Дарья Рыхтикова
Занятие по развитию речи и ознакомлению с историей и культурой родного края
Цель занятия: формирование целостного представления о развитии человечества через знакомство с историей и культурой родного края, развитие речевых навыков и исторического мышления.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с понятиями “древность”, “старина”, “современность” и “будущее”
Сформировать представление об историческом развитии человечества
Расширить знания о культуре и быте телеутского народа
Обучить составлению связного рассказа с использованием опорных картинок
Познакомить с основами языка жестов и его значением в современном общении
Развивающие задачи:
Публикация «Занятие по развитию речи и ознакомлению с историей и культурой родного края» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
Развить умение устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе
Сформировать навыки работы с временными понятиями
Развить речевую активность и словарный запас
Развить логическое мышление при составлении последовательности исторических событий
Сформировать умение анализировать и сравнивать различные исторические периоды
Воспитательные задачи:
Воспитать интерес к истории родного края
Сформировать уважительное отношение к культуре разных народов
Развить патриотические чувства через знакомство с малой родиной
Воспитать навыки сотрудничества при работе в группе
Сформировать понимание ценности современного уровня развития общества
Дело было на рассвете.
В группе нашей были дети.
Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел…
Ясик пел,
Матвей молчал,
А Семен ногой качал.
И тут сказал ребятам Ясик
- Скучно, скучно так сидеть
И на улицу глядеть.
Ведь гораздо интересней побывать в другом нам месте.
- Ребята, а вы бы хотели сейчас оказаться – в прошлом или в будущем? Почему?
Смотрите, к нам сегодня в гости пришла кукла ее зовут Айсулу (означает «лунная красавица» символизирует красоту и загадочность). Как вы думаете откуда она? К какому народу принадлежит?
Телеутам. А как вы догадались?
По одежде.
- Айсулу говорит вам «Эж сарын». Как вы думаете, что это означает?
- Правильно, она с вами здоровается. Давайте тоже с ней поздороваемся на ее языке.
Эж сарын. И с гостями поздороваемся.
Айсулу приплыла к нам на своей лодке «кемены» по волшебной реке времени (достать ватман)
Но пока она плыла, подул ветер, налетели тучи и случился … как думаете что? Да, шторм, ураган – сломал лодку, всё перепутал. И теперь Айсулу не может вернуться к своему народу и просит нас помочь ей.
Река времени
древность старина современность
Нужно собрать события в правильном порядке. Поможем?
Кто сможет прочитать, что было в начале реки времени?
Дети читают «Древность». А что же это означает?
Это время, когда люди только учились быть людьми и создавали то, что помогло нам построить современный мир.
Как думаете, что можно рассказать об этом времени (рассматривают картинки, но не раскладывают)
В древности люди жили совсем не так как мы сейчас. Они были похожи на больших обезьян, не умели говорить, а общались жестами и звуками. Жили группами в пещерах.
А как вы думаете, почему они искали пещеры, а не оставались спать на земле?
Молодцы!
А как думаете, чем они питались? Ели то, что могли найти, охотились на животных, собирали ягоды и коренья. Но со временем люди учились новому: научились добывать огонь, делали простые инструменты из камня. Научились рисовать на скалах, начали заниматься рыболовством и земледелеем, научились делать посуду из глины, создали письменность, стали строить дома.
А как называется дом, построенный из дерева? Деревянный
- из кирпича?
-из- блоков?
Из панелей
Из камня
Из бумаги
Из картона
Из песка
Из соломы
Из глины (сопровождается картинками домов)
Как думаете – тяжело было им без речи? Собрались на охоту, как позвать других?
Рассуждения детей
Можно позвать жестами, покажите
Голосом, покажите
Сначала они общались с помощью звуков, но это было не очень удобно и тогда они придумали свой язык, то есть разные слова, так возник язык, возникла речь, а на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова? Из слогов. А слоги? Из звуков.
Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов уже не нужен? Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным. Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов.
Как принято приветствовать друг друга? Жать руки, махать рукой
Предупреждать, что, что-то делать нельзя? Грозить пальцем
Как одним знаком установить тишину? Приложить палец к губам, сомкнуть их.
Показать, что правильно понимаем друг друга? Кивнуть головой.
- Кто прочтет, что было дальше?
«Старина» - а что же это за время такое? Как думаете?
Это те события, которые были давным-давно, это период в прошлом, когда люди жили совсем не так, как мы сейчас.
А как вы думаете они жили?
Носили другую одежду (кафтанчики, сарафаны, кокошники)
Ездили на лошадях, а не на машинах
Дома строили из дерева, а не из кирпича
Готовили еду в печи, а не на плите
Существовали настоящие рыцари и замки, короли и принцессы
Люди сочиняли сказки, былины, много пели
В старину люди придумали много всего, чем мы пользуемся до сих пор. Как думаете что?
Буквы, книги, ручку, игрушки, праздники.
А знаете, что самое интересное? Старина – это как клад, который мы можем «раскопать», читая книги, посещая музеи или слушая рассказы бабушек и дедушек.
Кто прочтет, что же дальше в реке времени.
«Современность» - как думаете, что же это за время?
Это то, что происходит прямо сейчас, в наше время. Как мы живем в наше время?
У нас есть телефоны им компьютеры. Мы ездим на современных машинах, у нас есть интернет, что бы узнавать все на свете, мы летаем на самолетах в другие страны.
А знаете, что самое классное? То, что ты и ты и я и они – это часть современного мира. И, возможно, именно ты придумаешь что-то новое и интересное для будущего
А что такое будущее? – это то, что будет в далеком завтра.
Теперь мы сможем помочь Айсулу расставив все события в правильном порядке в реке времени. Разложите правильно.
/ молодцы! Справились. Чтобы Айсулу отправилась домой, нам нужно починить ее лодку кемены. Справиться с этим мы сможем отгадав слово, обозначающее ее Родину.
1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в названии нашего города.
2 буква та, звук который слышится первым в слове УГОЛЬ
3 буква та, звук который стоит после А в слове РАЗРЕЗ
4 буква та, звук который стоит после звука Е в слове НЕБО
5 буква та, звук который стоит на последнем месте в слове РЕКА
6 буква та, звук который стоит после звука А в слове ЧАСЫ
7 буква та, звук который стоит первый в слове САД
Что за слово у нас получилось? КУЗБАСС – это родина нашей Айсулу.
А мы где с вами живем? Тоже в Кузбассе.
Айсулу за помощь говорит вам ЭР-ТЭ. Как думаете, что это означает? (Спасибо)
Айсулу пора в путь и она говорит вам КАСТАДАР. Как думаете, что это значит? Правильно – до свидания.