Анна Горохова
Занятие «В гостях у бабушки Арины»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «В гостях у бабушки Арины»
Цель: знакомство с народными традициями и обрядами, с понятием «русская печка – семьи кормилица»
Оборудование: куклы – бабушка Арина, домовёнок; атрибуты крестьянского быта, фрагмент русской избы (печной угол, музыкальные записи русских народных мелодий.
Предварительная работа:
1. Беседа «Быт крестьян».
2. Беседа «Устройство русской избы».
3. Рассказ о невидимых помощниках (домовой, дворовой, банник).
4. Лепка «Посуда наших предков».
Публикация «Занятие „В гостях у бабушки Арины“» размещена в разделах
5. Чтение русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «По щучьему веленью», «Каша из топора».
Ход занятия
Вот тут домик стоит
Кто в домике живёт?
Кто нам домик отопрёт?
Воспитатель стучит, никто не открывает, просит помочь детей постучаться в домик.
Выглядывает бабушка Арина :
- Здравствуйте дети!
Все, все на свете!
Добрый день, дорогие друзья. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном дедко Морозко, да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Ох, хорошо! Прижмутся детки к тёплой печке, да и рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки тёплый жар струится, вкусным да сдобным калачом пахнет, угольки светятся да горницу освещают. Печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом печь растапливает. Ставят в печь три больших чугуна. Первый для щей, второй для каши, а третий – для всех остальных надобностей. Готовит хозяйка есть и приговаривает:
Ой печи, печи, печи,
Всем на радость калачи!
От жаркой соломы
Тепло всему дому!
Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печёт для всей семьи, сдобные калачики – для малых детушек. Печь избу согревает и освещает. А совсем маленьких ребятишек даже купали в печке, настоящую баню устраивали. Настелит хозяйка чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой – и лезут в печку на перегонки детишки, каждому охота поплескаться в печном пару. А ещё на печи спали, т. е не на самой печке. А специальной полке, называлась она – полати.
Воспитатель. Дети, вот тут кто – то из – за печки мне говорит, что сама печка хорошая, всем найдёт кусок пирога да куриную ножку. А вот люди сами норовят сами всё съесть и ему не оставить. Кто же это мог бы быть? Он говорит, что он запечный житель. Ребята, вы знаете кто это? Я вам подскажу, вот послушайте стихотворение.
Дед хозяйственный такой –
Старый добрый Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы мир был и покой,
Рад стараться…. (домовой)
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Правильно ребята, это запечный житель – домовой. В старину Домового называли – невидимый хозяин дома. Если в семье жили дружно, хорошо ухаживали за домом и животными, то и Домовой по ночам серебрил по ночам хозяйке сковородки, ухаживал за печкой, навевал детям сладкие сны. Если в семье были ссоры, хозяйство велось плохо, то и домовой по ночам пугал всех стонами да охами, прятал домашнюю утварь и тушил огонь в печи. Хорошая хозяйка всегда оставляла у печки блюдце молока да кусочек пирога.
Ребята, хочется вам увидеть настоящего домового? Да? Тогда давайте дружно позовём его вместе. Запоминайте, какими словами мы будем его звать:
Домовой, домовой
Приходи к нам домой.
А ну-ка, повторяйте вместе со мной, да подружнее!
Домовой, как мы тебя рады видеть, правда ребята? Наверное, каждый из вас впервые видят Домового. Проходи гость наш дорогой, садись возле печки – здесь тебе будет уютнее.
Ребята, Домовой к нам не с пустыми руками пришёл, он принёс свой волшебный сундучок, в нём много чего интересного для нас найдётся. Наш гость приготовил нам платочки, желает чтобы мы с ними потанцевали.
Движения с платочками (русская народная музыка по выбору педагога)
1. Взяли платочки за уголочки, подняли вверх и пошли по кругу. Развернулись, платочек переложили в другую руку.
2. Остановились. Ноги на ширине плеч, присели, выпрямились (2-3 раза).
3. Наклоны с платочками в стороны.
4. Одна рука с платочком вверху, другая на поясе. Кружимся в одну сторону, потом в другую.
5. Идём, держа платочки вверху в центр круга и обратно (несколько раз)
6. Повторение первого упражнения.
Воспитатель. Теперь настало время загадок. Но. Прежде чем вам загадывать загадки, домовой загадал мне одну загадку, а я никак не могу её отгадать, вот послушайте.
Мать пузата,
Сын горяч
Внук кучеряв.
Вы не знаете что это? Нет?
А вот бабушка Арина мне подсказывает, что мать пузата – это печь, о которой мы сегодня говорили. Она со всех сторон широкая. Сын горяч – это огонь в печке, который варит еду да тепло даёт. Внук кучеряв – это дым, который клубами валит из печной трубы. Спасибо тебе бабушка за подсказку. А теперь загадки Домового для вас ребятки, только, чтобы вас запутать, он приготовил к каждой загадке по три ответа (картинки). Поэтому будьте внимательны.
1. Как называется посуда, в которой варят кашу в печке, - сковорода, чайник, чугунок?
2. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке, - кочерга, веник или полено?
3. Как называлась на Руси обувь, сплетённая из коры дерева, - сапоги, лапти, валенки?
4. Про какой предмет в крестьянской избе сложена загадка «Курочка с носком – всякому поклон» - про вешалку, рукомойник, бочку?
5. А эта загадка про что: по сеням и так и сяк, а в избу никак – дверь, собака, солнечный свет.
6. Как называла печку девочка в сказке «Гуси – лебеди»?
7. В какой сказке печь была средством передвижения?
8. И последняя загадка: «Веду я внучка по всем комнатам за ручку»- утюг, пылесос, веник?
Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. А теперь я хочу посмотреть какие вы умельцы, вот приготовил вам лоскутки. Чтобы вы смастерили куклу. Ведь раньше магазинов с игрушками не было, дети сами себе мастерили игрушки. Выполнение куклы из лоскутов и верёвочек.
Посмотри, Домовой, какие красивые куклы у нас получились, теперь ребята все твои задания выполнили, может ты их чем – нибудь наградишь?
Домовой.
Вы плясали, на загадки отвечали,
Веселились от души
Я на чай вас приглашаю,
Дорогие малыши.
Чаепитие.