Занятия витражной росписью по стеклу в рамках внеурочной деятельности как составляющая часть обучения и воспитания

Анна Шигапова
Занятия витражной росписью по стеклу в рамках внеурочной деятельности как составляющая часть обучения и воспитания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

Выборгский район, Ленинградская область

Тема: «Занятия витражной росписью по стеклу в рамках внеурочной деятельности как составляющая часть обучения и воспитания обучающихся по технологии в условиях реализации ФГОС».

Выполнила:

Шигапова Анна Николаевна

учитель технологии

МБОУ «Каменская средняя

общеобразовательная школа»

п. Каменка

2016г.

Занятия витражной росписью по стеклу в рамках внеурочной деятельности, как составляющая часть обучения и воспитания по технологии в условиях реализации ФГОС.

1. Актуальность.

Актуальность данных занятий определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Создание мотивационной среды, развитие творческой и познавательной деятельности осуществляется в учебной и внеурочной деятельности, способствующей самореализации школьников и их социализации.

Таким образом, развитие творческой личности становится одной из основных задач современного образования и воспитания. Данные занятия и позволяют создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Актуальность техники витражной росписи по стеклу обосновать очень легко - достаточно посмотреть примеры готовых работ. Их богатство, широчайшая сфера их применения в интерьере, эстетическая ценность - все это предпосылки популярности этого вида творчества. Актуальность техника росписи по стеклу состоит в том, что она осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой стиль и свой художественный образ, который выражает их назначение, несет обобщенную информацию о типе жизни и миросозерцании народа и эпохи. Эстетическое воздействие прикладного искусства повседневно, ежечасно, ежеминутно. Вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, могут подниматься до вершин искусства.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в материалах ФГОС рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и имеет целью обеспечение индивидуальных потребностей развития обучающихся.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Этому способствуют занятия внеурочной деятельностью. В частности – занятия витражной росписью.

Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность - чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями, доступно детям любого возраста.

Прикладное значение росписи и её декоративный характер - основной принцип при планировании занятий для кружка. Разнообразие объектов для росписи, материалов, мотивов традиционных и новых, привносит в жизнь новые краски и образы, расширяет диапазон знаний, творческих умений детей.

На занятиях необходимо дать детям первоначальные понятия о витражном искусстве, в частности, истории витражного искусства в контексте декоративно-прикладного искусства, научить навыкам технологии росписи по стеклу, привить им интерес к самостоятельной творческой деятельности. Данная тема создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, она разработана для обеспечения развития творческих способностей обучающихся школьного возраста, для сплочения детского коллектива, для обретения новых друзей в стенах школы.

Одна из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях чувство прекрасного – это, безусловно, творчество, которое помогает ребенку реализовать свои замыслы в определенное произведение. Художественно-витражная роспись – занятие, которое приносит огромное удовольствие, и чем глубже ее познаешь, тем больше радости она доставляет.

2. Занятие по теме:

«Витражная роспись по стеклу»

Тип занятия: открытие нового знания

Цель занятия: - приобщение обучающихся к художественной культуре, искусству и традиционному старинному ремеслу через обучение мастерству росписи по стеклу; активизация творческой деятельности, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Задачи:

Познакомить с декоративным творчеством - уникальной росписью по стеклу.

Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, познавательные интересы, конструктивные умения, эстетический вкус.

Познакомить со стилями и видами росписи по стеклу, с технологическими приемами

Научить приему работы по готовому эскизу, нанесению контура по поверхности стекла, заливке краски.

Создать условия для положительных эмоций.

Воспитывать чувство любви к искусству, мировой культуре и декоративно-прикладному творчеству, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

План занятия

1. Начало занятия.

2. Введение в историю искусства витража и росписи по стеклу. Мультимедийная презентация "Роспись по стеклу".

3. Практическая работа. Роспись стеклянных форм (плоское стекло в раме).

4. Итоги занятия.

Информационно-методическое обеспечение

Наглядно-демонстрационные материалы

1. Мультимедийная презентация "Роспись по стеклу"

2. Демонстрационные экспонаты: композиции на плоском стекле в раме.

Инструменты и материалы:

кисти синтетика №1 №2 №3;

диски ватные, обезжириватель, ватные палочки;

банка для воды, прозрачная палитра;

распечатки готовых эскизов;

краски по стеклу для витражных работ("Декола",

контур по стеклу для витражных работ ("Декола ") - бронза

плоское стекло в раме.

Мотивация для изучения данной темы.

Развитие творческих способностей через декоративно-прикладное искусство расширяет кругозор, дает детям возможность сделать своими руками картину в технике росписи по стеклу, которую они смогут кому-либо подарить или оставить себе на память.

Планируемые результаты:

Освоение детьми блока программы «Художественная роспись по стеклу» внеурочной деятельности кружка «Декоративно – прикладного творчества» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, художественной росписи стекла;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- навыкам работы с витражными красками и контурами по стеклу.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

- различать изученные виды витражного искусства, росписи по стеклу, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в художественной росписи по стеклу.

- развивать художественный вкус;

- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию; - учиться выполнять различные роли в паре и группе.

В результате занятий росписью по стеклу у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красоту, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Ход занятия:

Знакомство с темой занятия - "Роспись по стеклу".

I.Создание атмосферы психологического комфорта. (Организационный момент)

Эмоциональный настрой на занятие.

Сквозь кусочек цветного стекла ты на мир посмотри

Сразу станет на сердце веселей! Как прекрасно!

Мир раскрасится новыми красками вдруг

И улыбка невольно по лицу разольется….

Красота – она всюду, только надо ее рассмотреть!

Присмотреться и вникнуть, может, даже, спеть песню….

Она сразу ответит – мир собой озарив,

Красотою, наполнив то, что ты будешь творить.

А. Шигапова

II.Объяснение нового материала

а) Из истории

Витражное стекло имеет длительную и разнообразную историю. Эволюция росписи на стекле связана с развитием технологий изготовления листового стекла и красок для рисования, а также с духовными исканиями человечества, изменением мировидения и местом религии в жизни общества. Витражное стекло появилось с того момента, как научились изготавливать листовое стекло, явившееся основой для этого вида искусства. Этот рывок в витражном деле произошел в 10 веке. До этого окна декорировались мозаикой разных цветов, но у этого материала был свой недостаток: ей было недоступно изображение мелких деталей, полутонов, светотеневых эффектов. Витражная же роспись, или живопись на стекле, позволяла не только добиться этих качеств изображения, но и значительно разнообразить сюжеты. Если ранее витражные окна были украшены в основном орнаментами, теперь на них появляются фигуры людей, животных, птиц.

Первым красочным составом, который наносили на стекло, стал так называемый шварцлот. Эта краска состояла из окислов меди и железа с добавлением легкоплавкого стекла. Замешивали порошок на вине, воде или масле, после чего кистью наносили рисунок на стекло. Получавшийся оттенок был темно-коричневым. Готовую роспись отправляли в печь на обжиг, чтобы надежно закрепить роспись, ведь витражному окну предстояло выдержать и перепады температуры, и осадки, и ветер, и механические воздействия.

Новый этап в витражной росписи начался в 14 веке. И опять на ситуацию повлияло изобретение более качественного прозрачного листового стекла, роспись на котором выглядела по-иному. В этот же период появились и новые краски, основой для которых были окислы серебра.

Эпоха Возрождения внесла в витражное стекло перспективу и объем. Витражные изображения теряют примитивность и становятся все более реалистичными.

На рубеже XVIII и XIX веков мастера решили возродить забытое искусство витражной росписи. К этому времени промышленность уже выпускала большие листы ровного стекла, дающие простор для творчества художника. Оконные проёмы превратились в настоящие живописные полотна с интересными сюжетами.

На рубеже XIX века витражная роспись перестала пользоваться спросом: стилю модерн больше соответствовала не живопись, а панно. Время и войны разрушали хрупкие стеклянные картины, казалось, это искусство больше не возродится.

Однако во второй половине ХХ века вновь возник интерес к витражам. При восстановлении старинных храмов и монастырей потребовалось заполнять оконные проёмы. Стеклянные расписные полотна для них пришлось изготавливать заново.

Современная роспись стекла, заливной витраж, роспись бутылок стала одним из необыкновенных видов искусства. Витраж - это своеобразная композиция, которая представляет собой разноцветные стеклышки, соединенные единой свинцовой оправой. А вот витражная роспись - это нечто другое. Стеклянная поверхность остается целой, на нее наносится сначала контур рисунка, а потом он закрашивается витражными красками.

Сегодня роспись переживает очередной подъем, так как из церковных зданий и светских присутственных мест она перешла в жилища людей и прочно обосновалась здесь. Причем модификации росписи по стелу уникальны в каждом отдельном случае.

б) Технология выполнения

Роспись по стеклу выполняется на прозрачных или цветных стеклах, в виде узоров, затейливых композиций. Рисунок может заполнить всю поверхность формы или отдельные части стекла.

1. В начале работы нужно выбрать подходящую картинку для будущего витража, распечатать ее в необходимом размере. Начинать лучше с небольших картинок(10x15, 13x18)

2. Стекло протирается обезжиривающим раствором, под него кладется эскиз рисунка, который обводится специальным контуром по стеклу. Линии контура должны быть без разрывов, чтобы краски не вытекли и не смешались. Контуру необходимо просохнуть примерно в течение получаса (но лучше 2часа и более).

3. Затем на стекло наносятся краски. В центр капается небольшая капля нужного цвета и тонкой силиконовой кисточкой растягивается в разные стороны до линии контура. Следом берется ещё капля, и процесс продолжается, пока не будет закрашено все необходимое пространство.

Краскам нужно дать время высохнуть. Работу нельзя переворачивать, иначе краски просто стекут. Аккуратно закрашивается каждый участок формы, при этом краски можно смешивать на специальной прозрачной палитре, чтобы добиться нужного оттенка. Если краска загустела, то ее можно разбавить водой, т. к. мы пользуемся красками на водной основе (они не имеют запаха и безвредны для человеческого организма). Для каждого цвета лучше брать отдельную кисточку, чтобы краски случайно не смешивались между собой. Краски наносят так, чтобы они не выходили за границу заранее нанесенного контура. После того, как витражная краска подсохнет, готовый рисунок можно закрепить прозрачным глянцевым отделочным лаком для защиты витражных красок (но можно и не делать этого).

И все – витраж готов

Изделие, выполненное художественной росписью по стеклу, займет почетное место в наших домах среди других творений, потому что оно является уникальным, оригинальным и неповторимым. Роспись по стеклу - абсолютно необычайное и интересное искусство, которое никогда не уйдет в прошлое, не смотря ни на какие веянья моды. Художественная роспись стекла всегда будет смотреться необычайно привлекательно.

III. Выполнение практической работы.

Данный вид деятельности предлагает работу по принципу: от простого к сложному. Когда обучающиеся овладеют техникой работы по готовому эскизу, задания можно усложнить: им предлагается самим разработать эскиз для росписи самостоятельно.

IV. Рефлексия

На листе бумаги нужно обвести левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

И вот, когда, после занятий витражной росписью рождаются такие строки:

Удивительный мир в кусочке цветного стекла

Заискрились соцветьями краски и звуки

Кисти взмах! Волшебство создают ваши руки!

Еще миг… к нам восточная сказка пришла,

Или просто тюльпан украшает ваш взор,

Напевая под звук саксофона

И уж нет Ленинградского серого фона…

Есть творенье, порыв, красотою наполнить сердца!

Настя Семенова 6-а класс

думаю, что цель можно считать достигнутой!

Библиография.

Гир А. Фристоун Б. - «Роспись по стеклу» - М.: Арт-Родник. - 2009, 104 с.

Ди Спирито Мария. Витражное искусство и техника росписи по стеклу М.: Альбом, 2006. — 131 с.

Люцкевич Д. Роспись по стеклу М.: Эксмо, 2007. – 64 с. Серия: Азбука рукоделия.

Пухол-Ксикой Рейс, Калас Хуана Хулия. Трафаретная роспись М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. — 141 с.

Синеглазова М. О. Роспись по стеклу М.: Издательский Дом МСП, 2005. — 112 с.

Приложение

Хранение материалов и уход за ними

Чтобы продлить срок годности используемых материалов, их надо правильно хранить.

Держать краски в контейнерах, в которых они продавались. Хранить краски плотно закрытыми, в сухом прохладном месте, где нет опасности воспламенения; беречь от мороза, жары и прямых солнечных лучей.

Тщательно мыть кисти после окончания работы, а также при смене цвета краски.

Здоровье и безопасность

Роспись по стеклу не представляет риска для здоровья, если материалы используются правильно и в соответствии с их назначением, тем более, что мы используем в работе краски на водной основе. Тем не менее, следует внимательно читать инструкцию.

Есть и общие правила, которым надо следовать.

Пролив краску, сотрите ее хорошо впитывающей тряпочкой и вымойте поверхность.

Избегайте попадания красок на кожу: они сушат ее, могут вызвать воспаление.

Если вы испачкались краской, смойте ее мыльной водой.

Если краска попала в глаза, немедленно промойте их водой и обратитесь к врачу.

Уход за расписными стеклянными предметами

Декоративные стеклянные предметы, расписанные красками, нельзя использовать в быту без соблюдения некоторых правил.

Не замачивайте надолго, не протирайте с усилием.

Лучший способ очистить расписное стеклянное изделие – аккуратно протереть его мягкой тряпкой, смоченной в воде.

Прикреплённые файлы:

vitrazhi_nl0hs.pptx | 10041,01 Кб | Скачан: 8
 
Публикации по теме:

Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.

Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить.

Опыт работы «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО» Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО в МБОУ «Хотиловская СОШ» учитель технологии и ИЗО Калинина Анна Валерьевна Пояснительная.

Музыкальные занятия как основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении Музыкальные занятия как основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении  В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных.

Индивидуальный проект о вкусной и полезной пище в рамках внеурочной деятельности в 4 классе «Щи да каша — пища наша» Проект «Щи да каша-пища наша». Предмет: внеурочная деятельность. Класс: 4-й. Тип проекта: творческий, индивидуальная работа. Планируемый.

Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей-дошкольников С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования,.

Технологическая карта занятия по математике в рамках внеурочной деятельности в 3 классе «Думай. Решай. Смекай» Тема Думай. Решай. Смекай. Цель Задачи развитие познавательного интереса, интеллекта, формирование математического мышления. развитие интереса.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Занятия витражной росписью по стеклу в рамках внеурочной деятельности как составляющая часть обучения и воспитания
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 16:38
+122Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...
Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Фотоотчет «Ремонт в детском саду»
Ремонт детского сада дело не простое. Педагогам часто приходится обращаться за помощью к родителям воспитанников. Реакция на такие просьбы у всех разная: кто...