Татьяна Борисовна Гирфанова
Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад № 160» г. о. Самара
В последнее время всё больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Публикация «Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
В Федеральной целевой программе развития образования говорится, что особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особенностями в развитии (аутизм, синдром болезни Дауна и т. п.).
Для этого широко применяется инклюзивное образование, принципами которого являются:
• ценность личности,
• право на общение,
• разнообразие обучения,
• контекст реальных взаимоотношений и другие.
Для того, чтобы социализация ребёнка с особенностями в развитии могла пройти успешно, необходимо у дошкольников формировать толерантное отношение к людям с ОВЗ, к детям с особенностями в развитии.
Целью деятельности специалистов является успешное включение ребёнка с особенностями в развитии в образовательную и социальную среду группы, при этом, не нарушая привычный уклад самой среды.
Успешность включения ребёнка в образовательное пространство должна определяться с точки зрения развития его:
• познавательной сферы: представлений и навыков,
• коммуникативной сферы: умения общаться,
• эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу образования в группе, эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в среде сверстников,
• самостоятельности.
Задача участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ – создать благоприятную атмосферу для развития детей с ОВЗ и с особенностями в развитии, основанную на толерантности и ответственности.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
В своей работе мы используем следующие методы воспитания толерантности у дошкольников:
• метод убеждения, предполагающий разумное доказательство необходимости толерантного поведения (на основе художественной литературы,
• метод внушения и самовнушения, предполагающий формирование таких нравственных качеств, как жалость, сочувствие, благодарность, отзывчивость, стыд и т. д.
• метод стимулирования и мотивации (одобрительный взгляд, одобрительное слово,
• метод упражнений, для развития волевой сферы (смелость, мужество, принципиальность,
• метод коррекции поведения (формирование совестливости, самокритичности, самоконтроля, выдержки, самооценки)
Приёмы, которые мы используем для воспитания толерантности у дошкольников следующие:
• Приём «Взаимопомощь». Деятельность организуется таким образом, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.
• Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
• Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей (при коллективной работе). Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.
• Приём «Прогнозирование развития ситуации». Предлагается высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом, как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
• Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям и сказать их ребёнку с особенностями в развитии.
• Приём «Пожелания». На Дни рождения детей каждый ребёнок желает имениннику что-то хорошее.
• Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста начинается с формирования представлений детей о мире. Ребятам рассказываем о том, что на планете Земля живут разные люди. Есть люди здоровые, а есть люди с ограниченными возможностями здоровья или люди с особенностями в поведении. Несмотря на это, нужно стараться понимать и уважать других, проявлять терпимость. Необходимо доброжелательно относиться к тем, кто серьёзно болен или немного отличается от обычных людей (аутисты, больные синдромом Дауна и т. д.).
Очень важен пример взрослых, так как дошкольники копируют их поведение и отношение к окружающим. Кроме того помогают командные, подвижные и хороводные игры («Кондалы», «Укуси хвост дракона», «Золотые ворота» и т. д.)
Знание и понимание того, что такое толерантность, могут оказаться бесполезными, если ребёнок не будет совершать соответствующих поступков. В группе создаются и обыгрываются проблемные ситуации, при которых обсуждаются возможные действия. Поощряются такие действия, как помощь маме или бабушке в уборке квартиры. Уступить в трамвае место пожилым людям или инвалидам. Умение предложить детям с особенностями в развитии помощь при необходимости.
Когда «особенный» ребёнок (аутизм) пришёл к нам в группу, сначала было очень тяжело. Он никого не подпускал к себе, ждал маму или сидел один, наблюдая за играми своих сверстников или занимаясь своим любимым делом - математикой. Постепенно мы добились его доверия, он пошёл на контакт со взрослыми. Он приносил из дома брошюрки с математическими заданиями и всё время интересовался, когда же мы будем с ним заниматься, с удовольствием выполнял математические индивидуальные задания.
Постепенно мы стали приучать его к играм рядом с ребятами (пазлы, раскраски, задания на математическом планшете).
От игр рядом, наконец, перешли к играм вместе. Сначала это были интеллектуальные и подвижные игры, причём, ему, так же, как всем, давали ведущие роли. Не всегда всё получалось, но он не чувствовал себя ущемлённым.
От подвижных и интеллектуальных игр мы перешли к вовлечению его в сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
В играх-драматизациях ребёнку с особенностями в развитии мы, как и всем, обязательно давали роли. Пусть не всегда всё получалось, но он мог со всеми вместе участвовать в постановке спектакля.
Родители воспитанника активно участвуют в жизни группы. Они с удовольствием делают совместные поделки с ребёнком, рисунки, участвовали в акции «Домик для птиц».
Привлечение в воспитательно-образовательный процесс социальных партнёров играет немаловажную роль в формировании коммуникативной толерантности дошкольников. Так, в нашу группу приходила специалист из Центра для детей с особенностями в развития «ЛЮБАВА». На базе ДОУ она провела занятие «Как научиться дружить с детьми, не такими, как все».
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих особенности в развитии, способствует формированию у дошкольников толерантного поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Они учатся воспринимать детей с особенностями в развитии как нормальных членов общества.
Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных методов, приёмов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех участников воспитательно-образовательного процесса и всего общества. Ведь помочь успешной социализации ребёнка с особенностями в развитии можно только совместными усилиями.