Папки-передвижки

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине «Северные олени» (с элементами ТРИЗ)

Светлана Леонова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине «Северные олени» (с элементами ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель:

• учить составлять сюжетный рассказ по картине;

• учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;

• упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;

Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе, Составление рассказа по картине „Северные олени“ (с элементами ТРИЗ)» размещена в разделах

развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

пополнить словарь детей новыми словами: чум, нарты, ягель, тундра, оленуха.

развивать внимание, память.

• воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Материал: картина «Северные олени», подзорная труба, запись песни «Увезу тебя я в тундру».

Ход занятия:

1) Организационный момент.

- Сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать (послушайте песню)

Дети: В тундру.

- Правильно ребята. А что такое тундра? (ответы детей, объяснение воспитателя). Тундра – это где короткое лето и длинная зима, где растут карликовые деревья стоя возле которых вы ребята будете великанами, там очень холодно зимой, и очень много комаров летом. И в тундре живут олени.

- Отгадайте какое сейчас время года в тундре:

Пришла девушка белянка,

Побелела вся полянка. (зима)

Дети: Зима.

- А как вы думаете какая зима (ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная) Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).

А давайте с вами посмотрим на тундру из далека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

2) Игра «Подзорная труба»

Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

Словарная работа:

Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;

Нарты – лёгкие сани для езды собаках или оленях;

Ягель – лишайник (мох, который служит кормом северным оленям.

3) Рассматривание картины «Северные олени».

– А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

Что нарисовано на этой картине? (оленуха с оленёнком)

Что делает оленуха? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)

Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)

Сравните оленуху с оленёнком.

Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленухи – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленухи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (оленуха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)

Чем похожи, оленуха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)

Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)

Игра «Живые картинки»

Ход игры: Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта (3 – 4ребёнка).

Физ. минутка: «Греемся».

По команде ведущего «греемся!» стоящие в кругу дети начинают двигаться, трясти всеми частями тела. По команде «лёд!» застывают на месте в определённой позе. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

4) Составление рассказов детьми.

- А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Придумайте рассказ о жизни северных оленей, о малыше оленёнке и оленухе. Подумайте как вы начнёте рассказ, о чём будете говорить и чем закончите. Не забудьте придумать название своего рассказа.

Вариант рассказа образца.

«Жили – были на севере оленёнок со своей мамой – оленухой. Оленёнок был совсем маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоял на своих слабых ногах. А у оленухи большие – большие ветвистые рога, на длинной шее красивая голова. Она наклонилась, ест ягель и показывает оленёнку : «ешь, это вкусно. Вырастешь большой и у тебя будут такие же большие и красивые рога и стройные, крепкие длинные ноги!»

5)Для рассказывания дети могут объединится в подгруппы.

Выслушивая рассказы дети, воспитатель и другие дети оценивают рассказ, у какого был интересней, аргументируя свой выбор).

Сюрпризный момент.

Публикации по теме:

Игры по ознакомлению детей с изобразительным искусствомИгры по ознакомлению детей с изобразительным искусством Предлагаю небольшую картотеку игр по ознакомлению детей с изобразительным искусством. [cut=Читать далее. ]«ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ.

Контроль в ДОУ Схемы:«Анализ занятия по обучению детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов»,«Анализ занятия по пересказу»,«Анализ занятия по обучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине «Северные олени» (с элементами ТРИЗ)
Опубликовано: 5 ноября 2011 в 16:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине «Северные олени» (с элементами ТРИЗ)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Леонова (УИ 2263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД