Приложение МААМ

Занятие «Русская изба»

Галина Скоросова
Занятие «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

«Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

•познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т. д.);

Публикация «Занятие „Русская изба“» размещена в разделах

•познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;

•обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

•воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

•развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному.

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Все в избе было деревянное, кроме печи.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Заведовала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы

Тема: Семья

“Как у нас семья большая”

Как у нас семья большая

Да веселая

(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят

(Загнуть большие пальцы на обеих руках).

Два учится хотят

(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки

Питаются.

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люлке

Качаются

(Загнуть мизинцы)

Воспитатель. Продолжим отгадывать загадки.

«Купили новенькое

Такое кругленькое

Качают в руках,

А оно все в дырках.» (сито)

Когда ситом сеяли муку, тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Стригли, щипали,а после чесалли,

Чисто, пушисто-к доске привязали» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«К низу узок, верх широк

Не кастрюля?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Из русской печи

Кашу тащи,

Чугунок очень рад

Что его схватил… (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«В земле родился,

на кружале вертелся,

на огне пекся,

на базаре был, людей кормил,

как упал, так и пропал,

никто не прибрал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

О посуде мы с вами поговорили, а теперь давайте вспомним что же готовили в печи.

(ответы детей)

А давайте с вами попробуем испечь крендельки которые пекли в старину, но сначала вы мне скажите что нужно для того чтобы испечь их?

( дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником). Что такое рушник?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да крендель закрутить.

Будьте добрее, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

(игра «Гори, гори ясно».

Описание: участники становятся в круг, держа в руках, красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

Ну что ж о печь мы затопили, а теперь можно взяться и за работу

Теперь нам надо замесить тесто.

(пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

Кренделечки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Завернуть кренделечек дружно.

Практическая часть.

Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать крендельки.

— Какое тесто на ощупь? (мягкое, податливое, меняет форму)

Давайте вспомним как мы будим делать крендельки.

нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получился узелок.

(дети лепят кренделькики, воспитатель готовые ставит в печь).

А пока пекутся крендельки мы с вами еще немножко поиграем.

Игра называется «Жмурки»

Ребята а вы знаете что в старину к чаю подавали обязательно горячую выпечку, чтобы ощутить аромат и вкус. Давайте посмотрим, готовы ли наши крендельки?

(воспитатель достает из печи настоящие крендельки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Воспитатель. Молодцы! Красивые кренделечки у нас получились.

Ребятки расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? С какими предметами русского быта вы сегодня познакомились? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня пекли? А из чего?

Хозяйка избы: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу!

Дети: До свиданья!

Публикации по теме:

«Русская народная Изба»«Русская народная Изба» Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Слайд 2 ФГОС ДО ставит перед нами задачу духовно-нравственного развития ребенка, Дошкольное детство.

Фотоотчёт «Русская изба»Фотоотчёт «Русская изба» Фотоотчёт «Русская изба» В рамках проведения недели «Культура и традиции русского народа» мы посетили мини – музей, который находится в.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Здравствуйте уважаемые друзья. Представляю вашему вниманию макет русской избы. Цель: создание развивающей предметно- пространственной среды.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет "Русской избы», для воспитания у детей интереса к истории жизни и быта русского народа.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Добрый день, уважаемые коллеги!Хочу поделиться опытом по созданию мини-музея в нашем Детском саду "Радуга". Главная цель, которая побудила.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства.

Музей ДОУ «Русская изба»Музей ДОУ «Русская изба» МУЗЕЙ ДОУ «РУССКАЯ ИЗБА» Одна из наиболее любимых детьми форм проведения образовательной деятельности – познавательные экскурсии в музей.

Открытое занятие во 2 классе «Русская изба. Изготовление половицы» ОГБОУ «Лесно-Конобеевская школа-интернат» Воспитатель: Подольцова Татьяна Александровна 2016г. Цели: 1. Закрепить знания детей.

Программа кружка «Русская изба» Содержание: 1. Пояснительная записка…. 3-6 стр. 2. Учебная программа…7 стр. 3. Календарно - тематический.

Русская изба Конспект занятия в подготовительной группе «Русская изба» Кожина Светлана Александровна, музыкальный руководитель. К методическому объединению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Русская изба»
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 16:02
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Скоросова (УИ 1446824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД