

Из песка

Из соломы

Из глины (сопровождается картинками домов)

Как думаете – тяжело было им без речи? Собрались на охоту, как позвать других?

Рассуждения детей

Можно позвать жестами, покажите

Голосом, покажите

Сначала они общались с помощью звуков, но это было не очень удобно и тогда они придумали свой язык, то есть разные слова, так возник язык, возникла речь, а на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова? Из слогов. А слоги? Из звуков.

Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов уже не нужен? Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным. Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов.

Как принято приветствовать друг друга? Жать руки, махать рукой

Предупреждать, что, что-то делать нельзя? Грозить пальцем

Как одним знаком установить тишину? Приложить палец к губам, сомкнуть их.

Показать, что правильно понимаем друг друга? Кивнуть головой.

- Кто прочтет, что было дальше?

«Старина» - а что же это за время такое? Как думаете?

Это те события, которые были давным-давно, это период в прошлом, когда люди жили совсем не так, как мы сейчас.

А как вы думаете они жили?

Носили другую одежду (кафтанчики, сарафаны, кокошники)

Ездили на лошадях, а не на машинах

Дома строили из дерева, а не из кирпича

Готовили еду в печи, а не на плите

Существовали настоящие рыцари и замки, короли и принцессы

Люди сочиняли сказки, былины, много пели

В старину люди придумали много всего, чем мы пользуемся до сих пор. Как думаете что?

Буквы, книги, ручку, игрушки, праздники.

А знаете, что самое интересное? Старина – это как клад, который мы можем «раскопать», читая книги, посещая музеи или слушая рассказы бабушек и дедушек.

Кто прочтет, что же дальше в реке времени.

«Современность» - как думаете, что же это за время?

Это то, что происходит прямо сейчас, в наше время. Как мы живем в наше время?

У нас есть телефоны им компьютеры. Мы ездим на современных машинах, у нас есть интернет, что бы узнавать все на свете, мы летаем на самолетах в другие страны.

А знаете, что самое классное? То, что ты и ты и я и они – это часть современного мира. И, возможно, именно ты придумаешь что-то новое и интересное для будущего

А что такое будущее? – это то, что будет в далеком завтра.

Теперь мы сможем помочь Айсулу расставив все события в правильном порядке в реке времени. Разложите правильно.

/ молодцы! Справились. Чтобы Айсулу отправилась домой, нам нужно починить ее лодку кемены. Справиться с этим мы сможем отгадав слово, обозначающее ее Родину.

1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в названии нашего города.

2 буква та, звук который слышится первым в слове УГОЛЬ

3 буква та, звук который стоит после А в слове РАЗРЕЗ

4 буква та, звук который стоит после звука Е в слове НЕБО

5 буква та, звук который стоит на последнем месте в слове РЕКА

6 буква та, звук который стоит после звука А в слове ЧАСЫ

7 буква та, звук который стоит первый в слове САД

Что за слово у нас получилось? КУЗБАСС – это родина нашей Айсулу.

А мы где с вами живем? Тоже в Кузбассе.

Айсулу за помощь говорит вам ЭР-ТЭ. Как думаете, что это означает? (Спасибо)

Айсулу пора в путь и она говорит вам КАСТАДАР. Как думаете, что это значит? Правильно – до свидания.

Публикации по теме:

«Путешествие по городу А. П. Чехова» (знакомство детей с историей родного города)«Путешествие по городу А. П. Чехова» (знакомство детей с историей родного города) 29 января 2015 года мы будем отмечать юбилей нашего знаменитого земляка Антона Павловича Чехова - 155 лет! С именем Чехова в нашем городе.

Конспект НОД по знакомству с историей родного края «Авдотья Рязаночка» в средней группеКонспект НОД по знакомству с историей родного края «Авдотья Рязаночка» в средней группе Цель: продолжать знакомить детей с историей родного края через игру-путешествие. Программные задачи: Образовательные: активизировать познавательную.

Конспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группе Задачи: закреплять знания о Международном дне родного языка; развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи и ознакомлению с историей и культурой родного края
Опубликовано: 11 мая 2025 в 10:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи и ознакомлению с историей и культурой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Рыхтикова (УИ 168812) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 мая 2025 среда
15 мая 2025 четверг
Всероссийская акция с 15 мая по 15 июня!
Купить готовые конспекты: конспекты по экологии с дидактическими играми и наглядным материалом для проведения занятий.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных