МААМ-картинки

Занятия в старшей группе «Знакомства детей с Хохломой»

Ирина Липчанская
Занятия в старшей группе «Знакомства детей с Хохломой»

Цель:

1. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Рассказать им о мастерах хохломской росписи.

2. Учить детей находить и выделять элементы хохломской росписи (завиток, травка, листочки, ягодки и т. д.) особенности красок.

3. Воспитывать у детей уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формировать чувство любви к Родине.

4.

Публикация «Занятия в старшей группе „Знакомства детей с Хохломой“» размещена в разделах

Методические приемы:

1. Вопросы воспитателя при рассматривании «экспонатов» выставки.

2. Использование грамзаписи.

3. Игра «ярмарка»

4.

Материал:

1. Предметы с хохломской росписью – мебель, посуда.

2. Предметы деревянные с другой росписью.

Ход занятий:

Перед тем, как идти на выставку, воспитатель сообщает детям, что сегодня они пойду на интересную выставку.

Дети сидят на стульях. Перед ними выставлены предметы с хохломской росписью. С одной стороны предметы мебели (стол, стул, скамеечка, с другой стороны разнообразная посуда, перед тем как сесть, воспитатель предлагает пройти и посмотреть все выставленные предметы.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на все эти предметы и сказать, что это за предметы, как назвать одним словом эти предметы «показать на мебель». А как можно назвать одним словом эти предметы? «показать на стол с посудой». Что общего все у этих предметов, какие они? Если дети затрудняются, спросить: «Из чего они все сделаны?» Да, все эти предметы деревянные, красивые? «Узоры красивые» А кто знает, как называется такая роспись? Если дети не ответят, сказать самой. Ребята, это, хохломская роспись.

Предложить всем детям повторить хором, потом спросить нескольких детей индивидуально.

Воспитатель: Это все хохлома. Наша выставка называется «Хохломская роспись». Давайте рассмотрим крышку стола. Что вы видите в этом хохломском узоре?

Дети: Мы видим листики, завитки травку, ягоды.

Воспитатель: А какие эти ягоды?

Дети: Рябина, смородина.

Воспитатель: А что мы можем сказать про узор на скамейке (стуле). Есть что-то общего с узором на столе?

Дети: Да, и там и здесь есть листочки, ягоды, травка, завитки.

Воспитатель: А одинаковые листочки?

Дети: Нет, они другой формы.

Воспитатель: А ягоды?

Дети: Тоже разные, там рябина, а здесь смородина или клубничка.

Воспитатель: Вот мы с вами рассмотрели крышку стола и стула. Подумайте и скажите, какие же элементы есть в хохломском узоре?

Дети: Листья, ягода, травка, завиток.

Воспитатель: А что общего между узором на крышке стола и стула? Дима иди, покажи какие элементы здесь одинаковые. Покажи травку на столе и стуле. (Ребенок показывает). Саша, а ты покажи завитки на стуле, и на столе (ребенок показывать).

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим предметы посуды. Расскажите, какие здесь элементы хохломской росписи вы видите?

Вызов детей, указкой дети показывают и называют элементы хохломской росписи. После рассматривания воспитатель подводит итог: «Все эти предметы сделали мастера по хохломской росписи. Их сразу же можно отличить от других деревянных предметов по элементам узора (ягоды, травка, завиток, листья) и по особенной окраске.

Воспитатель: Ребята, какие краски вы здесь видите?

Дети: Красная, желтая, Черная, золотая.

Воспитатель: А на каком фоне мастера рисовали свои узоры?

Дети: На черном и золотом.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам расскажу о мастерах хохломской росписи.

Рассказ воспитателя.

Наша страна очень большая. В ней много городов, сел, рек. Одна из самых больших рек-Волга. Если мыс вами сядем на пароход, то через три дня приплывем в село, которое называется Хохлома. В этом селе и делают эти красивые изделия. Много-много лет тому назад крестьяне этого села стали делать такие красивые изделия. Они знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь такую красоту. Но где, же взять простому бедному человеку золото! И тогда придумали они очень интересный способ изготовления такой посуды «золотой» из дерева. Сначала они вырезали из дерева разную посуду - тарелки, солонки, стаканы. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото.

Свои изделия крестьяне отвозили на ярмарку и там продавали. По названию этого села и посуду стали называть «хохломской». Теперь в советское время, на фабрике работают много художников и мастеров. Их красивые изделия покупают не только в нашей стране, но и в других государствах.

Вокруг села была очень красивая природа. Мастера после работы выходили на лужайку, поляны. На берега рек,В лес, отдыхали, видели красивые цветы, кусты, деревья и потом всю эту красоту переносили на свои узоры. Вы видите во всех узорах только растения, здесь нет птиц, животных, а только растения. Очень любили люди на красивых полянах петь песни, водить хороводы. Представьте себе, что вы вышли вместе с мастерами на такую поляну, давайте мы с вами попляшем под русскую народную музыку, под которую водили свои хороводы мастера из села Хохлома.

Физкультминутка.

Под русскую народную мелодию дети свободно пляшут.

Воспитатель: Отдохнули? Вот и мастера отдохнут, а потом приходят на свои места и продолжают свою работу. Вам нравятся хохломские изделия? Давайте еще раз на них полюбуемся и рассмотрим. (рассматривают предметы посуды).

Какие элементы хохломской росписи вы тут видите? Какой фон? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем, и я посмотрю, как вы сможете найти предметы с хохломской росписью. У меняна столе много разных предметов. Как вы думаете, что общего у всех этих предметов? (ответы детей)

Если дети затрудняются, подсказать: «из чего они все сделаны?».

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Да, все эти предметы деревянные. А еще что у них общего (ответы детей).

Если дети затрудняются, подсказать: Они просто деревянные или на них что –то нарисовано?

Дети: Эти предметы расписаны разными узорами.

Воспитатель: Да, все эти предметы расписаны разными узорами. Вот сейчас попробуем среди всех этих предметов найти хохломские изделия.

Воспитатель называет детей. Вызванный ребенок должен не только выбрать предмет, но и объяснить, почему он решил, что это хохломские изделия, т. е. назвать элементы хохломской росписи.

После игры воспитатель обращается к детям: Я вам уже говорила, что мастера продавали свои изделия, где? На ярмарке. Вот сейчас у нас с вами тоже будет ярмарка.

Воспитатель одевает красивую шаль, берет поднос, на котором лежит ложки и хохломской и с другой росписью.

Воспитатель: Вы все можете на ярмарке купить себе ложку. Но одно условие, покупать можно только хохломские ложки. Будьте внимательны и берите у меня только хохломские ложки.

Воспитатель предлагает детям подойти к ней или сама обходит всех детей и предлагает каждому выбрать себе ложку. Когда все дети купили себе ложку, воспитатель проходит и выбирает тех, кто купил себе не хохломскую ложку. Предлагает найти на его ложке элементы хохломы.

Воспитатель: На твоей ложке есть завитки? А ягоды? А травка? А листочки? Ничего нет, значит это хохломская ложка или нет, ты был не внимательный и купил себе не то, что просила.

После анализа Покупок воспитатель подводит итог.

Воспитатель: Сегодня, ребята. Мы с вами узнали о мастерах интересной росписи по дереву. Как эта роспись называется? Да, хохломская, хохлома. Такую роспись могут делать только на нашей родине, в России и больше нигде. Вот какие прекрасные мастера живут и трудятся в нашей стране. Когда вы вырастите, может быть, кто-то из вас тоже станет, мастером хохломской росписи и вашими изделиями будут любоваться все люди, как мы с вами сейчас любуемся вот этими красивыми хохломскими изделиями.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Праздник знакомства с детским садом для детей младших групп «Здравствуй, детский сад!»Праздник знакомства с детским садом для детей младших групп «Здравствуй, детский сад!» "Здравствуй, детский сад!-2019" праздник знакомства с детским садом для детей младших групп Составила: Коровина Н. Н., Музыкальный руководитель,.

Дидактическая игра из крышек для знакомства детей с днями неделиДидактическая игра из крышек для знакомства детей с днями недели Уважаемые коллеги и родители! Хочу представить вам игру для обучения (знакомства) детей с днями недели. Она называется «Неделя гномика.

Фетровый планшет «Пирамидка» для знакомства с цветами радуги для детей 2–6 летФетровый планшет «Пирамидка» для знакомства с цветами радуги для детей 2–6 лет Планшет или страничка из фетра "Пирамидка" предназначена для детей 2-6 лет. Может быть использована для индивидуальной работы с детьми,.

Интегрированное занятие «Знакомство с золотой хохломой» (средняя группа) Интегрированное занятие по теме Знакомство с золотои хохломои средняя группа Цели: Воспитательные: воспитание интереса.

Использование бросового материала при создании пособия для знакомства детей с различными видами материаловИспользование бросового материала при создании пособия для знакомства детей с различными видами материалов Одно из наиболее важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста сейчас является экологическое воспитание. Педагоги совместно.

Как преломить идею нэцке для знакомства с ней детейКак преломить идею нэцке для знакомства с ней детей Знакомство с искусством Китая и Японии. Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю вам познакомиться с одной небольшой коллекцией моего дома.

Пособия из цветного фетра для знакомства детей с сенсорными эталонамиПособия из цветного фетра для знакомства детей с сенсорными эталонами Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече. Хочу поделиться с вами своими новыми пособиями из мягкого, яркого, цветного.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Веревочкины сказки для знакомства детей старшего дошкольного возраста с буквами «Ж», «Л», «М»Веревочкины сказки для знакомства детей старшего дошкольного возраста с буквами «Ж», «Л», «М» Веревочкины сказки на некоторые согласные буквы. Цель : знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом букв Ж, Л, М. Материалы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия в старшей группе «Знакомства детей с Хохломой»
Опубликовано: 16 января 2023 в 18:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД