Валентина Глухова
Занятие по экологическому воспитанию «Природа — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей. Расширять и уточнять представления детей о природе. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека. Развивать стремление самостоятельно находить пути решения поставленных задач, подводить итог этих решений. Воспитывать любовь к природе, побуждать желание заботиться о ней.
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию „Природа — наш дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Оборудование: карта с изображением зон леса, моря, гор, неба и луга; фигурки диких и домашних животных; игрушечный грузовик; карточки с изображением на них объектов живой и неживой природы; прозрачная миска с загрязнённой водой; фильтр для очистки воды, вторая миска пустая; ковшик для воды; плакат с изображением океана; силуэты перелётных и зимующих птиц, закреплённых на «небе»; плакат с изображением луга, готовые заготовки с изображением полевых и садовых цветов; клей, кисти для клея, клеёнки, салфетки.
Ход занятия:
(дети заходят в группу, садятся на ковёр-полянку).
- Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир природы. Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.
Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
- Природа – волшебная царица, все мы живём в её царстве. У неё столько много дел и забот! А давайте сегодня поможем нашей природе? Смотрите, у меня есть карта, где изображено всё царство природы : лес, небо, горы, луга, моря и океаны.
- Посмотрите, сначала из детского сада мы попадаем куда? (в лес). (воспитатель вместе с детьми переходит в зону «лес»).
Д/и «Домашние и дикие животные».
- Глядите, ребята, сколько здесь разных птиц и животных! Но посмотрите внимательнее, что-то здесь не так (в лесу находятся и дикие, и домашние животные). А какие животные называются домашними? Какие дикими?
- Давайте всех домашних животных найдём, поместим в этот грузовик и отправим их домой на ферму. (Дети выполняют задание). Ну вот, первая помощь природе оказана!
- Посмотрим на карту, куда нам отправляться теперь (Дети переходят в зону «Горы»).
Д/и «Живая и неживая природа».
- Ребята, на какие два вида делится природа? (на живую и неживую). В горах расположены картинки с живой и неживой природой. Мы сейчас с вами найдём изображения живой природы и отложим их вправо, и слева у нас будут изображения неживой природы. (дети выполняют задание, рассказывают, что относится к живой, а что к неживой природе).
- Какие же вы молодцы! И здесь мы помогли нашей природе! А теперь на каре изображено (моря и океаны). (Дети переходят к зоне «моря и океаны).
Опытно-экспериментальная деятельность «Очистка воды».
- Что же случилось здесь? (вода в море загрязнена). Правильно. К сожалению, человек часто загрязняет реки, озёра, моря и океаны. Но нам нужна чистая вода, правда? Скажите, а кому вообще на земле нужна вода? (ответы детей). Всё живое на земле погибнет если не будет воды, вот почему так важно содержать её в чистоте. Люди создали специальные фильтры по очистке воды. И сейчас мы с вами поможем нашей природе – очистим воду в этом море! (Дети наливают грязную воду в фильтр, наблюдают, как из фильтра выходит очищенная вода и делают выводы).
- Ну вот, теперь в этом море снова могут обитать различные рыбы, морские животные и растения! На мы двигаемся дальше! На карте нарисовано…небо! (дети переходят в зону «небо»).
Задание «Назови перелётных и зимующих птиц».
- В небе столько птиц! Но, с наступлением осени, многие птицы улетают от нас на юг. Как называются такие птицы? А те, которые остаются у нас на зиму? Мы с вами должны назвать всех птиц и определить, какие из них перелётные, а какие зимующие. (дети выполняют задание). Как много мы уже помогли нашей природе, давайте сейчас немного отдохнём!
Физминутка «Весёлые зверята»
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик.
(Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
Прыгают, согнув руки перед грудью.
Идут вперевалку
Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.)
- Ну вот мы и отдохнули! Что же дальше изображено на карте? (поля и луга). (дети переходят в зону «луга»)
Аппликация «Цветущий луг»
- На лугах всегда очень красиво! Там растёт много чудесных полевых цветов. (дети замечают, что на лугу совсем нет цветов). Надо украсить луг цветами! Вот здесь есть много разных цветов, но разве все они растут на лугу? (дети берут только полевые цветы, а декоративные оставляют, затем наклеивают их на луг).
- Чтобы нам красиво и аккуратно наклеить, что надо делать? (наносить клей на клеёнке, использовать салфетку). Какой красивый луг у нас получился!
- Мы сегодня очень много помогли природе и можем заслуженно считаться её почётными помощниками! А в награду природа нам дарит чудесную песенку! Давайте её послушаем и, конечно, потанцуем!
Текст песни - Дивный цветок
1. Теплый вечер лег на плечи словно платок
И внезапно распустился дивный цветок
Распустил словно в сказке он лепестки
И светло сразу стало у реки.
Припев:
Дивный, дивный, дивный цветок
Словно счастья первый росток
Дивный, дивный, дивный как сон
Словно признание в том, что влюблен.
2. И волшебным, и чудесным стал этот мир,
И мотив прекрасной песней в сердце возник.
Я цветку подарю песню свою
Я с цветком эту песню вместе спою.
Припев.
3. Теплый вечер лег на плечи, словно вуаль.
То, что вечер тот не вечен – жаль, очень жаль.
Но останется песня в наших сердцах
Как цветок ароматный в юных мечтах.
- И вот мы снова вернулись в детский сад! Понравилось вам помогать природе? Что больше всего запомнилось вам сегодня? (ответы детей) Мы ещё много раз будем помогать природе оставаться такой же прекрасной, какая она есть сейчас!
Используемая литература: В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Экология в старшей группе детского сада», О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом», Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей чудо – всюду. Мир животных и растений», Л. А. Владимирская «От осени до лета».