Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Борисовна Гирфанова
Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад № 160» г. о. Самара

В последнее время всё больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

В Федеральной целевой программе развития образования говорится, что особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особенностями в развитии (аутизм, синдром болезни Дауна и т. п.).

Для этого широко применяется инклюзивное образование, принципами которого являются:

• ценность личности,

• право на общение,

• разнообразие обучения,

• контекст реальных взаимоотношений и другие.

Для того, чтобы социализация ребёнка с особенностями в развитии могла пройти успешно, необходимо у дошкольников формировать толерантное отношение к людям с ОВЗ, к детям с особенностями в развитии.

Целью деятельности специалистов является успешное включение ребёнка с особенностями в развитии в образовательную и социальную среду группы, при этом, не нарушая привычный уклад самой среды.

Успешность включения ребёнка в образовательное пространство должна определяться с точки зрения развития его:

• познавательной сферы: представлений и навыков,

• коммуникативной сферы: умения общаться,

• эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу образования в группе, эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в среде сверстников,

• самостоятельности.

Задача участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ – создать благоприятную атмосферу для развития детей с ОВЗ и с особенностями в развитии, основанную на толерантности и ответственности.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

В своей работе мы используем следующие методы воспитания толерантности у дошкольников:

• метод убеждения, предполагающий разумное доказательство необходимости толерантного поведения (на основе художественной литературы,

• метод внушения и самовнушения, предполагающий формирование таких нравственных качеств, как жалость, сочувствие, благодарность, отзывчивость, стыд и т. д.

• метод стимулирования и мотивации (одобрительный взгляд, одобрительное слово,

• метод упражнений, для развития волевой сферы (смелость, мужество, принципиальность,

• метод коррекции поведения (формирование совестливости, самокритичности, самоконтроля, выдержки, самооценки)

Приёмы, которые мы используем для воспитания толерантности у дошкольников следующие:

• Приём «Взаимопомощь». Деятельность организуется таким образом, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

• Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

• Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей (при коллективной работе). Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.

• Приём «Прогнозирование развития ситуации». Предлагается высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом, как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.

• Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям и сказать их ребёнку с особенностями в развитии.

• Приём «Пожелания». На Дни рождения детей каждый ребёнок желает имениннику что-то хорошее.

• Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста начинается с формирования представлений детей о мире. Ребятам рассказываем о том, что на планете Земля живут разные люди. Есть люди здоровые, а есть люди с ограниченными возможностями здоровья или люди с особенностями в поведении. Несмотря на это, нужно стараться понимать и уважать других, проявлять терпимость. Необходимо доброжелательно относиться к тем, кто серьёзно болен или немного отличается от обычных людей (аутисты, больные синдромом Дауна и т. д.).

Очень важен пример взрослых, так как дошкольники копируют их поведение и отношение к окружающим. Кроме того помогают командные, подвижные и хороводные игры («Кондалы», «Укуси хвост дракона», «Золотые ворота» и т. д.)

Знание и понимание того, что такое толерантность, могут оказаться бесполезными, если ребёнок не будет совершать соответствующих поступков. В группе создаются и обыгрываются проблемные ситуации, при которых обсуждаются возможные действия. Поощряются такие действия, как помощь маме или бабушке в уборке квартиры. Уступить в трамвае место пожилым людям или инвалидам. Умение предложить детям с особенностями в развитии помощь при необходимости.

Когда «особенный» ребёнок (аутизм) пришёл к нам в группу, сначала было очень тяжело. Он никого не подпускал к себе, ждал маму или сидел один, наблюдая за играми своих сверстников или занимаясь своим любимым делом - математикой. Постепенно мы добились его доверия, он пошёл на контакт со взрослыми. Он приносил из дома брошюрки с математическими заданиями и всё время интересовался, когда же мы будем с ним заниматься, с удовольствием выполнял математические индивидуальные задания.

Постепенно мы стали приучать его к играм рядом с ребятами (пазлы, раскраски, задания на математическом планшете).

От игр рядом, наконец, перешли к играм вместе. Сначала это были интеллектуальные и подвижные игры, причём, ему, так же, как всем, давали ведущие роли. Не всегда всё получалось, но он не чувствовал себя ущемлённым.

От подвижных и интеллектуальных игр мы перешли к вовлечению его в сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

В играх-драматизациях ребёнку с особенностями в развитии мы, как и всем, обязательно давали роли. Пусть не всегда всё получалось, но он мог со всеми вместе участвовать в постановке спектакля.

Родители воспитанника активно участвуют в жизни группы. Они с удовольствием делают совместные поделки с ребёнком, рисунки, участвовали в акции «Домик для птиц».

Привлечение в воспитательно-образовательный процесс социальных партнёров играет немаловажную роль в формировании коммуникативной толерантности дошкольников. Так, в нашу группу приходила специалист из Центра для детей с особенностями в развития «ЛЮБАВА». На базе ДОУ она провела занятие «Как научиться дружить с детьми, не такими, как все».

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих особенности в развитии, способствует формированию у дошкольников толерантного поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Они учатся воспринимать детей с особенностями в развитии как нормальных членов общества.

Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных методов, приёмов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех участников воспитательно-образовательного процесса и всего общества. Ведь помочь успешной социализации ребёнка с особенностями в развитии можно только совместными усилиями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаПедагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Истоки способностей и дарований детей — на кончиках.

Консультация из личного опыта «Воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста» Основное содержание воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста – это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры.

Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий.

Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в НОД Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.

Педагогические условия нравственно-экологического воспитания в ДОО Экологическое воспитание в качестве неотъемлемой части содержания современного образования всех уровней, в том числе и дошкольного образования,.

«Шашечный турнир» — создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. развитие у детей пространственных представлений, образного и логического мышления; 2. закрепление умение выполнять игровые.

Социально-педагогические условия для формирования здорового образа жизни детей Детство – особый период жизни человека, когда определяются основные особенности его характера, зависящие от окружающей среды, отношения.

Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ детский сад №83 общеразвивающего вида Винокурова Ольга Владимировна Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей.

Уголок нравственно-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок нравственно-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Патриотизм-это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить и защищать его интересы. С этой целью в нашей группе совместно.

Условия развития музыкальной креативности у детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности Введение Музыка - одно из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Она обладает большой силой эмоционального воздействия.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 мая 2017 в 20:47
+146Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Дидактическое пособие «Созрели яблоки в саду» по ФЭМП
К Яблочному Спасу Назначение: дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Цель: -...
Сценарий летнего праздника в младшей группе «Лето — море солнца, море света»
Летний праздник «Лето – море солнца, море света» Дети входят в зал. Вед. : Сегодня ребята мы празднуем приход лета. Ходит лето по планете Пышет...
Танцевальная композиция с бубнами для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю танцевальную композицию с бубнами для детей старшего дошкольного возраста. " Я играю от души, Ритм очень труден. Что звучит скорей скажи?...