Нина Александровна Волкова
Занятие в подготовительной к школе группе «Искусствоведческая беседа. Путешествие в мир Дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Искусствоведческая беседа «Путешествие в мир Дымковской игрушки»
Основной вид деятельности. Художественная деятельность.
Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей.
Форма проведения. Путешествие.
Цель. Знакомство с дымковской игрушкой.
Интеграция содержания образовательных областей.
Публикация «Занятие в подготовительной к школе группе „Искусствоведческая беседа, Путешествие в мир Дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Художественное творчество. Формировать основы художественной культуры. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Воспитывать интерес к народным промыслам родной страны. Прививать любовь и бережное отношение к дымковской игрушке.
Познание. Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (искусство, их значимости для общества.
Труд. Познакомить детей с трудом мастериц дымковской игрушки. Воспитывать уважение к людям труда.
Коммуникация. Учить выражать словесно своё отношение к данному народному промыслу. Воспитывать культуру речевого общения.
Социализация. Расширять представления о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России.
Материалы к занятию. Дымковская игрушка, презентация «Чудеса дымковской игрушки».[/i]
Ход деятельности.
1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности.
Рассматривание дымковской игрушки.
— Интересно, где рождается такая красота? А вам бы хотелось узнать, как рождается дымковская игрушка? (ответы детей)
— Как нам осуществить свою мечту? Дети предлагают свои варианты
2. Планирование деятельности.
— К сожалению, мы с вами сегодня не можем побывать в городе Кирове и посмотреть на рождение дымковской игрушки. Но мы можем отправиться в виртуальное путешествие.
— Как вы думаете, что для этого необходимо? (ответы детей)
— Вы не возражаете, если я буду экскурсоводом?
Вместе с детьми вырабатывается алгоритм путешествия. Дети выбирают транспортное средство, распределяют роли.
3. Путешествие
— Дети, мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по России. Цель нашего путешествия город Киров.
Презентация «Чудеса дымковской игрушки»
— В европейской части России, на берегу реки Вятка, Дымковская слобода – посёлок мастеровых людей. Дымково – один из микрорайонов города Кирова. В давние-давние времена русские люди нашли на берегу реки Вятка красную глину. Из глины лепили посуду. А из маленьких кусочков глины лепили мастерицы свистульки для своих малышей, да расписывали их яркими красками. А ещё лепили мастерицы удивительные чудесные игрушки. Петушка да уточку, важного индюка, барашка круторогого да весёлого козлика, коровку – кормилицу, да лошадку – помощницу. Для девочек – барышень, для мальчиков – наездников. Не только детям, но и взрослым нравились такие игрушки, яркие, весёлые, солнечные. И стал народ называть это чудо – дымковская игрушка.
Как рождается чудо – дымковская игрушка? Весной мастерицы по берегам реки Вятка собирают красную глину и речной песок. С помощью воды из глины и песка замешивают глиняное тесто. Из глины лепят фигурки игрушек. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и соединяют с помощью жидкой глины.
— Слепили игрушки из глины, а они мягкие? Что же делать? (ответы детей)
— На лавке игрушки долго сушили, в русской печке закалили, стали игрушки крепки, но больно они темны. В давние времена мастерицы мел в молоке разводили, игрушки белили. Ныне белила в магазине покупают, в два – три слоя игрушки покрывают. А теперь волшебство начинаем, игрушки украшаем. Краски яркие, сочные берём, кисточкой узор ведём. Узоры удивительно просты, круги и точки изображены. Круг в кольце и точки, вот такие цветочки. Ритмично узор располагаем, элементы узора повторяем. Кисточку в сырое яйцо макаем, к золотому квадратику прижимаем, квадратик золотой на место сажаем, украшение игрушки завершаем.
— Итак, кто вспомнит этапы изготовления дымковской игрушки? (ответы детей)
1. Подготовка красной глины для лепки (смешать глину, песок и воду).
2. Лепка игрушки из деталей.
3. Сушка игрушки.
4. Обжиг игрушки в печи.
5. Беление игрушки.
6. Роспись красками.
7. Украшение игрушки золотыми квадратиками.
Физкультминутка «Дымковские игрушки»
Глину месили, Наклон, имитация месим глину,
Игрушки лепили. Выпрямились, имитация лепим игрушку.
На лавке игрушки долго сушили, Присесть
В русской печке закалили. Встать, руки на пояс
Стали игрушки крепки,
Но больно они темны.
Руки на щёки, качаем головой влево – вправо.
Белила купили,
Игрушки побелили.
Руки вверх, плавно отпускаем вниз (белим)
Волшебство начинаем,
Игрушки украшаем.
Имитация, берём кисточки.
Узоры удивительно просты,
Круги и точки изображены.
Имитация, рисуем кисточкой круг и ставим в середине точку.
Украшение игрушки завершаем,
Золото сажаем.
Наклон вниз, выпрямится,имитация, «сажаем золото».
— Время вперёд бежало, что-то в жизни людей меняло. Интерес к дымковской игрушке затухал, промысел дымковский чуть не пропал. Анна Афанасьевна Мезрина сто шестьдесят лет назад жила. Тайны дымковской игрушки сохранила и других мастерству научила. Безденежных Зинаида Фёдоровна, её ученица.
— Каждая дымковская игрушка необычна, мастерицей создана лично. Трухина Надежда Петровна большую семью слепила, за стол чай пить посадила. Белых Евгению Георгиевну сельская жизнь привлекает. Барышни румяные за водицей пришли, индюков да уточек с собой привели. Четверикова Лариса Юрьевна детей любила, ребятишек с мамой и папой лепила. Солнечные цвета подбирала и с детьми играла. Баранову Галину Ивановну морская тема увлекала, моряков она создавала, в матросские одежды нарядила, по свету гулять пустила. Барышни красивые гуляют, моряков в плаванье провожают. Садакова Любовь Петровна барышень любила, а Фалеева Лидия Сергеевна русский быт изобразила.
— Как вы думаете, дымковскую игрушку изготовляют на игрушечной фабрике, или это ручная работа? (ответы детей)
— Почему каждая дымковская игрушка неповторима? (ответы детей)
— Вы обратили внимания друзья, что дымковские мастера любят тёплые цвета. Красный, оранжевый, малиновый, жёлтый для росписи выбирают, летнюю зелень в узор добавляют, небесной синевой разбавляют. Дымковские мастерицы геометрический узор предпочитают, кругами, кольцами да точками животных украшают. Дымковские барышни прекрасны, узоры на юбках разнообразны. Полосы, волны, овалы, круги и точки – словно волшебные строчки. Символы природы они обозначают, здоровье, счастье, добра желают.
— Какие цвета используют дымковские мастерицы для росписи? (ответы детей)
— Какой узор предпочитают дымковские мастерицы: растительный или геометрический? (ответы детей)
— Вспомните правила росписи дымковской игрушки. (Ответы детей)
Правила росписи дымковской игрушки.
Мысленно узор составляем, по игрушке размещаем.
Полосы, волны, клетки, круги и точки, словно волшебные строчки.
Сначала крупные элементы узора рисуем, друг с другом чередуем.
Другие цвета выбираем, мелкие детали добавляем.
В узоре рисунок повторяем, одно и то же изображаем.
Белый фон основу создаёт, всем цветам яркость придаёт.
Животных, людей, птиц украшаем, разные узоры подбираем.
— Для какой дымковской игрушки (лошадка, барышня, индюк) подходит узор из полосок (1 узор?. из колец и кругов (2 узор?. из кругов и точек (3 узор? (ответы детей)
— В городе Кирове есть уникальная скульптурная композиция «Семья» по мотивам дымковской игрушки. Дымковская игрушка – это русская игрушка. Жизнь русского народа отражает, радость и веселье людям дарит.
4. Результат деятельности и рефлексия (оценка).
— Как вы думаете, всё ли получилось, что было запланировано нами? (ответы детей)
— Что нового вы узнали? (ответы детей)
— О чём бы вы хотели ещё узнать? (ответы детей)
— Где мы можем найти новую информацию о дымковской игрушке? (ответы детей)
— Спасибо, мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.