Папки-передвижки

Занятие с использованием ТРИЗ технологий «Как купить автомобиль»

Залина Шихшабекова
Занятие с использованием ТРИЗ технологий «Как купить автомобиль»

Тема: «Транспорт. Профессии».

«КАК КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ»

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей: закреплять названия профессий людей, управляющих

различными видами транспорта, виды транспорта;

формировать способность видеть возможности усовершенствования предметов.

2. Задачи на развитие речи:

учить составлять описательные рассказы об автомобилях, используя схему-модель;

развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных членов предложения;

формировать словарь по теме;

Публикация «Занятие с использованием ТРИЗ технологий „Как купить автомобиль“» размещена в разделах

развивать фонематический слух;

активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.

3. Воспитательные задачи:

развивать коммуникативные умения и навыки: вежливое общение продавца и покупателя, уважение к труду шофера, желание не причинять беспокойства родителям.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями разных видов транспорта (8—10 шт., силуэт грузовичка и детали к нему (точно такой же грузовичок, разрезанный на части). «Водительские удостоверения» на каждого ребенка. Вывеска магазина «Автомобили». Игрушечный автомобиль. Два яйца (деревянное и картонное). Игру-шечный телефон. «Смехотрон» — ярко раскрашенный ящик с двойным дном. Аудиозапись звуков, издаваемых транспортом и роботом-трансформером.

Предварительная работа. Разгадывание загадок о различных видах транспорта, чтение рассказов по теме («Машины на нашей улице». М. Ильин и Е. Сегал, стихов о машинах, профессиях.

Экскурсии в различные учреждения города (изучение профессий, прогулки по улицам города (повторение правил дорожного движения, виды и марки машин, работа светофора).

Последующая работа. Изобретение машины XXI века с использованием игры «Чудесные вещи», рисование и описание ее (рассказ). Конструирование фантастической машины с использованием палочек, спичек, бросового материала. Изображение великана-трансформера различными способами (лепка, конструирование из бросового материала, выкладывание из элементов «Монгольской игры».

Сочинение сказки о грузовичке и великане-трансфор-мере.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку:

Кто нам делает сапожки,

Ранцы, пуговицы, ложки?

Кто построил дом? И кто

Сшил нам куртки и пальто?

Кто кует металл для плуга,

Добывает нефть и уголь?

Дети. Это люди разных профессий.

Воспитатель. О людях каких профессий эта загадка?

Послушайте:

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота —

Всех по утрам

Отвозить на работу.

(Шофер.)

Дети. Это шоферы, водители.

Воспитатель. Какие это люди по характеру?

Дети. Они добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные.

Дидактическая игра «Назови профессию»

Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с изображением видов транспорта и, задавая по ним вопросы, выслушивает ответы детей.

• Кто водит автобус, автомобиль? (Внимательный шофер.)

• Кто летает на самолете? (Смелый летчик.)

• Кто управляет поездом? (Зоркий машинист.)

• Кто летает на ракете? (Умелый космонавт.)

• Кто водит трамвай? (Старательный вагоновожатый.)

• Кто управляет кораблем? (Добросовестный капитан.)

• Кто ездит на мотоцикле? Велосипеде? (Храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист.)

• Кто летает на вертолете? (Ответственный летчик.)

Воспитатель {показывает на все картинки). Назовите одним словом, что это?

Дети. Это транспорт.

Воспитатель. Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный.) Для чего транспорт нужен людям?

Дети. Перевозить грузы, людей, убирать улицы.

Воспитатель включает аудиозапись звуков, издаваемых транспортом.

Воспитатель. Какие звуки вы услышали?

1-й ребенок. Я услышал гудение самолета.

2-й ребенок. Я услышал стук колес поезда.

3-й ребенок. Я услышал гудок парохода.

4-й ребенок. А я услышал скрип колес машины, когда она тормозит.

5-й ребенок. Я услышал гудок автомобиля.

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице — бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль. Машина.)

Воспитатель. Большая — машина, а маленькая.

Дети.. машинка. (Дети угадывают, правильно образовав слово.)

Воспитатель. У нас в группе тоже была красивая маленькая машинка. Но случилась беда! К нам с планеты Разломай повадился прилетать злой Робот-Трансформер. Он грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с игрушечным грузовичком. (Показывает картонный грузовичок.) Он просто раздавил его. При этом мне удалось записать звуки, которые он издавал. ( Включается аудиозапись: скрип, скрежет, рокот, шум. Дети слушают, зажимают уши.)

Воспитатель. Этот грохот ухо режет.

Ну и звуки! Шум и скрежет!

На плохое робот скор,

В нем компьютер и мотор.

Но и мы с вами не простаки. Давайте снова соберем грузовичок из частей.

Дидактическая игра «Сборка автомобиля»

Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика.

Воспитатель. Какие детали есть у автомобиля?

1-й ребенок. Мотор, кабина, кузов.

2-й ребенок. Сиденья, руль.

3-й ребенок. Номер, бампер, бензобак.

4-й ребенок. Фары, подфарники.

Один из детей в конце игры перечисляет все детали.

Воспитатель. Какая красивая получилась машина. Только с ней неудобно играть. Почему?

Дети. Она плоская, детали могут развалиться.

Воспитатель. У меня есть один волшебный прибор — «смехотрон». Может быть, он нам поможет? (Достает ящик с двойным дном.) Давайте проверим. Великан Трансформер раздавил наше расписное деревянное яйцо (показывает картонное яйцо). Посмотрите, какое плоское оно стало. Вложим его в «смехотрон». Работает он только от звонкого ребячьего смеха. Посмейтесь, ребята, над злым роботом! (Дети смеются. Воспитатель достает из «волшебного» прибора объемное деревянное яичко.) Вот это да! Действует! Те-перь давайте положим в «смехотрон» наш грузовичок. (Процедура повторяется, и вместо картонного изображения воспитатель достает из «смехотрона» игрушечный автомобиль)

Воспитатель. Если робот прилетит еще раз, как нам с ним справиться?

1-й ребенок. Сделать грузовичок невидимым.

2-й ребенок. Разобрать на части.

3-й ребенок. Сделать его очень большим, больше злодея.

4-й ребенок. Просто рассмеяться!

Воспитатель. Ребята, рассмотрите хорошенько этот красивый грузовичок. Опишите его, используя нашу схему (схема 2).

Как можно играть с маленьким игрушечным грузовичком? Что перевозят шоферы на больших грузовиках? (Ответы детей.)

Игра «Хорошо — плохо»

Воспитатель. Чем хорош грузовик?

1-й ребенок. Можно перевозить разные грузы и людей.

2-й ребенок. Можно быстро доехать.

3-й ребенок. Можно наблюдать из окна за красивым изменяющимся пейзажем.

Воспитатель. Чем плох грузовик?

1-й ребенок. Требует много денег на ремонт и бензин.

2-й ребенок. Долго приходится чинить, если он старый.

3-й ребенок. От него много шума — тарахтит.

4-й ребенок. Портит воздух газами.

5-й ребенок. Не умеет ездить по рельсам.

6-й ребенок. Кабина маленькая, поэтому можно перевезти мало людей.

Воспитатель. Шуршат по дорогам

Веселые шины.

Спешат по дорогам

Машины, машины.

А в кузове — важные

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна.

Физкультминутка «Красный, желтый, зеленый»

Воспитатель. Заведем моторчики (закрепление произношения звука «р-р-р»). Поехали! Выполнять правила дорожного движения нам поможет светофор.

Едем, едем, не спешим, Прямо в автомагазин.

(Выставляется табличка «Автомагазин».) Посмотрим на витрину.

Дидактическая игра «Один — много»

Воспитатель. На витрине один грузовик, а в магазине.

Дети.. грузовики.

Воспитатель. На витрине один микроавтобус, а в магазине.

Дети.. микроавтобусы.

Воспитатель. На витрине один легковой автомобиль, а в магазине.

Дети.. легковые автомобили.

Воспитатель. На витрине один спортивный самолет, а в магазине.

Дети.. спортивные самолеты.

Воспитатель. На витрине одна морская яхта, а в магазине.

Дети.. морские яхты.

Воспитатель. Для того чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права (показывает «бланки удостоверений»). Права полу-чает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо ее описать (можно использовать схему).

Один из детей — покупатель, он сдает экзамен (рассказывает о том транспортном средстве, которое он хочет купить, остальные дети — члены комиссии, решают, хорошо ли знает водитель выбранную им машину. (Рассказ должен быть связным, точным, четким, без больших пауз.)

Те из детей, которые не успели заработать права на занятии, составляют описательные рассказы позже и тоже получают права.

Воспитатель. Мы с вами очень задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители уже беспокоятся. Давайте позвоним папам и мамам по телефону и расскажем им, чем мы сегодня занимались, что интересное узнали.

Пальчиковая гимнастика «Набери телефонный номер»

Дети прижимают к уху сжатый кулачок, а другой рукой набирают номер кругового циферблата, каждый номер следующим пальцем.

(Вечером можно вместе с детьми изобрести машину XXI века.)

Игра «Чудесные вещи»

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, есть ли жизнь на других планетах? (Ответы детей.) А какой транспорт используют инопланетяне? (Ответы детей.) Хотелось бы вам создать такую машину, на которой можно бы было передвигаться даже через много лет и она не ломалась? Представьте себе, что вы прилетели в гости на одну из планет и привезли инопланетянам в подарок такую замечательную машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина. (Обращается к ребенку.) Выбирай. (Раскладывает перед ним игровые карточки из серии «материал».)

Ребенок (выбрал карточку без изображения, это означает, что он должен придумать сам). Пластмассовая.

Воспитатель. А теперь надо определить, как она будет двигаться. (Обращается к другому или к этому же ребенку.) Выбери карточку. (С этими словами воспитатель раскла-дывает карточки из игровой серии «способ передвижения».)

Ребенок (выбрал карточку с нарисованным на ней мячиком). Мяч.

Воспитатель. Значит, машина умеет катиться и скакать. А какие же звуки она издает? (Обращается к следующему ребенку) Назови. (Раскладывает карточки из игровой серии «звуки».)

Ребенок (вытаскивает пустую карточку, это означает, что он должен сам придумать звук). Она рычит, как медведь.

Воспитатель. А как она будет пахнуть? (Выкладывает перед детьми игровые карточки серии «запах».)

Ребенок (показывает карточку с нарисованным флакончиком духов). Духи. Она будет приятно пахнуть. Духами.

Воспитатель выставляет на наборное полотно все выбранные карточки.

Воспитатель. Какая машина у нас получилась?

Дети. Пластмассовая, она умеет прыгать и скакать, рычит, как медведь, и пахнет духами.

Воспитатель. Чем хороша такая машина?

1-й ребенок. Пластмасса легкая, значит, машиной будет легко управлять, а ездить она сможет, где захочет,

перепрыгивая через реки, горы, другие машины, как мячик.

2-й ребенок. В ней приятно пахнет духами.

3-й ребенок. Ее никто не украдет — она зарычит, как медведь, и все будут думать, что в ней кто-то прячется.

Воспитатель. Чем плоха такая машина?

1-й ребенок. Моя пластмассовая машинка упала и раскололась, и эта машина после прыжка может расколоться.

2-й ребенок. Если она начнет перепрыгивать через другие машины, на дороге начнется беспорядок и может случиться авария.

3-й ребенок. Запах духов может надоесть.

Воспитатель. Как нам ее изменить — превратить ее плохие качества в хорошие?

4-й ребенок. Надо пластмассу придумать очень крепкую, чтобы она не кололась.

5-й ребенок. Научить машину соблюдать правила безопасности на дороге.

6-й ребенок. Сделать в машине такую кнопочку — хочешь — включишь запах духов или выключишь.

Воспитатель. Молодцы! Попробуйте теперь нарисовать такую машину, на которой вы поедете в будущее, и рассказать о ней.

Дети рисуют, затем рассматривают полученные рисунки и рассказывают о своих машинах.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» КГУ Комплекс Белоусовская начальная школа – детский сад Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей.

«Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста» с использованием технологии ТРИЗ Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок. В. А.

Интегрированное занятие с элементами ТРИЗ технологий Цель: Формирование познавательных способностей, позволяющие ребёнку всесторонне воспринимать окружающий мир. Развитие творческих способностей.

Итоговое занятие по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии (средняя группа) Итоговое занятие по развитию речи (связная речь) с использованием ТРИЗ - технологии (средняя группа) Цель. Активизировать мышление детей,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа) Цель: Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий,.

Конспект ООД по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Чудесное путешествие, или Зима-волшебница»Конспект ООД по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Чудесное путешествие, или Зима-волшебница» Конспект ООД по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ. подготовительная логопедическая группа. Цель: Обобщить и дополнить знания.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» с использованием ТРИЗ технологий Цель: формирование и закрепление элементарных математических представлений, представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего.

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Поход на сказочный огород» по сказке «Репка» Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Малыш». «Поход на сказочный огород». на основе.

Конспект занятия в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологий «Путешествие с Фантузей» Цели и задачи: Познакомить детей с представлениями о фантазии и о фантазёрах; развивать у детей речь, умение высказывать свою мысль; развивать.

Открытое занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «В гостях у сказки» Конспект занятия в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам» Цель: Развивать познавательную активность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие с использованием ТРИЗ технологий «Как купить автомобиль»
Опубликовано: 24 марта 2017 в 00:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД