Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт»

Ольга Бабич
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество».

Обучающие задачи:

1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»;

2. совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (зима) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

5. Развивающие задачи:

6. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

7. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

8. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

9. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

10. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней,

2. пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь;

3. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

Словесный: беседа, диалог, чтение письма от мальчика Джона, вопросы, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.

Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

Наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

Игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Назови ласково», игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).

Практический: рисование картин о зиме. Приём «радуга настроения».

Оборудование и наглядный материал:

мнемотаблицы «Зима» (разные варианты,

мнемокартинки «признаки Зимы» презентация,

• письмо в конверте,

• мяч,

• магнитофон и аудиозапись произведения «Зимний лес».

Предварительная работа:

• экскурсии и наблюдения в природе;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки Зимы», ведение природы,

• чтение стихов, рассказов, сказок о зиме;

рассматривание картин о зиме, альбомов, иллюстраций по теме «Зима» беседы о зиме и её признаках, наблюдения за зимнеми признаками;

• рисование по теме «Зима»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о зиме, о птицах;

• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет зимы», «В гости к зиме».

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее веселое настроение.

Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадку.

Дел у меня немало:

Я белым одеялом всю землю укрываю

В лёд реки убираю

Белю поля, дома

Зовут меня… (Зима) (слайд1)

Воспитатель: Правильно, это зима. Мы сегодня с вами поговорим о зиме. Я решила поговорить о зиме ещё и потому, что у меня к вам будет просьба. Недавно на электронную почту мне пришло письмо. (слайд2)

«Здравствуйте! Я живу в Африке, где круглый год солнце и никогда не видел вашей зимы. Что это такое? Расскажите мне о ней пожалуйста. С уважением. Джон»

Проблемная ситуация.

Вопитатель: Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашему новому другу?

- Правильно, мы можем поговорить про зиму, рассказать о ней, загадать загадки о зиме, нарисовать рисунок, послушать мелодии зимы. А наш рассказ выслать ему по почте. Вы мне поможете?

- Ребята, а где живёт Джон? (живёт в Африке)

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему Джон не видел зиму? (потому, что всегда солнце, жара, и очень жарко, а зимы не бывает). Итак, давайте поговорим о зиме.

- Что же такое «зима»? (Это время года).

- После, какого времени года приходит зима?

- Какое время года вы ещё знаете?

- Какие приметы зимы вы знаете? (Стало холодно, птицы улетают в тёплые стран, идет снег, дни стали короче).

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем со словом зима.

Игра «Добавь словечко»

Пришла….

Мы ждали….

Мы рады…

Мы встречали …

Мы будем гулять….

Мы поём песни о ….

Воспитатель: Мы очень рады зиме. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение зиме. Расскажите — какая бывает зима?

Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.

Солнце какое? низкое, неяркое. …

Ребята проведем с вами.

Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,

И на лыжах мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду летим, мы летим,

И снегурку лепим мы, лепим мы.

Гостью – зиму любим мы, любим мы.

Немного отдохнули, продолжаем наше занятие.

Ребята, давайте придумаем предложения про зиму, каждое предложение должно начинаться со слова «зимой».

Например:

• Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.

• Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.

• В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.

• Люди зимой делают кормушки для птиц.

• Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.

• Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.

• Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.

• В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

-Какое красивое время года – зима. Про зиму поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о зиме?

Мы прослушаем отрывок мелодии «Зимний лес».

- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как шумит метель, воет вьюга,)

Воспитатель: Молодцы, ребята много вы знаете о зиме! А сейчас я предлагаю вам составить для рассказ о зиме. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и рассмотрите таблички о зиме. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка — это новое предложение. Давайте вспомним, что обозначает каждый символ:

Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о зиме.

Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете, в рассказе должно быть начало:

Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!

Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.

И закончить рассказ: Я люблю зиму!

(Дети составляют рассказы по мнемотаблицам)

Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 1.

Наступила зима. Падает пушистый снег. Много птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клёсты. Птицами зимой нечего есть. И люди им в кормушки сыпят семечки, зерна и крошки хлеба.

Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 2.

Наступила зима. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки.

Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 2.

Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине…» Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие речи» в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со.

Конспект проведения НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Составление рассказа «Птицы весной» Цель: развитие связной речи детей. Задачи: Обучающие - обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; - активизировать и расширить.

Конспект занятия по развитии речи в старшей группе «Составление описательного рассказа «Зима» Программное содержание: 1. Учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, сложные,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных» Конспект занятия по развитию.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Составление описательного рассказа о диких животных. Образовательные.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Составление коллективного рассказа по картинкам на тему «Космос» Тема: "Космос" составление коллективного рассказа по картинкам. Программное сод-е: Продолжать расширять представление детей о многообразии.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по мнемотаблицам» Цель: учить детей составлять связный рассказ Программные задачи: 1)Развивать умение составлять небольшие рассказы по мнемотаблице, используя.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Тема: Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Цель: обогащать опыт детей умением составлять рассказы из личной жизни, Формировать.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Зима
  • Лето
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт»
Опубликовано: 19 июля 2018 в 09:24
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий музыкально-спортивного развлечения для младших и средних групп «Рукавички мы...
Сценарий музыкально-спортивного развлечения для младших и средних групп «Рукавички мы надели» Под музыку собираются в зале. Их встречает Матрёшка:...
Фотоотчёт о театральном представлении «Фабрика сказок»
Во всех детских учреждениях одна из главных задач -всестороннее развитие детей, обучение основам коммуникации. Дети лучше всего воспринимают материал,...
Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек». Часть 14 — «Изготовление»
Где живут волшебники? В Нижнем Новгороде, на фабрике ёлочных игрушек «Ариэль», колдуют над созданием стеклянных украшений. Как по взмаху волшебной...
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Мы слепили снеговиков»
Занятие по рисованию во второй младшей группе Мы слепили снеговиков Цель: закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции....
Картотека речевых игр с музыкальными инструментами
Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами « Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке Осень в...