Татьяна Зюзина
Занятие по экспериментальной деятельности на тему «Плавление парафина»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель Зюзина Т. Г.
Программное содержание:
Уточнить знания детей о материале, из которого изготавливают свечи. Упражнять детей в элементарном экспериментировании и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина :
-При нагревании он превращается в жидкость, а при охлаждении снова отвердевает;
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности на тему „Плавление парафина“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Познакомить с использованием этого свойства парафина в народном хозяйстве. Развивать у детей активность мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитывать у детей любознательность. Активизировать в речи детей слова, обозначающие переход парафина из одного состояния в другое.
Оборудование:
Свечи на подставке и кусочки парафина для каждого ребенка, лист бумаги, соты с мёдом, восковые мелки, открытки со свечами, декоративные свечи.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом, приходит Буратино:
- Здравствуйте дети! Я знаю, что вы были на экскурсии в школе. Мне бы хотелось узнать, что вы там интересное увидели?
-Мы были в библиотеке (рассказ детей);
-В столовой, во 2-ом классе (рассказ детей);
-Потом нас повели в кабинет химии (рассказ детей);
-А кто такой Дмитрий Иванович Менделеев?
-Рассказ детей о химике Д. И. Менделееве;
-Да, действительно, Менделеев был великим химиком. Он открыл много интересного.
-Вот сегодня мы тоже с вами будем химиками. Будем исследовать материал, который вам уже известен.
А вот про этот материал послушайте загадки:
Таять может, но не лед!
Не фонарь, а свет дает!
Или
Была высока и стройна,
Но вот ее зажгли.
Расплавилась и потекла Огарок лишь остался
От. свечи
-Ребята, откройте салфетки. Что под ними?
-Возьмите кусочек свечи в руки, погладьте, помните ее. Что вы чувствуете? Какая свеча на ощупь?
-Гладкая, скользкая, твердая и т. д.
-Ребята, свечи делают из воска. А откуда берется воск? Правильно, его делают пчёлы. Они делают из воска соты и собирают в них мёд. Это натуральный воск (показ);
-А хотите узнать, из чего еще делают свечи?
-Их делают из нефти. Это искусственный материал, и называется он ПАРАФИН.
-Ребята посмотрите на парафин и скажите, какое это вещество: твердое, мягкое или может быть жидкое?
-Ответы детей
-А может быть парафин жидким?
-Ответы детей
-Вот сегодня мы и попробуем получить ответ на этот вопрос.
-Мы с вами поэкспериментируем, выполняя различные действия с парафином, и вы узнаете об его свойствах.
-Вы сказали что парафин может быть жидким? Подскажите мне, что нужно сделать, чтобы парафин стал жидким?
Ответы детей, но если они будут затрудняться, напомнить.
-Какую загадку я вам загадывала? Почему от свечи остался лишь огарок? Так что надо сделать, чтобы парафин стал жидким?
-Зажечь свечу
-Но чтобы зажечь, надо соблюдать правила безопасности! (зажигаю свечу, дети наблюдают)
-Ребята, что вы видите? Возьмите свечу, подвиньте к себе лист бумаги, наклоните свечу потихоньку. Что происходит (она капает? Так какой сейчас парафин?
-Жидкий
-Но он же был твердым? И может стать жидким.
-А теперь подуйте на капли парафина на листе. Потрогайте пальцем. Что происходит?
-Парафин вновь становится твердым
-Так какой можно сделать вывод? Парафин - это твердое вещество, но при нагревании он расплавляется и превращается в жидкость, а при охлаждении снова становится твердым.
-Ребята, а как еще можно расплавить парафин без огня?
-Если дети затрудняются ответить, подсказать. Для расплавления парафина нужно тепло? А где еще тепло и горячо?
-На батарее, на солнце, в горячей воде.
-Какое еще вещество становится мягким при размягчении?
-Пластилин
-Что с ним происходит?
-Сначала он был твердый, а в руках становится мягким
-А сейчас физкультминутка. Мы с вами будем делать упражнение «свеча» :
- «новая свеча» - встаньте ровно, поднимите руки вверх, кисти согнуты друг на друге
- «зажжем свечу» - чик-чик, двигайте пальцами, изображая пламя свечи
- «свеча тает» - понемногу приседайте
- «свеча растаяла» - сядьте на корточки, руки в стороны около пола.
-Ребята, а как используют парафин люди? Что из него делают?
-Да, делают свечи и очень красивые (рассматривают)
-Восковые мелки. Помните, рисовали мелками картинки, и краска на месте восковых мелков не попала, потому что парафин и воск не пропускают воду
-А еще люди используют парафин в медицине. Когда люди сильно болеют, парафин расплавляют и теплым кладут на больное место
-Еще раньше, когда не было железных крышек, хозяйки использовали парафин для закупорки банок. Воск не пропускал воздух и продукты долго хранились.
-Еще парафиновой пленкой покрывали сыр. Она защищает сыр от засыхания.
-А теперь мы с вами поиграем в игру «прочитай слово и найди правильно место» :
о Послушайте задание. Около красного кубика встанут дети у которых слова обозначают природный материал, а у синего кубика - встанут дети, у которых слова, обозначающие материал, сделанный руками человека
• Природный материал:
1. Глина
2. Песок
3. Воск
4. Соль
5. Вода
6. Нефть
7. Газ
•Материал, сделанный руками человека:
1. Парафин
2. Сахар
3. Цемент
4. Кирпич
5. Бетон (песок+цемент)
Сегодня вы много интересного узнали о воске и парафине. Давайте еще раз повторим, что это за вещество. Парафин - это вещество, которое при нагревании становится жидким, а при охлаждении вновь становится твердым.