Гузяль Ахметзянова
Занятие по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Делим целое на части»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель:
Ахметзянова
Гузяль
Газизяновна
март 2011 г
Занятие
«Делим целое на части»
Программное Познакомить детей со способом деления
содержание: предмета (яблоко) на 2 и 4 равные части.
Показать, что если целые предметы не равны,
то не равны и их части
Демонстрационный ветка в вазе, яблоки на подносе, нож,
материал : салфетка, мел, доска, торт, яблоки в
чудесном мешочке
Раздаточный круг, ножницы на каждого ребенка
Публикация «Занятие по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе „Делим целое на части“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
материал :
Ход занятий:
Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Ветка».
- Я нашла на снегу тонкий голый прутик.
А метель-то вертит,
А метель-то крутит,
Принесла его домой,
Налила воды живой.
Он живой воды напился -
Распрямился, оживился
И из ветки удивленный
Носик выглянул зеленый.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Посмотрим, на ветке есть письмо.
(Дети читают)
- Ребята, по-моему, это загадка.
«Красное, румяное, с дерева достану я». Кто отгадает? (Дети отгадывают)
Раз есть загадки, должны быть и отгадки. На столе что-то лежит, прикрытое салфеткой. (Под салфеткой лежит чудесный мешочек с яблоками).
Ребята, просуньте руку по очереди, кто что нащупал? (Дети отвечают).
Давайте, ребята, проверим.
Вы оказались правы - это действительно яблоко.
Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы одного яблока хватило на всех (сварить компот, сварить варенье, разделить).
- Вы, ребята, молодцы. А подскажите мне, как можно разделить.
(Ответы детей).
Воспитатель разрезает яблоко на 2 неравные части и угощает 2 детей, и при этом объясняет:
Я разделила на 2 части : на одну большую часть и на одну меньшую. 1 часть (маленькую) я дала Вите, а 2 часть я отдала Артему. Витя, как вежливый человек, конечно скажет «спасибо», но мне, кажется, что ему будет немножко обидно. Почему? (Ответы детей).
- Правильно, ребята. Потому что я разделила яблоко на 2 неравные
части. А можно разделить на 2 равные части?
- Конечно, можно. (Воспитатель демонстрирует, при этом разрезает уже другое яблоко).
- Ребята, а вы знаете, что 1 равная часть называется половиной, и 2 равная часть называется половиной. Значит, я яблоко как разделила? (на 2 половинки).
- Или на 2 равные части. Если сложишь 2 равные части - половины, мы получим 1 целое яблоко или 1 целое. Посмотрите, как в математике это можно записать.
Воспитатель пишет на доске и просит детей переписать себе на
листок 1:2=1/2 .
- А можно, ребята, разделить 1 половину на 2 равные части? (ответы детей).
- Давайте, ребята, попробуем. Действительно, можно. А кто догадается, сколько частей мы получили? (ответы детей).
- Ребята, если мы разделим яблоко на 4 равные части, то как можно это записать? Правильно, ребята 1:4 = 1/4. Ребята, 1/4 - еще можно назвать четвертинкой. А что больше 1/2 - или 1/4. (ответы детей). Правильно, ребята. Если прибавить к 1/4 еще 1/4, то у нас получится 1/2 или 1 половина. А если еще 2 раза по 1/4, то получим одно целое.
Посмотрите, как я это запишу 1/4+1/4+1/4+1/4= 1.
Значит, нужно понять одну маленькую хитрость, что равные по размеру части разных предметов получались тогда, когда предметы были равны. Если предметы не равны, то не равны и их части.
Сейчас вы это сами проверите.
Физминутка.
II часть. Работа с раздаточным материалом
Воспитатель предлагает детям взять 2 равные части и положить так, как-будто, круги остались целыми. После этого воспитатель спрашивает: «На сколько равных частей вы разделили каждый круг? Возьмите по одной части того и другого круга. Равны ли эти части по размеру? Почему они равны? Теперь возьмите большой и маленький круг, разделите каждый из них на 4 равные части и сложите так, как будто круги остались целыми. На сколько частей вы разделили каждый круг? Покажите, одну часть большого круга и 1 часть маленького круга. Равны ли эти части по размеру? Почему они не равны? Как получаются равные части?»
III часть. Игра «День рождения»
Дети угощаются тортом. Воспитатель предлагает сосчитать всех присутствующих (детей и взрослых) и разделить торт на всех