Марина Честнова
Занятие по развитию речи в средней группе «Фрукты и овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Развитие речи, закрепить представление об овощах и фруктах
Задачи:
Образовательные: Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающим предметам.
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе „Фрукты и овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Развивающие : Развивать звукопроизношение, слоговый анализ слов, умение ставить ударение, совершенствовать грамматический строй речи, образовывать уменьшительно-ласкательные слова, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку, развивать умение отгадывать загадки.
Воспитательные: Формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии, желание помогать ближнему.
Методы: Практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки
Материал: картинки с изображением овощей.
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребёнка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года?
После, какого времени года наступает осень?
Игра «Хорошо – плохо»
Что хорошего вы знаете об осени? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т. д.)
Что плохого вы знайте об осени? (Часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.)
Основная часть:
Воспитатель: Осенью также созревают овощи и фрукты.
Показывает картинки с овощами и фруктами.
(Раскладывание овощей и фруктов отдельно вместе с детьми)
Овощи растут на грядках на огороде.
Фрукты – в саду на деревьях.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились : звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему?
Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
Игра «Назови ласково».
Я буду бросать вам мяч и называть овощи или фрукты, а вы называйте ласковое слово, что назову и бросайте мне обратно мяч.
Помидор – помидорчик
Огурец – огурчик и т. д.
Горох-горошек
Лук – лучок
Картошка – картошечка
Свекла – свеколка
Репа – репка
Редиска – редисочка
Чеснок – чесночек
Баклажан – баклажанчик
Кукуруза – кукурузочка
Перец – перчик
Кабачок – кабачочек
Капуста - капустка
Банан – бананчик
Яблоко – яблочко
Ананас – ананасик
Лимон - лимончик
Апельсин – апельсинчик
Мандарин – мандаринчик и др.
Абрикос – абрикосик
Слива – сливка
Гранат – гранатик
Дыня – дынька
Гимнастика для глаз. Игра «Чего не стало».
Вешаю картинки с овощами и фруктами, и каждый раз одну убираю.
Посмотрите внимательно и запомните.
Сейчас вы закройте глаза, я уберу одну картину, а вы скажите, чего не стало.
Молодцы! А сейчас отгадайте загадки.
Расту в земле на грядке я
Красная, длинная, сладкая (морковь)
Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а …. (лук)
Что за скрип, что за хруст.
Это что ещё за куст.
Как же быть без хруста, если я (капуста)
Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Крепкие зелёные
Хороши солёные (огурцы)
Круглое румяное
С дерева упало-
Любе в рот попало (яблоко)
Рассматривание капусты.
Воспитатель: Что с капустой делают? (Варят, тушат, жарят, делают салат, солят).
Воспитатель: хотите, я вас научу солить капусту.
Пальчиковая гимнастика. «Мы капусту солим».
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
Воспитатель: Дети фрукты и овощи надо кушать или нет?
Заключительная часть.
Ребята, вам понравилось играть. (Ответы детей)
Какая игра понравилось больше всех?