Получи документы

Занятие по украинскому языку для 4 класса на тему «Сложные слова в украинском языке» на основе украинской сказки «Рукавичка»

Фесенко Елена Анатольевна
Занятие по украинскому языку для 4 класса на тему «Сложные слова в украинском языке» на основе украинской сказки «Рукавичка»

Занятие по украинскому языку для 4 класса на тему «Сложные слова в украинском языке» на основе украинской народной сказке «Рукавичка».

Цель: формирование языковой компетенции по украинскому языку в разделе «Сложные слова».

Цели: Учебная: научить образовывать сложные существительные. Практическая: практиковать в образовании и употреблении сложных слов в предложении. Воспитательная: прививать любовь к изучению украинского языка; воспитывать интерес к украинскому фольклору; продолжать формировать желание к чтению; прививать любовь к животным. Образовательная: рассмотреть украинскую народную сказку «Рукавичка» с грамматической точки зрения. Развивающая: развивать умение рифмовать, образовывать новые слова.

Публикация «Занятие по украинскому языку для 4 класса на тему „Сложные слова в украинском языке“ на основе украинской сказки „Рукавичка“» размещена в разделах

Ход занятия

- Сложные слова состоят из нескольких слов. Сегодня мы рассмотрим сложные слова, образованные при помощи дефиса. Такие сложные слова мы можем прочитать, прослушать в украинской народной сказке «Рукавичка». Это - главные герои сказки:

Лягушка-квакушка

Мышка-царапушка

Заяц-побегаец

Лисичка-сестричка

Волк-братец

Кабан-иклан

Медведь-на-ход

Эти слова являются существительными. Они образованы при помощи восновном рифмы между существительными и существительными, и существительными и отглагольными существительными. Отглагольное существительное в данном случае говорит о свойстве.

Первые 6 существительных состоят из 2 частей, 7 из трёх. Первая часть сложного существительного, как и отглагольные существительные второй части, образованы при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса «к», например: мыша – мышка, квакать – квакушка.

Выполним следующие задания:

1) Образуем названия героев, заменяя другую часть сложного существительного.

Лягушка-поплавушка, Мышка-пищушка, Заец-попрыгаец, Лисичка – невестка, Волк – кумец, Кабан – ушан, Медведь – ведать.

2) Давайте переставим местами слова и у нас образуются по смыслу другие сложные слова.

Квакушка-лягушка, Царапушка-мышка, Побегаец-заец, Сестричка-лисичка, Братец-волк, Иклан-кабан, На-ход-медведь.

3) Образуем свои сложные слова, используя другие названия животных, птиц, насекомых, например:

Белочка-тарелочка, ёжик-ножик, дятлик-стукатлик, жук-паук.

4) Найдите в сказке действия, которые выполняют главные герои и образуйте сложные слова: существительное и отглагольное существительное.

Лягушка-попрыгушка, Мышка-побегушка, Заец–бегаец, Лисичка-беглец, Волк-продвиженец, Кабан-беган, Медведь-вылазить.

5) а) Найдите в сказке существительные, образуйте из них сложные слова при помощи рифмы, ставя их на первое место:

Рукавичка-птичка, кусты-мосты, звери-двери, лесом-бесом, дед-плед, собачка-лодочка.

б) Образуйте с этими словами сложные слова, вторая часть которых – отглаголдьные существительные, обозначающие их свойства.

Рукавичка-лежичка, кусты-трещаки, звери-перепугачи, дед-ход, сабачка-лаячка.

6) Образуем сложные существительные при помощи рифмы со слов первого предложения сказки «Рукавичка».

Шёл-нашол дед-след лесом-полем, а-да за-на ним-им бежала-играла собачка-тачка и-й потерял-прочитал дед-ответ рукавичку-страничку.

Если прочитать только вторую часть этих слов, то получится у нас отдельное предложение. Так можно создать ещё одну собственную сказку.

7) Образуйте свои сложные существительные и предложения с ними.

Смотрю через окно-кино и вижу соседский двор. Сижу на мягеньком диване-Иване. Ветер-гуляка нагинает сучья, листья с земли поднимает, так как сильной силой обладает.

Конец занятия.

Заняття з української мови для 4 класу на тему «Складні слова в українській мові» на основі української народної казки «Рукавичка».

Мета: формування мовної компетенції з української мови з розділу «Складні слова».

Цілі: Навчальна: навчити утворювати складні іменники. Практична: практикувати у утворюванні та вживанні складних слів у реченні. Виховна: прищеплювати любов до вивчення української мови; виховувати цікавість до українського фольклору; продовжувати формувати заохочення до читання; прищеплювати любов до тварин. Освітня: розглянути українську народну казку «Рукавичка» з граматичної крапки зору. Розвивальна: розвивати вміння римувати, створювати нові слова.

Хід заняття

- Складні слова складаються з кількох слів. Сьогодні ми розглянемо складні слова утворені за допомогою тире. Такі складні слова ми можемо прочитати, прослухати в українській казці «Рукавичка». Це – головні герої казки:

Жабка-скрекотушка

Мишка-шкряботушка

Зайчик-побігайчик

Лисичка-сестричка

Вовчик-братик

Кабан-іклан

Ведмідь-на-брід

Ці слова є іменниками. Вони утворені за допомогою загалом рими між іменниками та іменниками, та іменниками та віддієслівними іменниками. Віддієслівний іменник у даному випадку повідомляє про властивості.

Перші 6 іменників складаються з двох частин, сьомий з трьох. Перша частина складного іменника – іменники у перших 5 словах, як і віддієслівні іменники другої частини, утворені за допомогою зменьшувально-пестливого суфікса «к», а саме: жаба – жабка, скрекотати - скрекотушка.

Виконаємо наступні завдання:

1) Утворимо назви героїв, замінюючи другу частину складного іменника.

Жабка – поплавушка, Зайчик – стрибайчик, Мишка – пищушка, Лисичка – родичка, Вовчик – порадник, Кабан - вухан, Ведмідь – натріп.

2) Давайте переставимо місцями слова і у нас утворяться за смислом інші складені слова.

Скрекотушка-жабка, Шкряботушка-мишка, Побігайчик – зайчик, Cестричка – лисичка, Братик – вовчик, Іклан – кабан, На – брід – ведмідь.

3) Утворимо свої складні слова, використовуючи інші назви тварин, птахів, комах, наприклад:

Білочка – гілочка, їжачок – панчішок, дятлик – стукатлик, жук – павук.

4) Знайдіть у казці дії, які виконують головні герої та утворіть складні слова: іменник та віддієслівний іменник.

Жабка-поплигушка, Мишка – побігушка, Зайчик-бігайчик, Лисичка – біжичка, Вовчик – сунчик, Кабан – побіган, Ведмідь – вилазить.

5) а)Знайдіть у казці іменники, утворіть з них складні слова за допомогою рими, ставлячи їх на перше місце:

Рукавичка-криничка, кущі-плечі, звірі- цілі, лісом-бісом, дід-на-брід, собачка-прачка.

б) Утворіть з цими словами складні слова, друга частина яких – віддієслівні іменники з позначенням їх властивостей.

Рукавичка-лежичка, кущі-тріщаки, звірі-злякачі, дід-хід, собачка-гавкачка.

6) Утворимо складні слова за допомогою рими зі слів першого речення казки «Рукавичка».

Ішов – знайшов дід-кріт лісом-ланом, а-та за-на ним-ким бігла-лягла собачка-качка та-на й-і загубив-заробив дід-кріт рукавичку-пшеничку.

Якщо прочитати тільки другу частину цих слів, то в нас вийде окреме речення. Так можна створити ще одну власну казку.

7) Утворіть свої складні іменники та речення з ними, наприклад:

Виглядаю через вікно-кіно та бачу сусідське подвір’я. Сиджу на м’якенькій канапці-ватці. Вітер-гуляка хилить гілки, листя з земці підіймає, бо велику силу має.

Кінець заняття.

Публикации по теме:

ОД по рисованию «Домик для зверей» по украинской народной сказке «Рукавичка» с детьми 3–4 года ко Дню Рукавички на МAAMОД по рисованию «Домик для зверей» по украинской народной сказке «Рукавичка» с детьми 3–4 года ко Дню Рукавички на МAAM Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл..

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Детский мастер-класс по созданию детьми настольного театра по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка»Детский мастер-класс по созданию детьми настольного театра по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка» Цели: - создание условий для театрализованной деятельности детей; - побуждать детей к стремлению принимать самое активное участие в.

Идея создания декораций для оформления огорода на участке ДОУ по мотивам украинской народной сказки «Колосок»Идея создания декораций для оформления огорода на участке ДОУ по мотивам украинской народной сказки «Колосок» Одним из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практики является экологическое образование дошкольников, соответственно.

Конспект НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группеКонспект НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группе Тема. «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка». Цель: формирование устойчивого интереса детей к русскому фольклору (сказка).

Конспект НОД «Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» по речевому развитию в средней группе Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» Задачи: создавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по украинскому языку для 4 класса на тему «Сложные слова в украинском языке» на основе украинской сказки «Рукавичка»
Опубликовано: 21 января 2024 в 20:15
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД