Папки-передвижки

Занятие-экскурсия в мини-музей «Горница»

Наталья Кондратьева
Занятие-экскурсия в мини-музей «Горница»

Кондратьева Наталья Ильинична

воспитатель МБДОУ «Детский сад №9 «Лучик» с. Подгорное»

Кемеровская область, с. Подгорное

Занятие-экскурсия в мини-музей народного быта «Горница»

Цель: содействие развитию представления о предметах народного быта и их назначении.

Задачи:

• познакомить с предметами русского быта, особенностями повседневного быта;

• развивать навыки общения, познавательный интерес к жизни русского народа;

• воспитывать бережное отношение к старинным вещам, обычаям гостеприимства.

Публикация «Занятие-экскурсия в мини-музей „Горница“» размещена в разделах

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная.

Оборудование и материалы: «Горница», оснащенная предметами русского быта, русский народный костюм для хозяйки.

Предварительная работа:

• знакомство с понятием «музей»;

• рассматривание энциклопедии «Музеи;

• беседы о культуре поведения в музее.

• чтение русских народных сказок;

• разучивание пословиц на тему «Русский быт»

• рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

Ход занятия

Воспитатель и дети приходят в Дом культуры села Подгорное, где создан музей народного быта «Горница». Воспитатель читает вывеску.

Воспитатель: Музей народного быта «Горница».

Дети, куда мы пришли? (в музей народного быта).

Как называется музей? (Горница).

Давайте вспомним, как нужно вести себя в музее. (дети отвечают)

Детей встречает хозяйка музея, одетая в русский народный костюм.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу в музей народного быта «Горница». В моей горнице уютно, светло, тепло. Проходите, экспонаты поглядите.

Дети, кто из вас знает, слово горница что означает? (ответы детей).

Горница – чистая комната крестьянской избы.

Вот так и появилось название нашего музея.

Кто знает, слово «экспонат» что обозначает? (ответы).

Экспонат – предмет, выставленный на показ. Запомнили?

Хотите я буду вашим экскурсоводом, проведу экскурсию по музею?

Воспитатель: Дети, экскурсовод – человек, который руководит экскурсией, называет гостям выставленные для показа экспонаты и рассказывает о них. Запомнили?

Хозяйка: Хотите я вам расскажу, как жил русский народ, познакомлю с предметами народного быта, расскажу о их назначении? Самый главный экспонат музея вы узнаете, если загадку отгадаете.

Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

А зато, когда сыта

От Федоры теплота. (Печь)

Про печку не только придумывали загадки, но и слагали легенды и сказки. Кто назовет сказку, в которой говорится про печку? («По щучьему веленью», «Густ-лебеди», «Лиса и заяц», «Лисичка со скалочкой» и др.)

Русскую печь по праву можно считать гордостью народа. Всю избу она обогревала, поэтому посреди горницы стояла. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а в горнице – тепло. На печи спали, болезни выгоняли, одежду сушили. Печь – это очаг для приготовления пищи. В печи пекли хлеб, блины, пироги, щи, кашу, да картошку варили. Еда, приготовленная в русской печи вкусная, готовить приходилось много, ведь семьи были большие. «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», гласит народная мудрость. По тому какой мастерицей была хозяйка, судили люди о семье. Хозяйство у печи называлось бабьем углом. Здесь было все. А что, знаете, если загадки отгадаете.

Хозяйка загадывает загадки, показывает предметы-отгадки.

Книзу узок,

Верх широк. Это… (чугунок).

В земле я родился,

В огне закалился. (горшок).

Сама не ем,

А всех кормлю. (Ложка)

Дети, вы знаете, как назвать одним словом чугунок, горшок, ложку? (посуда).

Из русской печи,

Кашу и щи тащи,

Чугунок очень рад

Что его схватил… (Ухват)

Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунков. Он представляет из себя железное полукольцо в виде двух рогов на длинной ручке. Обратите внимание на форму чугунка. Он зауженный книзу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу.

Пищу готовили в чугунках, с помощью ухвата чугунки в печь ставили, из печи доставали.

Сопровождает рассказ с показом.

Посуду – чугунки, горшки, ложки люди делали сами из природного материала – дерева и глины. Украшали ее различными узорами. У каждого в семье была своя ложка, которая отличалась размером и узором. Устали? Хотите поиграть? Я буду экспонаты называть, а вам нужно их показать.

Игра на закрепление «Раз, два, три (экспонат) покажи».

Ох, заболталась, заигралась. Печь то я давно уж растопила, а обед приготовить забыла. Может поможете мне? Что варить будем? (Кашу)

Не зря в народе говорят: «Русского мужика без каши не накормишь.» Как варить знаете?

Игра «Варим кашу»

Даша, чугунок бери, да на стол ставь. Лей молоко, сыпь пшено. Не забудь посолить, сахар да масло положить.

Лена, чтобы не обжечься, чугунок ухватом бери, аккуратно неси, да в печь ставь. Аня, ложку самую большую возьми да перемешай, а не то подгорит.

Пока каша варится, все на лавку садитесь, послушаем русскую народную мелодию «Барыня», а поможет нам… Кто узнаете, если загадку отгадаете.

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего кружок, да ящик. (Патефон)

Этот патефон нам подарила семья Фадеевых, он старенький, но работает.

Дети слушают мелодию.

Хозяйка: Пора и кашу из печи доставать. Саша, ухват бери, да чугунок на стол неси. (Ребенок достает чугунок)

Ребятки, ложки берите, обедать будем. Милости просим к столу.

Воспитатель: Вот так каша, объеденье! Не зря в народе говорят «Каша-мать наша».

Хозяйка: Молодцы, приготовили на славу, масла не пожалели. Знаете, что «маслом каши не испортишь».

Игра «Обед».

Воспитатель: «Где с маслом каша-тут и место наше». Спасибо тебе, хозяюшка.

Хозяйка: Какие вы умненькие, воспитанные, внимательные, дружные и добрые ребята. Загадки все отгадали. Внимательно слушали, не кричали, дружно кашу варили, дружно играли. А память у вас хорошая? Сейчас проверим. Кто запомнил, как называется музей? Как называют предметы, выставленные для обозрения в музее? Что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового? В какие мы с вами игры играли? На память о нашей встрече и чтобы без дела не сидели, хочу вам подарок подарить.

«Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу она поможет сразу».

Это глина. Вы из глины лепить умеете? (ответы).

Я очень хочу, чтобы вы из глины ложки слепили. Слепите? (ответы).

Воспитатель: Лепить из глины нам не лень,

Лепить мы можем каждый день,

Возьмем кисти, краски

И разукрасим ложки наши.

Хозяйка: Дети, а что вы с ложками потом будите делать? (ответы).

Воспитатель: А может наши ложки когда-нибудь тоже будут экспонатами народного музея?

Воспитатель: Елена Сергеевна, спасибо за гостеприимство, за подарок. Мы узнали много нового, интересного о русской старине. Теперь можем родителям и друзьям рассказать о вашем музее, правда ребята? Можно мы еще к вам придем? У вас в музее столько интересного и нам неизвестного.

Хозяйка: Буду рада новой встрече с вами. О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? (ответы). Я с удовольствием вам расскажу о других экспонатах нашего музея.

Публикации по теме:

Экскурсия в мини-музей «Вода-волшебница» Цель: Познакомить детей со свойствами, состоянием и значением воды в нашей жизни; с тем, как человек использует различные свойства воды,.

Фотоотчёт «Экскурсия в музей «Хлебная горница»Фотоотчёт «Экскурсия в музей «Хлебная горница» Экскурсия в музей ". В нашем древнем городе Муроме много достопримечательностей, храмов, музеев. Мы продолжаем с детьми нашей группы путешествовать.

Конспект экскурсии в мини-музей «Кубанская горница»Конспект экскурсии в мини-музей «Кубанская горница» Задачи: Образовательные: Познакомить детей с понятием музей Познакомить детей с предметами старинного быта и.

Конспект-занятие. Экскурсия в мини-музей народного творчества (Младшая группа)Конспект-занятие. Экскурсия в мини-музей народного творчества (Младшая группа) Цели: 1. Формировать у детей «образ музея». 2. Дать представления о предметах быта и назначении. 3. Дать характерные признаки народного промысла.

Мини-музей «Уральская горница»Мини-музей «Уральская горница» У обучающихся дошкольного возраста расширяется круг представлений об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Кругозор.

НОД Экскурсия в мини-музей «Часы» Цель: Дать первоначальное представление о музее, где хранятся старинные, интересные и красивые вещи, а именно - часы. Задачи: -Помочь детям.

Тематическая экскурсия для подготовительной группы в музей «Горница» Цели: Сформировать у детей представления о быте и праздниках русского народа. Познакомить с развлечениями взрослых и детей, с основными.

Экскурсия в мини музей «Русская изба» Экскурсия в мини музей «Русская изба» для детей Тема: «Русская народная игрушка» Подготовила : воспитатель МАДОУ ДС №2 «Рябинка» г. Радужный.

Экскурсия в мини музей «Экосистема» Лес «» Цель: Формирование у детей первичных представлений о профессии экскурсовода, его значимости для общества. Задачи: Образовательные: • Познакомить.

Экскурсия в мини-музей «Золотая Хохлома» Цель: Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников, через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру,.

Автор публикации:
Занятие-экскурсия в мини-музей «Горница»
Опубликовано: 19 июня 2017 в 15:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД