Светлана Ищенко
Конспект занятия по экономике для старших дошкольников «Учимся экономике»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад» пгт. Кожва
Воспитатель 1 категории Ищенко Светлана Александровна.
Занятие по экономике для старших дошкольников на тему :
«Учимся экономике»
Цель: Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к экономике.
Публикация «Конспект занятия по экономике для старших дошкольников „Учимся экономике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные задачи: Расширять представления детей об элементах экономики (деньги, их функции (как средство для оплаты труда, расчетов при покупках); семейный бюджет, возможности семьи; активизировать словарный запас за счет введения в речь экономических терминов.
Развивающие задачи: Развивать бережливость (представление о рациональной трате денег при совершении покупок); основы планирования семейного бюджета.
Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к людям труда, желание помогать нуждающимся, оказывать благотворительную помощь.
Практический материал к занятию :
-- Загадки по теме занятия;
-- «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина для повторения;
-- конверт с заданием от Царицы Экономики;
-- Красочные вывески: «Банк сбережений», Хоз магазин «Золушка», Ателье «Паутинка», фирма «Бобры и бобрята».
-- карточки для покупок.
-- красочный каталог товаров с ценниками для героев сказки (тазики деревянные, пластмассовые, железные; дома - соломенный, прутиковый, каменный; рыболовные сети)
-- 10 монет от золотой рыбки (начальный капитал);
-- баночки для банка сбережений, дохода и расхода.
-- вырезанные модели разных рыб для украшения (на выбор)
-- модели русской одежды на ватманах для украшения (рубаха, сарафан) на выбор.
Начало занятия.
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас на очередное занятие детского центра «Эконом», где мы можем попрактиковаться в решении экономических задач от Царицы Экономики. Хотите?
Вам нужно будет проявить смекалку, трудолюбие и взаимопомощь, а перед началом нам необходимо пройти небольшую экономическую разминку. Вы готовы?
Итак, слушайте загадки:
1. И врачу и акробату выдают за труд…. (зарплату). А что такое зарплата?
2. Из какого аппарата выдается всем зарплата… (банкомат).
3. На товаре быть должна обязательно…. (цена) Как вы думаете, о чем может рассказать цена? (о том, сколько стоит товар)
4. Мебель, хлеб и огурцы продают нам…. (продавцы)
5. Люди ходят на базар – там дешевле весь…. (товар)
Зачем люди ходят на базар? (продавать и покупать)
6 Что такое информация о товаре? (реклама)
Знаете ли вы, какая бывает реклама? (щитовая, копьютерная, книжная)
Зачем нужна реклама? (больше узнать о товаре)
Воспитатель. Мы с вами отгадали все загадки, а значит, прошли тест.
А вот и задание от царицы Экономики (конверт) - дети открывают, находят иллюстрации главных героев сказки, называют сказку (золотая рыбка)
Воспитатель. Узнали сказку? Экономика просит вас помочь ее героям. Давайте вспомним, как помогала рыбка в сказке? (исполняла желания старушки). Но наша сказка экономическая, поэтому рыбка помогла по – своему. Попробуйте догадаться, что она придумала? (предположения детей).
Да, она не стала исполнять желания, а дала деду 10 монет и сказала:
«Если тратить с умом – то хватит на все»
Воспитатель. Как думаете, легко ли бабушке с дедушкой справиться с такой задачей? Чем мы можем помочь? (дети обсуждают, решают помочь в решении семейных покупок)
Воспитатель. Справимся? Тогда нам нужно выбрать домашнего бухгалтера. (Дети совещаются, выбирают бухгалтера, прикрепляют бейджик).
Воспитатель. Итак, у нас есть 10 рублей (дети рассматривают, считают). Это подарок – значит для нас это доход или расход? (доход). Помещаем в корзину дохода. Что мы с ними будем делать? (расходовать, значит, нужна банка расход)
Воспитатель. Давайте вспомним, какая наша экономическая задача – помочь героям рассчитать бюджет семьи. Пора вспомнить, какое было первое желание бабушки – новое корыто. Надо немного поразмыслить: желание купить новое корыто – это потребность «надо» или «хочу»? Если «хочу», то можно подождать, а может ли ждать стирка грязного белья? Нет. Значит, это скорее потребность «надо». И мы идем куда? Покупать новое корыто в хозяйственный магазин «Золушка»
Ищем вывеску, рассматриваем весь товар, обсуждаем, что лучше купить – деревянное корыто или пластмассовый современный таз, взвешиваем все «за» и «против», имея ввиду прочность, легкость, красочность товара, его цена - выгодно- не выгодно. Приходим к общему мнению - купить железный облегченный таз за 2 рубля. (вывешиваем картинку тазика на доску, где висит задание от Экономики и иллюстрации героев).
Дети вместе с семейным бухгалтером подсчитывают, сколько денег осталось, помещают 2 золотых рубля в банку «расход», считают остаток – 8 рублей.
Воспитатель. Ну, дорогие экономисты, первое желание мы выполнили – переходим ко второму – приобретение новой избы. Куда мы с вами отправимся? В строительную фирму под названием «Бобры и бобрята». Это очень известная строительная фирма славится своими красивыми домами. Давайте послушаем менеджеров, какие варианты они нам могут предложить (менеджеров выбирают сами дети, исходя из их личных качеств).
(на стене вывешены иллюстрации предлагаемых моделей домов – соломенный, прутиковый, каменный. Дети - менеджеры по очереди красочно описывают дома, предлагают, перечисляют плюсы моделей. Дети – покупатели советуются друг с другом и воспитателем, какой вариант лучше, прочнее; учитывают климатические условия проживания героев (тепло, у моря, но постоянно дуют ветры). Приходят к единому мнению, что прочнее и выгоднее купить каменный дом, но он стоит 20 золотых рублей, а у нас всего 8.
Как же нашим героям прожить в ветхой избушке? Можно сделать небольшой ремонт, пока не появятся деньги на покупку нового дома. Можно обратиться в строительную фирму, у них есть бригада ремонтников – они сделают небольшой ремонт. Смотрим расценку ремонтных работ - за 4 золотых они подремонтируют стены и покроют заново крышу. Оставляем заявку на ремонт, откладываем 4 золотых в банку расходов. Остаток 4 рубля.
Воспитатель. Обращает внимание на рваную сеть деда, а ведь он кормит семью. Может, подумаем о покупке новой сети для рыбалки? Дети идут за новой сетью, находят Ателье «Паутинка».
Предлагаем одному из знатоков - рыбаков группы (ребенок, который ходит с отцом на рыбалку) выбрать самому подходящую сеть. Выбираем сеть за 2 золотых.
Картинку с новой сетью переносим на доску, где уже висит иллюстрация нового корыта и избушки после ремонта (как она будет выглядеть).
Воспитатель. Дорогие экономисты, вы уже, наверное, устали – предлагаю отдохнуть и провести разминку.
Разминка «Клад»
Мы нашли богатый клад (копаем)
Каждый кладу очень рад (поворачиваем голову, улыбаемся)
Стали думать, как нам быть (качаем головой)
Как же клад нам разделить (руки в стороны)
Чтоб хватило всем друзьям – делим ровно пополам (обнимаемся)
Воспитатель. Отдохнули – продолжаем. Денег у нас осталось … (дети насчитывают 2 золотых рубля) совсем немного, но у деда есть новая сеть, он может наловить рыбы, а у бабушки пряжа - она наткет холста и нашьет рубах. Излишки рыбы и одежды можно продать на рынке и заработать деньги. Ну а мы можем им помочь быстрее продать товар – мы можем создать хорошую рекламу. Вы согласны?
Идем в рекламное агенство «Малыш и Ко». Нам нужно разделиться на две группы (дети договариваются, что мальчики создают рекламу рыбе, а девочки одежде; или наоборот). Вспомните, какой должна быть реклама? (интересной, красочной, емкой)
Работа за столами: украшение макетов одежды и рыбы (пиньетками, шариками, блестками и другими способами)
После выполнения детьми работы можно озвучить устную рекламу товара.
Воспитатель. Рекламу мы озвучили, будем надеяться, что это поможет дедушке и бабушке заработать дополнительные деньги. А мы с вами давайте подсчитаем, сколько у нас осталось (семейный бухгалтер подсчитывает - осталось 2 золотых рубля). Что будем делать с этими деньгами? (Дети предлагают убрать подальше, положить в копилку).
Воспитатель. Правильное решение, ребята, убрать оставшиеся деньги в копилку, но есть вариант эту сумму увеличить – положить в банк сбережений.
Через какое- то время денег будет больше. Идем в банк (выбираем банкира). Дети кладут деньги в банк сбережений, берут у банкира квитанцию. Банкир обещает, что через некоторое время денег станет больше, и бабушка с дедушкой смогут купить себе новый дом.
Воспитатель. Как вы думаете, справились мы с заданием Царицы Экономики? Помогли дедушке и бабушке распланировать семейный бюджет? (ответ детей) Воспитатель: Царица Экономика довольна вашей работой и за ваше трудолюбие и взаимовыручку делает вам подарок в виде денежных призов – каждому по одному настоящему рублю (открывает сундучок, раздает по рублю).
(обращаясь к детям)
Воспитатель: Можно у вас спросить, на что вы потратите этот рубль?
Ответы детей: (куплю жвачку; отдам маме, она добавит и я куплю шоколадку; и другое)
Воспитатель. Хотите узнать, на что я потрачу свой рубль? Я положу его в банк сбережений на счет бабушки и дедушки. Они нуждаются в помощи, надо им помочь.
Вам понравилось заниматься экономикой? Что больше понравилось?
Мне хочется похвалить вас за деловые предложения и большое желание помогать людям. Спасибо! До новых встреч в детском центре «Эконом»!