Людмила Гордеева
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи.
Тема: Творческое рассказывание. «Интервью у осеннего леса».
Тип занятия – итоговое.
задачи:
1. Закрепить знания осенних месяцев, стихов, народных пословиц и поговорок.
– назвать пословицы и поговорки. (низкий уровень)
- Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. (средний)
– объяснить значение «народного названия месяцев». (высокий уровень)
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе, Творческое рассказывание „Интервью у осеннего леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Продолжать знакомить детей с интересной формой разговора – интервью.
-развивать диалогическую речь, используя в речи сложные предложения (низкий уровень)
- продолжать учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям (средний уровень)
- Продолжать развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания. Подбирать наиболее точные определения и сравнения. (сильным детям)
3. Закрепить умение составлять рассуждение, располагать аргументы в определенной последовательности.
-составить рассуждение с помощью воспитателя. (низкий уровень)
-используя образец рассуждения сильных детей, составить собственное. (средний уровень)
-самостоятельное составление рассуждения. (высокий уровень)
4. развивать коммуникативные навыки общения: формировать умение работать в парах.
5. воспитывать культуру речевого общения.
6. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей: использование физминутки и смены разных видов деятельности, для снятия утомляемости.
Словарная работа.
Знакомство с загадками, стихами, народными пословицами, названиями месяцев, листопад, дождь, заморозки. Прилагательные: золотая, пасмурная, дождливая, слякотная. Глаголы: увядают, желтеют.
Предварительная работа.
Работа по обогащению словаря по теме «Осень» :
- рассматривание картин, иллюстраций В. Д. Поленова «Золотая осень», Е. Е. Волкова «Октябрь»;
- Чтение и заучивание стихов об осени разных поэтов. Работа с пословицами, поговорками об осени; загадывание загадок.
- Чтение рассказов о животных, птицах, насекомых: Б. Заходер «Русачок», В. Белов «Родничок».- дидактические игры «Портрет месяца», «Что нам осень принесла», «Времена года» и др.
- беседы на темы: «Осень», «Осенний лес»;
- туристический поход в лес; наблюдение на прогулках. Самостоятельное сочинение рассказов, сказок.
-знакомить с работой журналиста.
Методические приемы:
Словесные: вопросы, указания, использование художественного слова: загадки, стихи, поговорки, оценкой рассказов, игра «журналист».
Наглядные: показ портретов месяца.
Оборудование и материалы:
эмблемы: березка, тучка, белочка, паучок. Конверт с письмом. Газета «Интервью у осеннего леса».
Ход занятия.
Дети под музыку проходят в группу
Воспитатель: Послушайте стихотворение :
Все что летом зеленело
Пожелтело, покраснело
Дни все сумрачней, короче,
Все длинней, темнее ночи.
скоро листья облетят
и над черными лесами
и над голыми полями
Птичьи стаи прокричат.
Воспитатель: О каком времени года идет речь в стихотворении?
Ответ детей
Воспитатель: А какие осенние месяца вы знаете?
Ответ детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Какой месяц изображен на этой картине? Показываю «Портрет месяца»
Ответ детей: Сентябрь.
Воспитатель: Какое красивое название придумал русский народ этому месяцу?
Ответ детей: (Хмурень, ревун, златоцвет)
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о сентябре
Ответы детей.
Воспитатель: Какой месяц изображен на этой картине? Показываю «Портрет месяца».
Ответы детей: Октябрь.
Воспитатель: Как его называли в народе?
Ответы детей: (Листопадник, грязник).
Воспитатель: Объясните, почему его так называли?
. Ответы детей
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете об октябре?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой месяц изображен на этой картине?
Ответы детей: (ноябрь)
Воспитатель: Как в народе его называли?
Ответы детей: (полузимник)
Воспитатель: Объясните, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о ноябре?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, как много вы всего знаете: пословицы. Поговорки, красивые названия месяцев. А сейчас мы с вами поиграем в нашу любимую игру.
Упражнение на координацию речи и движения :
Осень в гости к нам пришла, (дети разводят руки в стороны)
Дождь (постукивают ладошками по ногам)
и ветер принесла (машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой)
Ветер дует, задувает
с веточек листву сдувает (проводят ладонью левой руки по вытянутой правой и наоборот)
Листья по ветру кружатся (кружатся)
и под ноги нам ложатся (плавно опускаются на пол)
(Воспитатель раскидывает осенние листья)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо от нашего друга, Листопадничка. Он работает в редакции. А кто знает, что такое редакция?
Ответы детей.
Воспитатель читает письмо.
Дорогие ребята, пишет вам друг Листопадничек. Я приглашаю вас принять участие в конкурсе на лучшую газету об осеннем лесе и его обитателях. Для этого я предлагаю вам отправится в осенний лес на прогулку. Но это будет не простая прогулка. Вы пойдете в лес, как журналисты на работу. Журналистам необходимо взять интервью у осеннего леса. Свои интервью вы напечатаете в газете и отправите к нам в редакцию. Желаем успехов!
Воспитатель: Принимаем предложение? Будем делать газету?
Ответы детей.
Воспитатель: Принимаем предложение? Будем брать интервью для нашей газеты?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, у меня есть заготовка газеты, называется она «Лесные новости». Ваши интервью и картинки с лесными обитателями мы поместим в нашу газету. У кого или у чего можно взять интервью в осеннем лесу?
Ответы детей: У березки, тучки, белки, зайчика.
Воспитатель: Что возьмем с собой в дорогу?
Ответы детей: (Хорошее настроение, умные головы, правила хорошего тона).
Воспитатель: А сейчас с помощью моей волшебной палочки и волшебного ветерка мы перенесемся в осенний лес. Закройте глаза:
Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена.
Ветер деток унеси –
В лесу осеннем отпусти.
Вот мы и в лесу. Сейчас вы выберите себе эмблемы. Кто будет журналистом, выбирает эмблему с буквой «Ж», а кто лесным обитателем – эмблему с изображением лесного обитателя. Проходите к столику. Присаживаетесь. Вы журналисты должны задать интересные вопросы. А лесным обитателям, подробнее рассказать о своей жизни в лесу. Чтобы вам легче было составлять рассказ, можете использовать схему (показываю). Как должны вести себя журналист и его собеседник?
Ответы детей: (не перебивать, слушать друг друга, благодарить за ответ, смотреть друг на друга при беседе).
Воспитатель: У кого из лесных обитателей (журналисту) ты хотела бы взять интервью?
Выбор детей.
После интервью.
Воспитатель: Погода испортилась, пошел дождь, нам пора возвращаться в детский сад. Свою работу мы выполнили. Журналисты взяли интересное интервью у обитателей осеннего леса, лесные жители поделились подробными рассказами, использовали в речи красивые слова. Ваши интервью доя газеты я записала. Напечатаем их в газете, покажем родителям и сотрудникам детского сада, а затем отправим в редакцию. В детский сад нас вернет моя волшебная палочка и волшебный ветерок.
Закройте глаза:
Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена.
Ветер деток унеси –
В детском саду «Журавлик» опусти.
Вот мы и на месте.
(вернулись к доске)
Воспитатель: Что вы почувствовали в лесу? Какое у вас настроение?
Ответы детей: (Радость, восхищение, грусть)
Воспитатель: Люди по разному относятся к осени. Одним нравится это время года, а другим нет, а что вы думаете по этому поводу?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Из ваших ответов я узнала о вашем отношении к осени. В своих рассуждениях вы использовали интересные слова и выражения. Ребята, осень передала для вас подарок, целую корзину засушенных листочков, травинок, мы будем использовать их для аппликаций. На прощание она оставила вам видеосюжет о себе.
Воспитатель: Скажите мне, чему вы научились?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое задание было для вас сложным?
Ответы детей.