Оксана Антипина
Занятие в старшей группе «Путешествие в страну знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
• Закреплять с детьми знание состава числа 5; умение составлять число из двух чисел.
• Закреплять знание цифр.
• Развивать навыки решения арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10.
• Развивать умение измерять величину с помощью линейки (условной мерки).
• Развивать умение детей разгадывать ребусы.
• Развивать фонематический слух детей.
• Закреплять умение выделять звуки в середине, конце и начале слова.
• Обобщать знания детей о весенних изменениях в природе.
• Развивать творческие способности детей, речь, мышление.
Публикация «Занятие в старшей группе „Путешествие в страну знаний“» размещена в разделах
• Учить строить высказывания типа рассуждений.
• Развивать умение строить причинно – следственные связи.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Учить детей действовать коллективно.
Материал.
• Демонстрационный : путеводитель по «Стране Знаний»; портрет «Вовки из Тридесятого царства»; «домик» состава числа 5 с цифрами; ребусы; образцы для игры «Танграм»; мольберт; модели весенних месяцев – в виде цветов.
• Раздаточный: линейки, карандаши, полоски голубой бумаги – «речка»; листы с примерами; фишки для звукового анализа слова; наборы игры «Танграм».
Ход занятия.
(Дети стоят на ковре. Появляется Вовка из Тридесятого царства или вынести игрушку.)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Вовка из Тридесятого царства. Вы смотрели про него мультфильм? Он ничего не умеет делать, ничего не знает, но очень хотел бы научиться у вас нужным наукам. Поможем Вовке? Сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. Хотите? Путешествие будет очень трудным! Вы не испугаетесь, не вернётесь назад? Тогда в путь!
Крэкс-пэкс, повернись!
В «Стране Знаний» очутись!
(На мольберт повесить путеводитель по «Стране Знаний». Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Вовка, чтобы не заблудиться в этой стране, взял с собой путеводитель. И первый город этой страны как называется?
Дети: Город Математики.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, он даже портрет нарисовал на улицах этого города. Но никак на может пройти Вовка к своему другу в гости. А живёт его друг Плюсик на улице пятёрок. Значит, какая же цифра должна попадать на нашем пути?
Дети: Цифра 5.
Воспитатель: Нам нужно решить примеры у выделить дорогу карандашом, чтобы Вовка запомнил её. Но работать вы будете в парах, один решает примеры с одной стороны, другой человек – с другой стороны, так у нас получится быстрее. Правильно говорят: «Один в поле не воин!».
(Решение примеров на листочках. Перед решением, если есть необходимость, повторить состав числа 5.)
Воспитатель: Посмотрите, Вовке его друг Плюсик дал конверт. Посмотрим, что там? Да здесь написаны примеры. Плюсик тоже хотел бы помочь Вовке научиться считать и решать задачи. Прочитаем?
1 задача:
Пять детей в футбол играли.
Одного домой позвали.
Смотрит он в окно: считает,
Сколько всех друзей играет? (4).
2 задача:
На полянке у дубка
Мы увидели два грибка.
А подальше у осин,
Мы найдём ещё один.
Кто ответить нам готов:
Сколько мы нашли грибов? (3).
3 задача:
На ветке сидели три воробья:
Мама, папа, сынишка – семья!
К ним прилетел сосед воробей.
Сколько всего сосчитай поскорей! (4).
4 задача:
Росли четыре берёзы,
На каждой берёзе –
По четыре больших ветки,
На каждой большой ветке –
По четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке –
По четыре яблока.
Сколько всего яблок? (На берёзах не растут яблоки).
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь ещё и загадка написана.
Что за птицы прилетают?
По семёрке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели).
- Сколько дней недели?
- Назовите их.
- Какой день недели идёт после среды?
- Какой день идёт перед вторником?
- Какой между четвергом и субботой?
Воспитатель: Молодцы! Думаю, что Вовка тоже всё внимательно слушает и запоминает. Посмотрите, тут ещё какое – то задание. Так это игра из чего?
Дети: Из геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников и параллелограмма. Я думаю, что с этим заданием мы справимся быстро! У вас на столах по одной картинке, которая разделена на части, соберите её, пожалуйста, в парах. Не забывайте, что мы помогаем друг другу.
(Дети выполняют задания на столах парами в игре «Танграм». Предложить и родителям собрать фигуры.)
Воспитатель: Но нам пора отправляться дальше, в следующий город. Но на нашем пути протекает река. Что же делать, как перебраться на другой берег?
(Выслушать варианты детей.)
Дети: Надо построить мост.
Воспитатель: Но мост надо построить в самом узком месте реки. Вот у вас на столах «речка» - полоска голубой бумаги. Как узнать, где самое узкое место?
Дети: Измерить с помощью линейки.
(Дети находят самое узкое место, измеряют его, чертят мост и записывают его длину.)
Воспитатель: А что такое мост на наших листах бумаги?
Дети: Мост – это отрезок, у которого есть начало и есть конец.
Физкультминутка:
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Воспитатель: Вот мы уже и в другом городе. Как он называется?
Дети: Город Грамоты.
Воспитатель: А здесь все жители очень любят разгадывать ребусы. Вот и для нас с Вовкой они приготовили несколько трудных заданий, чтобы мы развивались и учились думать.
( Дети разгадывают ребусы со словами: каблук, корова, столб, ворона, банан, дятел, шарф и другие.)
Воспитатель: А теперь назовите, пожалуйста, первый звук в слове «варежка».
- Какой это звук? – Твёрдый, звонкий, согласный.
- Придумайте слова с этим звуком в начале слова, в середине и в конце.
(Дети называют слова и определяют место положения звука в слове.)
- Назовите мне гласные звуки.
- Какие ещё звуки бывают? – Согласные.
- Какие бывают согласные звуки? – Твёрдые и мягкие.
- Давайте составим схему слова «корова». И родителям предложим проверить себя, как они сделают схему слова.
(Дети и родители с помощью фишек красного, синего и зелёного цвета составляют схему слова.)
Воспитатель: Я думаю, что Вовка теперь тоже будет с удовольствием читать и разгадывать ребусы. А нам пора следовать дальше! Посмотрите, мы подошли к самому красивому городу страны Знаний. А скажите какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, вот мы с Вовкой и дошли до города Весны.
- А какое время года было перед весной?
- Какое будет после весны?
- Назовите весенние месяцы.
- Кто помнит, как называли весенние месяцы в народе и почему?
Дети: Март – утро года, солнечник, капельник, протальник. Апрель – снегогон, березень, водолей. Май – цветень, травень.
(Дети должны объяснить, откуда появилось каждое название месяца.)
Воспитатель: Вот мы сейчас для Вовки и соберём весенние месяцы – цветы. На трёх столах лежат названия месяцев. Вам нужно найти признаки того или иного месяца и составить из лих цветы. Будьте внимательны и помогайте друг другу.
(Дети на столах составляют цветы, на лепестках которых нарисованы приметы весенних месяцев. Март – проталины, почки на деревьях, сосульки, день равен ночи, солнце, прилетают грачи. Апрель – берёзы, ледоход, медведь вылезает из берлоги, первые листочки, мать-и-мачеха, скворцы прилетают и люди делают им скворечники, просыпаются насекомые. Май – распускаются ландыши, зацветают деревья, весенние грозы, ласточки и другие перелётные птицы возвращаются с юга прилетают, птицы выводят птенцов.)
Воспитатель: Красивые у нас получились цветы! Вовке очень они нравятся. Но нам пора возвращаться в детский сад. Наш путь в стране Знаний ещё не закончен. У нас будет возможность побывать там и в следующем году. Вы сегодня Вовку итак многому научили.
Крэкс – пэкс, повернись,
Снова в детском саду очутись.
Воспитатель: Понравилось вам путешествовать? А что мы делали в стране Знаний? Чему научили Вовку? Со всеми заданиями вы спарились легко или кто-то затруднялся? А кто помогал своим друзьям в трудный момент? Молодцы!