Ольга Банщикова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе (с применением пальчиковой игротеки) «Прощание с осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Закреплять с детьми характерные признаки осени. Упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями об осени (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе (с применением пальчиковой игротеки) „Прощание с осенью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Активизация словаря. Осенний, таинственный, сказочный, зимующие птицы, предзимье, межсезонье, пегий, голодно, Синичкин праздник.
Подготовительная работа. Разучивание закличек, стихов об осени; слушание аудиозаписи звуков леса; разучивание пальчиковой гимнастики "Кормушка"; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени; беседа "Перелетные и зимующие птицы", музыкально-дидактические игры; рассматривание иллюстраций об осени.
Оборудование. Конверт; Диск; клубочки по количеству детей; иллюстрации об осени, иллюстрации птиц; ширма, бросовый материал; Лесовичок; молочные пакеты для изготовления кормушек; следы на снегу.
Ход занятия:
I. Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, это что там! (Показывает конверт). Это диск. Сорока предлагает нам посмотреть его, а потом отправиться в путешествие по осеннему лесу. Да чтобы потом рассказали, что видели, что слышали, шагая по лесным тропинкам. (Идет просмотр презентации "Почему ноябрь пегий?")
Воспитатель:
- Ребята, вы готовы отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети - "Да")
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Нам, ребятушки, с клубком!
Давайте возьмем по клубочку, и, сматывая его, мы, как будто будем идти по лесным дорожкам. Слушайте, смотрите и запоминайте все на своем пути.
II. Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по "тропинке", сматывая попутно руками клубок.
Воспитатель: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по осеннему лесу.
Дети делятся впечатлениями. (Кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, слышал шорох чьих-то шагов и т. д.)
III. Воспитатель: Вот мы с вами в лесу! (На мольберте вывешены иллюстрации с изображением осени)
Воспитатель:
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- В какой лес мы с вами пришли?
Дети: - Осенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель: - Какой время года изображено на картинках?
Дети: - Осень!
Воспитатель: Какая осень?
Дети: Поздняя.
Воспитатель: - Почему вы так решили? На этой картинке в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. (Дети доказывают, что на картинках изображена осень, называют осенние признаки : серое небо, облетевшие или пожелтевшие листья, солнце часто прячется за серыми тучами). А как еще называют позднюю осень? (Предзимье, межсезонье).
2. Воспитатель: - Вот теперь я вижу на всех картинках улыбку осени. А что дарит осени прощальную улыбку? (Солнце) А давайте, чтобы солнце грело нас еще чуть-чуть- подольше, мы все с вами добавим ему лучиков.
(Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона)
3. Воспитатель: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издают звуки, имитирующие лесные шумы - надламывает толстые и тонкие ветки, включает мелодию "голоса птиц", стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, птицы поют, дятел по дереву стучит.
4. Звучит звукозапись "голоса птиц".
Воспитатель: - Слышите как поют птицы? А почему же там мало слышно птичьих голосов? (многие птицы улетели).
- А какие птицы остались зимовать? (на доске - иллюстрации зимующих птиц).
- Как живется птицам зимой? (голодно, холодно).
- Почему? (холодно, потому что воробьи прячутся под крышами домов, у них взъерошенные перышки; голодно, потому что в лесу не стало корма, нет жучков, мошек, все засыпало снежком).
- Можем ли мы с вами как-то помочь? (сделать кормушки, покрошить хлебные крошки).
- Знаете ли вы, что по народному календарю 12 ноября - Синичкин праздник? Что вы можете рассказать о Синичкином празднике? (В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека).
- Верно, скоро зима, птицам стало холодно, они подают сигнал, что пришла пора позаботиться о них, подкормить. А давайте вспомним, какие птицы прилетали в нашу кормушку.
(Пальчиковая игра "Кормушка")
- Дети, посмотрите, пожалуйста, повнимательнее на птиц. Мне показалось, что какая-то из них не успела улететь. Какая? (Уточка).
- Предлагаю выложить из палочек уточку и отправить ее в теплые страны.
Выкладывание из палочек птички. Активизация словаря: строение туловища, клюв, хвост, крылья, водоплавающие.
Воспитатель: - Молодцы! Все правильно сделали.
5. За ширмой появляется кукла - Лесовичок.
Лесовичок: - Вы зачем пришли? Ветки ломать, медведя будить, костер разжигать?
Дети. ( Отвечают: "Нет, мы пришли лесом полюбоваться".)
Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?
Дети: - Да!
Лесовичок: - Тогда помогите мне, пожалуйста. На улице уже заморозки начались. У зимующих птиц совсем корма не осталось. Как им помочь - ума не приложу! Может быть, вы знаете как?
Дети предлагают варианты (сделать кормушку, покрошить крошки хлеба и т. д.)
В-ль.
- А с чего удобнее всего кормить птиц? (С кормушки).
Верно, ребята.
Вы со своими родители делали много разных кормушек. А еще можно изготовить самую простую кормушку, используя коробки из-под сока. Лесовичок нам даже немного помог, чтобы мы управились побыстрее. Посмотрите и догадайтесь сами, чем еще нужно дополнить кормушку?
(Дети с помощью воспитателя изготавливают кормушки из коробок).
Воспитатель. Ну, вот, Лесовичок, и готовы наши кормушки.
III. Лесовичок: - Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые, но и находчивые.
Сколько полезных дел сделали: и уточку в теплые края отправили, и кормушки смастерили быстро и ловко. Только не забывайте кормить птиц! Я вам и корм приготовил. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! Да и вам пора домой. Вы сюда пришли по клубочкам, а уйдете по следочкам.
(Перед детьми раскинулась дорожка со следами, ведущими из группы)
Воспитатель.
- Взгляните, ребята, уже и следы чьи-то появились на лесных тропинках (обращает внимание детей на белое полотно со следами). До свидания, Лесовичок! (Дети уходят по следам из группы).
Кормушка для птиц из молочного пакета.
Чтобы превратить пустой молочный пакет в кормушку надо прорезать в нем два "окна" напротив друг друга. Под "окнами" можно установить шесток. Это сделает кормушку удобней для птиц. А сверху закрепите веревочку, за которую кормушка будет подвешена на дерево.
Точно так же в кормушку превращается пакет из-под сока или любая другая коробка. Обязательно прорезайте окна с двух сторон, чтобы птица, полакомившись вашим угощением, могла свободно покинуть кормушку. Иначе кормушка может превратиться в ловушку!