Юлия Борисенко
Занятие по развитию речи в старшей группе «Осень. Составление рассказа»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи.
Тема: «Осень»
Цель: Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас по теме «Осень».
Задачи: Обогащать активный словарь детей. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Учить образовывать прилагательные к заданному существительному. Учить составлять рассказ по картине, используя опорные картинки - символы, находить различия и сравнивать два пейзажа. Развивать технические навыки рисования цветными карандашами и восковыми мелками в свободной изобразительной деятельности. Воспитывать любовь к природе.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Осень, Составление рассказа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Словарная работа : ранняя осень, поздняя осень, берёзовый, кленовый, дубовый, рябиновый, листопад, пасмурная (погода, ясная, солнечная, дождливая, ветреная.
Оборудование: фишки - шаблоны осенних листьев, капелек для игры «Какой это листок?» для рисования в центре изо ; картинки - символы для составления рассказа по двум пейзажам, две иллюстрации ранняя и поздняя осень; цветные карандаши восковые мелки осенних цветов, два листа формата А2.
Биллингвальный компонент:
Кз- осень, жапыра- листья.
Ход занятия:
1. Мотивационно - побудительная.
Загадка.
Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далёкий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года как зовётся?
(осень)
- Сегодня, ребята, мы совершим прогулку по осени.
Речевая игра и звуковая гимнастика «Лужи»
Шлеп – шлеп – шлеп – идём по лужам (постукивают ладонями по ногам, язык шлёпает по губам)
Хлюп – хлюп – хлюп – вода в ботинках (упражнение «болтушка»)
Кап – кап – кап – мне зонтик нужен (покусать язык)
Оп – оп – оп – вода на спинке (показать язык)
Ой – ой – ой – кругом вода (язык в лево вправо «часики»)
Одевайтесь в дождь всегда! (широкая улыбка)
2. Организационно - поисковая.
- Ребята! Посмотрите что у нас под ногами (осенние листья, капельки)
- Откуда они взялись? (Листья падают с деревьев. Капельки оставил дождь)
Дидактическая игра «Какой это лист?»
- Покажите у кого желтые листочки?
- С какого дерева эти листья? (с берёзы)
- Лист берёзы как называется? (берёзовый)
Аналогично дети называют листья клёна, рябины, дуба.
- Как назвать все листья одним словом? Какие это листья? (осенние)
Дети делятся на две подгруппы по фишкам, оставшимся после игры.
1 группа (основная) – капельки. Занимаются с воспитателем в речевом центре
2 группа – листочки. Занимаются в центре изодеятельности.
Центр изодеятельности.
Ребята рисуют по шаблонам разных листьев осенний ковёр на листах формата А2. Шаблон обводят цветным карандашом и раскрашивают восковыми мелками. Цвет дети подбирают в зависимости от цвета листьев.
Речевой центр.
Дети рассаживаются полукругом за столы. На столах на каждого ребёнка набор картинок – символов (говорящие картинки) для составления описательного рассказа. Перед детьми на магнитной доске выставляется иллюстрация ранней (золотой) осени. На другой половине доски расположены в разброс такие же картинки - символы на магнитах, на которых отражены осенние приметы.
Перечень картинок: яркое солнце, голубое небо, осеннее дерево с листьями, дождевая туча, серое небо, солнце, прячущееся за тучу, стая улетающих птиц, голое дерево на ветру, корзина с овощами и фруктами, тёплая осенняя одежда.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию и выбрать из перечня картинок только те, которые соответствуют данному изображению (ранняя осень). Дети выкладывают картинки в виде дорожки – рассказа. По каждой картинке составляют предложение в соответствии с данной иллюстрацией. Например:
Наступила золотая осень.
Светит яркое солнце.
Небо голубое.
На деревьях разноцветные листья: жёлтые, оранжевые, красные.
Птицы улетают в тёплые края.
Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Осенью все надевают тёплую одежду.
- Как называется такая осень (ранняя)
После составления рассказа всей подгруппой воспитатель предлагает кому-то из детей рассказать о ранней осени, используя полученную схему рассказа по говорящим картинкам.
Воспитатель выставляет на доску вторую иллюстрацию (поздняя осень).
Предлагает детям рассмотреть новую иллюстрацию. Дети выделяют основные признаки поздней осени и выкладывают их в виде дорожки из оставшихся картинок - символов. Работа по составлению рассказа о поздней осени проводится аналогично. Дети придумывают название и для второго рассказа.
- Какая осень вам больше нравится? Почему? (дети высказывают своё мнение и обосновывают его).
Физминутка:
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Листья танцуют свой хоровод
Снова вернуться лишь через год.
Дождик появился.
Хоровод на землю приземлился.
После физминутки подгруппы меняются местами.
3. Рефлексионно- коррегирующая.
Дети выкладывают свои рисунки на полу в виде осеннего ковра. Рассматривают свою работу. Становятся в круг. Воспитатель проводит анализ работы на занятии.
- Чем мы сегодня занимались на занятии? Чем понравилось заниматься больше всего? Что узнали нового?
Самооценка детей на занятии с помощью фишек листочков).