Приложение МААМ

Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста «Звуковой и слоговой анализ и синтез слов»

Марина Лапина
Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста «Звуковой и слоговой анализ и синтез слов»
▼ Скачать + Заказать документы

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ»

Задачи:

- учить дошкольников подбирать слова с начальным заданным звуком;

Публикация «Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста „Звуковой и слоговой анализ и синтез слов“» размещена в разделах

- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

- учить определять позицию звука в слове и фиксировать ее на схеме;

- упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде трех

предметных картинок.

Ход занятия:

1. Подбор слов, начинающихся на заданный слог. Дидактическая игра «Не разорви бусы»

- Сейчас мы будем нанизывать слова-бусинки на нитку. Последний слог в моем слове должен быть одинаковым с первым слогом вашего слова. Давайте попробуем. Я говорю: - АСТ-РА, вы – РА-КЕ-ТА. Следующий называет слово с каким слогом? (Со слогом ТА.) Каждое слово – это бусинка из наших бус. (Ребенок говорит слово и укрепляет на доске круг.) Кто не смог подобрать слово – тот бусы разорвал.

Например: АСТ-РА, РА-КЕ-ТА, ТА-РЕЛ-КА, КА-… и т. д.

2. Звуковой анализ слов «КИТ» и «ГУСЬ», выкладывание схемы слова цветными фишками.

- Догадайтесь, схему какого слова мы будем сейчас составлять.

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус в огромном рту,

Растянулся на версту. (Кит)

- Какое это слово? (Кит)

- Выполните, пожалуйста, анализ слова КИТ самостоятельно.

- Проверьте, правильно ли вы составили схему слова. (Сравнение с образцом на доске.) Прочитайте слово.

- Следующее слово – это …

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет.

Я иду, не боюсь!

Кто же это? … (Гусь)

- Составьте схему слова ГУСЬ. Чем она отличается от схемы слова КИТ. Сравните.

- Расскажите о каждом звуке, который входит в состав слова ГУСЬ :

а) звук [г] – согласный, звонкий, твердый, стоит в начале слова;

б) звук [у] – гласный, ударный;

в) звук [с’] – согласный, глухой, мягкий, стоит в конце слова.

3. Формирование навыка слогового анализа. Дидактическая игра «Магазин».

Карандаш: - Ребята, я думаю, вы можете мне помочь. Мама отправила меня в магазин за продуктами и дала деньги. (Показывает карточки с цифрами – 1, 2, 3, 4.) Но чтобы купить продукт, нужно правильно его назвать и отдать столько денег, сколько слогов в слове. У меня ничего не получается. Помогите мне, пожалуйста.

4. Определение позиции мягкого согласного звука в слове.

- Выберите из названий продуктов те, в которых слышатся мягкие согласные звуки : ЛИМОН, ПЕРСИК, ХЛЕБ, ЧЕСНОК, ПЕРЕЦ.

- Покажите с помощью условных значков, какое место в слове занимает мягкий согласный звук : в начале, в конце или в середине слова.

5. Подбор слов на определенный звук. Дидактическая игра «Звучащий кубик»

Педагог показывает кубик, на гранях которого условные обозначения : «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

- Сейчас этот кубик у нас заговорит. Вы будете его бросать по очереди и называть слова, начинающиеся с гласного, твердого согласного или мягкого согласного звука. Следите, какой значок будет на верхней грани кубика.

6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- Возьмите из каждого слова только первый звук и составьте новые слова.

7. Развитие навыков слогового синтеза. Дидактическая игра «Восстанови порядок»

Карандаш: - Я хочу задать вам, ребята, сложную задачу. В словах перепутаны слоги. Интересно, сможете ли вы восстановить порядок.

НА-ШИ-МА – МАШИНА ТИ-НА-КАР – КАРТИНА ГА-КНИ – КНИГА

ТА-ПАР – ПАРТА РА-ИГ – ИГРА ЛА-КУК – КУКЛА

ЧИК-МЯ – МЯЧИК БИ-КУ-КИ – КУБИКИ

8. Составление предложений по трем предметным картинкам.

- На столе лежат картинки, перевернутые лицевой стороной вниз. Каждый выберет любые три и составит с этими словами предложение.

- Посчитайте, сколько слов в вашем предложении. Назовите первое слово, назовите третье слово, назовите последнее слово.

- Есть ли в вашем предложении слова со звуком [р]? Назовите их.

- Есть ли в вашем предложении слова, состоящие из трех слогов? Назовите их.

9. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение

«Пальчики-непоседы»

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Спать улегся на бочок.

(Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно.)

10. Прописывание петель на линии и под линией «ПЕТЛИ»

Публикации по теме:

Активные методы и приемы подготовки детей к обучению грамоте Основные задачи подготовки к обучению грамоте в старшей группе: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста «Звуковой и слоговой анализ и синтез слов»
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 20:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста «Звуковой и слоговой анализ и синтез слов»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лапина (УИ 169723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД