Татьяна Фёдорова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить».
Цель: Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.
Задачи:
Уточнение и расширение словаря по теме «зимующие птицы».
Совершенствование грамматического строя речи.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Хотела галка пить“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Толстой Л.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Развитие слухового внимания.
Развитие внимания, мышления, памяти.
Развитие общей моторики.
Формирование навыков сотрудничества, приобретение детьми опыта коллективной деятельности, умения работать в группе.
Оборудование: картинки зимующих птиц, плоскостные фигурки - галка, кувшин, камешки, компьютер для просмотра видеофильма.
Прозрачная мерная чашка с водой, яркий маркер.
Предварительная работа. Знакомство с зимующими птицами; составление детьми описательных рассказов о птицах; наблюдение за птицами во время прогулки; кормление птиц, прослушивание звукозаписи «Голоса птиц»
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход занятия
1. Круг общения «Подарок»
Воспитатель. (Дети стоят в кругу). Ребята, вы каждый день приходите в детский сад с разным настроением. А чтобы оно было замечательное весь день, давайте, глядя друг другу в глаза, подарим себя, приговаривая при этом следующие слова:
Это - ты, а это – я, ты хороший у меня,
Мой подарок дорогой и не нужен мне другой.
(При проговаривании слов используются движения руками)
2. Беседа о птицах
Воспитатель. Аня, как называется поселок, в котором мы живем? (Белогорск.) В нашем поселке много деревьев, а вокруг красивый и богатый лес. И сегодня мы поговорим о птицах. Послушайте, как поют птицы. (Включается звукозапись голосов птиц).
Воспитатель. Вика, каких птиц ты узнала? ( Ответы детей: воробей, синица, кукушка, дятел.) В какое время года они поют так весело? ( Ответ: птицы весело поют летом.) Маша, а какое сейчас время года? ( Ответ: время года осень.) Многие птицы улетели в теплые края. Как они называются? (перелетные). Назовите птиц, которые остались с нами зимовать? ( Ответы детей: зимовать остались птицы – воробей, синица, сорока, ворона, галка, дятел, голубь). Как одним словом назвать этих птиц? ( Ответ: зимующие.)
3. Игра «Отгадай, какая птица»
Воспитатель. (Дети садятся на стульчики). Сейчас поиграем в игру «Отгадай, какая птица». Алина, Тимофей и Карина по очереди расскажут о своей зимующей птице в форме загадки.
Алина: это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. ( Ответ детей: синица.)
Тимофей: голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. ( Ответ: сорока.)
Карина: эта птица похожа на ворону только она меньше, она черная, но вокруг шеи серые пятнышки, будто она повязана серым платком, она очень умная и хорошо уживается с человеком. ( Ответ детей: галка.) Ребенок, отгадавший птицу, находит и вывешивает картинку на доску. Молодцы, ребята.
4. Игра «Исправь ошибку»
Воспитатель. А сейчас поиграем в игру «Исправь ошибку». Ребята, я назову предложение, а вы исправьте ошибку.
Воробей прыгала по земле – воробей прыгал по земле
Сорока махал крыльями – сорока махала крыльями
Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб
Галка сидел на заборе – галка сидела на заборе.
5. Подвижная игра «Совушка»
Воспитатель. Дети, предлагаю поиграть в подвижную игру «Совушка». Вика по считалке выберет «совушку». ( Считалка: Среди белых голубей, скачет шустрый воробей, воробушек – пташка, серая рубашка, откликайся, воробей, вылетай – ка, не, робей.)
6. Чтение рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить»
Воспитатель. (Дети стоят в кругу). Ребята, сегодня я познакомлю вас с рассказом писателя Л. Н. Толстого «Хотела галка пить». Галка – очень веселая и умная птица. Она может делать многие интересные вещи и легко уживается с человеком. Давайте посмотрим видеофильм, как галка проволочкой доставала ведро из стеклянной посуды. (Показ фильма и рассказ воспитателя). Воспитатель: «Ребята, пройдите и сядьте на стульчики. Я прочитаю вам рассказ. Слушайте внимательно, потом будете пересказывать».
Чтение рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить».Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько положила, что вода стала выше и можно было пить. (Во время чтения на доске вывешиваются картинки героя рассказа и «предметов – участников» текста: птица Галка, кувшин и камушки.)
Воспитатель. Тимофей, как думаешь, почему галка смогла пить? (Ответы детей.) Давайте с вами проведем опыт. В прозрачную мерную чашку наливаем воды. Маркером отмечаем уровень воды. Представьте, что вы птицы – галки. По очереди кидаем камушки в чашку. Что произошло с водой? (уровень воды поднялся.) Так почему галка смогла пить. Молодцы, ответы правильные.
7. Работа по пересказу текста.
Воспитатель. Кто главный герой рассказа? (Птица галка.)
Где стоял кувшин с водой? (Кувшин стоял во дворе.)
Почему галке нельзя было достать воду? (Вода была только на дне.)
Что сделала галка? (Стала бросать камешки в кувшин.)
После этого, что произошло с водой? (Вода поднялась.)
Смогла галка попить? (Галка смогла напиться воды.)
Повторное чтение.
Воспитатель. А сейчас текст перескажет Максим. (пересказ текста еще тремя детьми.)
8. Раскрашивание птицы для подвижной игры.
Воспитатель. Ребята, мы начинали раскрашивать атрибуты для подвижной игры - синицу и снегиря. Нам осталось докрасить грудку у птиц. Приступайте к работе. Молодцы все справились быстро и правильно.
9. Итог занятия
Воспитатель. Чем мы сегодня занимались? Какой рассказ читали? Какие игры запомнились? Понравился ли опыт, который мы проводили? А как человек должен относиться к птицам? (Ответы детей.)