Получи документы

Занятия оздоровительной йогой как способ воспитания детей дошкольного возраста

Галина Новикова
Занятия оздоровительной йогой как способ воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Занятия оздоровительной йогой как способ воспитания детей дошкольного возраста

Что такое йога.

Существует много различных мнений о том, что такое йога, от самых примитивных до очень сложных, но тоже в чём-то ограниченных. Одни считают, что йоги – это те, кто спят на гвоздях, с утра до вечера стоят на голове и на обед глотают шпаги. Другие верят, что йога – это система физического совершенствования, подходящая только тем, кто живёт на Востоке. Третьи утверждают, что йога – это психологический тренинг, а четвёртые под йогой понимают мистическое учение о связи человека с Космосом. Мне ближе, что это один из путей человека к самому себе, позволяющий ему жить в гармонии с природой, включающий в себя работу как с физическим телом, так и работу с душой.

Публикация «Занятия оздоровительной йогой как способ воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Слово «йога» произошло от санскритского «йодж», которое имеет множество (около двадцати) переводов: единение, связь, гармония, союз, равновесие. И в настоящее время существует несколько основных направлений, одним из значимых является йога Айенгара. Элементы этой полезной, проверенной многолетним опытом системы физической культуры давно вошли в нашу жизнь, и используются как нетрадиционные приёмы оздоровления. Основное её правило: Помоги не навредив.

Йога для детей – это специальная йога, основанная на позах животных и окружающих предметах доступных дошкольникам. Занятия йогой физически совершенствуют и укрепляют детский организм, помогая сбалансировать процессы возбуждения и торможения в нем. Но, кроме физического аспекта, оздоровительная йога для детей несёт в себе и основные формы воспитания. Она помогает уравновесить психику ребёнка, воспитывает такие качества характера, как морально-волевые, выдержку, настойчивость, уверенность в себе. Парная йога помогает ребёнку осознать себя частью команды, учит терпению, бережному отношению к физическому развитию своего партнёра, помогает ребёнку увидеть свои сильные и слабые стороны.

Йога универсальна и приносит только пользу, но при соблюдении следующих условий:

-необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человека, тем более ребёнка

-соблюдение принципа постепенности. Вначале нужно освоить простые арифметические действия, а только затем переходить к высшей математике.

-регулярность занятий

-вера в себя и свои силы

-осторожность при выполнении новых упражнений

-умение прислушиваться к своему телу

-точное следование указаниям инструктора.

Зачем же детям заниматься йогой?

1. Йога даёт человеку здоровье и долголетие.

2. Йога помогает человеку обрести ранее утраченные связи с природой. Многие дети ближе к природе и йога помогает сохранить эту связь.

3. Человек, занимающийся йогой, в совершенстве овладевает своим телом и обучается управлению разумом и эмоциями.

4. Благодаря йоге человек обретает способность плодотворно работать и правильно отдыхать.

5. Практикующий йогу уверен в себе, своих силах.

6. Йога учит доброжелательному отношению к другим людям

7. Йога способствует появлению у человека независимости, самостоятельного мышления.

Объяснение для чего необходимо заниматься йогой, и кто такие «Йоги» в нашем житейском понимании означает комплекс этических норм: правдивость, ненасилие, неворовство, воздержание, нежелание чужого. Она устанавливает основы личного поведения: чистота, удовлетворённость, сдержанность и т. д. Таким образом, закрепляя в сознании детей общечеловеческие ценности, развивая их физически и эмоционально, йога помогает ребенку стать гармонически развитой, творческой личностью. В этом смысле занятия йогой можно рассматривать как средство воспитания и необходимое дополнение к общему образованию. Занятия не требуют никаких материальных и технических затрат, вместе с тем приносят большую пользу организму ребёнка, повышая его самооценку как личности.

С точки зрения психоэмоционального влияния йоги на детский организм, можно отметить следующие положительные тенденции. Йога, прежде всего, помогает найти душевное равновесие, поэтому показана гиперактивным и неспокойным детям, как средство борьбы со стрессами окружающего мира.

Йога развивает концентрацию и внимание, ребенок становится более усидчивыми и дисциплинированными. Йога борется с неуверенностью в себе и своих силах. Ребенок начинает понимать свои возможности и потенциал своего организма. Йога дарит ему легкость, хорошее самочувствие и отличное настроение.

Самое главное помнить, что цель детской йоги - не выполнение упражнений на «отлично», а создание доверительной, плодотворной, не конкурентной атмосферы, где дети будут чувствовать себя свободно, радостно и смогут расслабиться.

Из выше сказанного следует, что Целью оздоровительной йоги являются не только профилактика простудных заболеваний, закаливание и общее оздоровление детей. В основе её кроме образовательных и обучающих задач, имеется немаловажный, а иногда и основополагающий аспект: воспитывать морально-волевые качества характера ребёнка, выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах.

Задачи:

Оздоровительные :

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Научить детей заботиться о своем здоровье с помощью специальных упражнений.

Развивающие:

1. Формировать правильную осанку.

2. Учить чувствовать свое тело, во время выполнения упражнений.

3. Развивать физические качества – координацию, равновесие, гибкость, ловкость, выносливость, силу, пластичность, развивать двигательную память.

4. Развивать внимание.

Образовательные:

1. Формировать двигательные навыки при выполнении техники основных асан (специальные упражнения, позы, доступные детям дошкольного возраста.

2. Совершенствовать правильное дыхание, при выполнении упражнений.

3. Совершенствовать навык выполнения гимнастики для глаз.

Воспитательные :

1. Развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности.

2. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

3. Воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.

Дети, систематически занимающиеся йогой, становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Особенности занятий йогой с детьми дошкольного возраста.

У малышей очень нежный скелет, слабые связки и мышцы. С ними можно лишь использовать игровую гимнастику для укрепления стоп, спины, развития координации, ритмичности, равновесия, а также дыхательные упражнения для развития диафрагмального (брюшного) дыхания, расслабляющие упражнения. И большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.

Маленькие дети подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинные и сложные названия асан, вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза - «корова», «собака», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.

Дети не знают сложных принципов и методов обучения. Они просто играют. И я вместе с ними.

«Ведь все взрослые сначала были детьми. Только мало кто из них об этом помнит.» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»).

Примерное построение занятия

1. Разминка по кругу. (ходьба, ходьба на носках, «Обезьянки», «Гуси», «Кенгуру», бег)

2. Массаж ладоней (мячи-ёжи)

3. Массаж стоп (поднятие на носках, без опускания пяток, галька)

4. Хождение на ягодицах

5. Похлопывание (методика А. Бокатова)

6. Растяжки (по методике А. Бокатова)

Основные асаны (позы йоги)

1. Поза «Лотоса»

2. Поза «Черепахи»

3. Поза «Кошка сердитая-добрая.

4. Поза кобры или змеи

5. Поза Коровы

6. Поза «Гусеница»-«Собака мордой вверх»

7. Поза «Закрытая книга»

8. Поза «Верблюд»

9. Поза «Лука» («Лодочка»)

10. Поза «Треугольник» (сидя, на равновесие, координацию)

11. Игра – расслабление «Надувание шарика и выпускание воздуха из него.

Описание выполнения основных асан

1. Поза «Лотоса»

ИП - сидя прямо с вытянутым вверх позвоночником. ТВ - сгибая правую ногу в колене, взять руками ступню и положить ее на левое бедро, выворачивая подошву вверх. Правое колено прижать к полу. Затем согнуть левую ногу в колене, взять ступню и положить на правое бедро, также выворачивая подошву вверх. Держать спину, голову и шею прямыми. Время пребывания в асане не ограничено.

Эффект. Это одна из основных асан в йоге. Оказывает самое разностороннее воздействие. Успокаиваются нервная система, внутренние органы, восстанавливается динамическое равновесие всех сил организма. Если не хватает гибкости для того, чтобы сидеть в лотосе или полулотосе, можно сидеть по-турецки (в лёгкой позе)

2. Поза «Черепахи»

Находясь в позе «лотоса», наклониться как можно больше вперёд, плавно продвигая руки по полу.

3. Поза «Кошка сердитая-добрая)

4. Поза кобры или змеи

ИП - лежа лицом вниз, руки вдоль туловища, ноги вместе. ТВ - ладони поставить на пол пальцами вперед в районе плечевого пояса. Со вдохом начать медленный прогиб спины назад, позвоночник как бы раскручивается по одному позвонку, начиная с шейного отдела. В конечной фазе упражнения нижняя часть тела лежит на полу, ноги и ягодицы расслаблены, верхняя часть туловища удерживается в прогнутом положении за счет мышц спины и частичной опоры на руки. Удерживать позу на задержке вдоха до дискомфорта. С выдохом вернуться в ИП.

Эффект. Исправляет искривления позвоночника, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, двигательных мышц глаз, нервной системы. Способствует увеличению объема легких, благотворно действует на сердце и все органы брюшной полости

5. Поза Коровы

ИП - сесть на пятки (между пятками, носки в сторону. ТВ - сцепить руки за спиной в замок. Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой –вниз. Меняя руки, выполнить замок то с одной, то с другой стороны.

Эффект. Достаточно быстро исправляется осанка. Кроме того, полностью раскрывается грудная клетка, способствуя полноценному дыханию.

6. Поза «Гусеница»-«Собака мордой вверх»

7. Поза «Закрытая книга»

8. Поза «Верблюд»

9. Поза «Лука» («Лодочка»)

10. Поза «Треугольник» (сидя, на равновесие)

11. Игра –расслабление «Надувание шарика и выпускание воздуха из него.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Семейное чтение — лучший способ общения и воспитания»«Семейное чтение — лучший способ общения и воспитания» Сегодня, когда дети дошкольники только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. Чтение развивает познавательные.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия оздоровительной йогой как способ воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2021 в 15:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятия оздоровительной йогой как способ воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Новикова (УИ 1131261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД