Татьяна Мазур
Занятие «Вершки и корешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вершки и корешки»
Образовательная область:
1. Социально-коммуникативное развитие
- социализация. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формирование готовности детей к совместной
деятельности;
- самообслуживание, трудовое воспитание; формирование позитивных установок к различным видам труда,
формирование желания трудиться;
- формирование основ безопасности; формирование привычных представлений о безопасности поведения в природе;
2. Познавательное развитие
Публикация «Занятие „Вершки и корешки“» размещена в разделах
- Вершки и корешки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
-обогащение и совершенствование представлений детей об овощах : местах их произрастания (огород, сад, что овощи
растут над землей и под землей, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; дать знания о том, что у
овощей есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки
-ознакомление с миром природы; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, формирование
элементарных экологических представлений, воспитание любви к природе.
3. Речевое развитие
- Развитие речевой активность детей;
- формирование умения слушать небольшие стихотворения, участвовать в общей беседе, отвечать на поставленные
вопросы;
- формирование словаря;
4. Физическое развитие
-развитие умения выполнять движения, в соответствии с текстом. Совершенствование координации движений,
упражнение в ходьбе по дорожке, прыжках, пролезанию по дугой;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
Цель: расширение экологических знаний детей; научить детей понимать, что любое растение состоит из корня
(нижней части) и стебля, листьев, плода (наземной части).
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- Углублять знание детей об условиях необходимых для роста и развития растений;
-Развивать знание детей об экологических связях между живой и неживой природой, растениями и деятельностью
человека;
- Учить классифицировать предметы по двум признакам (съедобные и несъедобные части растения);
- Закреплять знания о пользе овощей для здоровья.
2. Развивающие задачи:
- Развивать внимание, воображение, мышление;
- Развивать связную речь, зрительное внимание, координацию речи с движениями, мелкую моторику рук.
3. Воспитывающие задачи:
- Воспитывать стремление быть аккуратными, опрятными;
- Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться;
- Воспитывать любовь к природе.
4. Оздоровительные задачи:
- Воспитывать потребность к употреблению в пищу овощей и фруктов;
- Формировать представление о здоровом образе жизни.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая
Предварительная работа: Чтение и инсценировка русских народных сказок «Вершки и корешки», «Репка».
Просмотр мультфильма «Вершки и корешки». Посадка растений в огород на окне. Наблюдение за ростом растений.
Полив, рыхление почвы. Рассматривание муляжей овощей, фруктов, ягод, сравнение их с настоящими. Рассматривание
иллюстраций на тему: «Огород», «Фруктовый сад». Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Изготовление игры
«Вершки и корешки». Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей». Дидактические игры «Что растет на грядках», «Найди
и покажи».
Средства реализации: огород – дидактический центр; карточки - помощники растений ; овощи: лук, капуста, репа,
свекла, морковь, огурец, помидор и др. ; лотки с зелеными растениями, выращенными в ходе эксперимента; компьютер,
муляжи овощей, оборудование для посадки лука, контейнеры с почвой, луковицы для посадки, деревянные палочки для
рыхления почвы.
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 2 3
Мотивационно-
побудительный Воспитатель - Доброе утро, ребята!
А теперь прислушайтесь. (раздаются звуки весны) Кто это так
тихо прошагал за окном?
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как ручей из снега вышел.
И услышать не могли мы,
Как зеленые травинки
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел,
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
Воспитатель:
- Ребята, какой у нас сейчас месяц? Правильно, март.
Включается запись голоса сороки:
- Внимание, внимание, в нашем лесу до сих пор спит медведь,
беззобррразие! Беззобррразие!
Воспитатель:
- Ребята, а ведь и правда, ему давно пора просыпаться. Давайте
мы с вами отправимся в лес и разбудим «косолапого».
- Где он живет? Как называется его дом?
(ответы детей)
Дети: Он живет в лесу.
- Его дом называется
берлогой. Она
находится в земле,
мишка сам роет ее для
себя и своих медвежат.
Организационно-
поисковый
Воспитатель: До леса идти далеко, до леса идти нелегко.
Вот идем к медведю в гости и видим на пути разные
препятствия:
1. Посмотрите вот бревно, словно ждет здесь нас оно, к нему
дружно подойдем и быстро по нему пройдем.
2. Пролезем под кустом (под дугой)
3. За шишкой прыгнем высоко (прыжки в высоту)
Воспитатель:
- Вот мы и пришли к медвежьей берлоге. Ребята, давайте дружно
разбудим мишку!
Выходит взрослый в костюме медведя:
Медведь:
- Ох, как крепко я спал, а что, уже весна пришла?
Воспитатель: -Весна, мишка, март, а ты все спишь. Вставай с
ребятами на зарядку.
Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги, повороты влево и вправо.
Огляделся на пороге. Потягивания – руки вверх.
Дети вместе с
воспитателем
преодолевают
препятствия:
1. Идут по дорожке
«бревну»
2. Пролезают под
дугой
3. Прыгают в
высоту
Дети: Мишка!
Просыпайся, весна на
дворе!
Дети вместе со
взрослыми выполняют
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой
Наклонился взад-вперед, наклоны вперед- назад.
Вот он по лесу идет. Ходьба.
Ищет мишка корешки наклоны: правой рукой дети
касаются левой
И трухлявые пеньки. ступни, потом наоборот.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. Дети садятся на места.
Медведь:
- Вот спасибо, ребята, что разбудили меня. А как же я за зиму
проголодался. Вижу, вижу (смотрит на подоконник) что вы не
ленились, вон сколько у вас там насажено на окошке вкусностей.
Воспитатель:- Да, Мишка!
упражнения
физкульминутки
Дети вместе:
Развели мы огород
В группе дружной
нашей.
Медведь:
- Мне сказали, что вы очень умные! А я вот нет. Мужик из
известной вам сказки всегда хитрит со мной. Помогите мне тоже
стать умным!
Воспитатель:
-Поможем?
Чтобы Мужик тебя больше не обманывал, сначала, тебе нужно
научиться определять, где вершки, а где корешки. Ребята,
научим Мишку?
- Для того, чтобы этому научиться надо вначале загадки наши
отгадать.
Над землей зеленый хвост,
Под землею красный нос.
Зайчик уплетает ловко…
Как зовут ее?.
(Морковка)
Вы ответьте мне ребятки,
Что растет на нашей грядке,
Маскируясь над землею
Очень ценною ботвою?
Вкус ее своеобразный,
Цвет бордовый, одномастный.
Без нее борща не сваришь,
Пусть посмотрит народ
На посевы наши.
Только солнце взойдет,
Поливаем грядки.
Всё растёт, всё цветет,
Всё у нас в порядке!
(ответы детей)
(ответы детей)
Дети отгадывают
загадки
Винегрета не заправишь.
Под дождем не раз промокла
Кто, скажите это?.
(Свекла)
Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одежки отдала,
Сотню одежонок сложили мы в бочонок…
(Капуста)
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят…
(Лук)
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке – но не мышка.
(Картошка)
Воспитатель:
- Ребята, а про что мы отгадывали загадки?
Воспитатель: Все овощи разные. Есть овощи, у которых едят
вершки – это верхняя сьедобная часть. А есть овощи, у которых Дети: Про овощи
едят корешки – это сьедобная часть, которая находится в земле.
Воспитатель: Давайте вместе с Мишкой поиграем в игру
«Вершки и корешки». Я буду называть овощ, если он растет на
земле «Вершок», вы поднимайте руки вверх, а если под землей
«Корешок» – опускайте руки вниз.
.
Морковь – руки вниз
Свекла – руки вниз
Огурец – руки вверх
Лук – руки вниз
Помидор – руки вверх
Перец – руки вверх
Редис – руки вниз
Картофель – руки вниз
Горох – руки вверх
Чеснок – руки вниз
Капуста – руки вверх
Воспитатель:
- Молодцы! Отлично мы поиграли! И Мишке понравилось!
- Закрепим знания о вершках и корешках.
- Подумайте и назовите овощи, которые растут над землей?
Дети играют в игру
«Вершки и корешки»
У этих растений корни нельзя употреблять, а можно есть вершки
(то, что находится над землей – плоды)
- А теперь назовите овощи, которые растут под землей?
У этих овощей сьедобные корни – корешки, которые находятся
под землей. А над землей находится ботва – листья и стебли
корнеплодов, которые не употребляют в пищу. Вот посмотрите,
дети, какой же хвостик у морковки?
Воспитатель: Когда ветер дует, хвостик у морковки
раскачивается в разные стороны.
Предлагает детям поднять руки вверх, пальчики растопырить
(как ботва, и покачаться вправо, влево. Воспитатель хвалит
детей.
Воспитатель: - А сейчас вместе с Мишкой мы отправимся в нашу
лабораторию и покажем ему, что вырастили мы - какие мы овощи
посадили, что у нас выросло. А Мишка нам скажет, где «Вершки»
, а где «Корешки».
Воспитатель: - Какой овощ посажен в этом контейнере?
-
Воспитатель: Мишка, а что мы употребляем в пищу?
Медведь:
- Конечно же вершки. Мы порежем наш лучок и положим в
супчик.
Ответы детей:
Помидор, капуста,
огурец, тыква, кабачок.
Дети: Картофель, лук,
морковь, свекла, репа,
чеснок.
Дети: Он зеленый,
пушистый, листочки
резные.
Дети имитируют
движения ботвы у
морковки.
Рассматривание
овощей высаженных в
контейнере.
Дети: Это зеленый
лук.
Воспитатель:
- А это мы посадили морковь и свеклу. Мишка, что мы будем
кушать?
Медведь:
- Ну конечно, корешки!
-А как же это у вас здесь на окошке это всё выросло?
Воспитатель: Медведь, а дети тебе сейчас и расскажут. Что же
помогает нашим растениям расти в природе и здесь, у нас на
окошке.
Работа по карточкам «Помощники растений»
Воспитатель:Ребята, среди этих карточек вы должны выбрать
те, на которых изображены помощники растений, т. е. то, что им
помогает расти.
• Солнце – согревает землю, растениям; дает свет
• Почва – кормит растение питательными веществами
• Воздух – растения дышат
• Дождик (вода) – для полива
• Дождевой червь – рыхлит почву
• Божья коровка – уничтожает тлю
Дети выбирают
карточки и
рассказывают о том,
что помогает
растениям расти
• Жаба – поедает слизней
• Птицы – уничтожают гусениц, вредных насекомых
• Пчелы, шмели – опыляют растения
• Человек – рыхлит почву, сеет семена, пропалывает сорняки,
собирает вредных насекомых, собирает урожай.
Рефлексивно-
корригирующий Медведь: Спасибо вам ребята. Научили вы меня различать
вершки и корешки. Не обманет меня больше хитрый мужик. Пора
мне домой возвращаться.
Зрительная гимнастика:
В огороде мы гуляли, -круговое вращение глазами.
За овощами наблюдали. -широко открывают глаза.
К солнцу тянется лучок -взор фиксируют вверх.
И горошка стручок. -взор фиксируют влево.
Дети выполняют
упражнения
зрительной гимнастики
Вот морковка красная, -опускают взор вниз.
Девица прекрасная. -взор фиксируют вправо.
Справа- баклажан, капуста - моргают глазами.
Разрослись на грядке густо. -закрывают глазами.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали. (повторить 2-3 раза)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Вы научили Мишку различать вершки.