Папки-передвижки

Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей-дошкольников

Ирина Шумская
Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей-дошкольников

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенцию и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Публикация «Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей-дошкольников» размещена в разделах

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я как педагог решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

В условиях реализации к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать --познавать -- творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. В игре можно импровизировать, придумывать образы, ситуации, тем самым узнавать об окружающем мире всё больше и больше.

Благодаря игре в дошкольном возрасте формируются психические процессы: память, внимание, воображение, речь и т. д. Игра является далеко не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал развития и воспитания. Но эти свои качества она может проявить, только когда используется в рамках управляемого педагогического процесса. Педагог, руководствуясь положениями программы детсадовского воспитания, отбирает содержание программы, планирует его. Дети должны усвоить это содержание в процессе игр. Педагог также чётко определяет игровые и дидактические задачи, правила, действия и ожидаемый результат, он словно проектирует процесс игры, не нарушая её самодеятельного характера и своеобразия.

Включая в педагогический процесс игру, воспитатель учит дошкольников играть. Подобная игра должна обладать такими качествами:

• содержание должно иметь воспитательно-познавательную ценность, отражать представления правильно и полно;

• игровые действия должны иметь творческий, организованный, активный и целесообразный характер;

• подчинённость правилам игры, необходимость руководствоваться в игре этими правилами с учётом интересов всех игроков и каждого в отдельности;

• целенаправленное пользование игровыми материалами и игрушками;

• радостный настрой детей и доброжелательность отношений.

Игровая деятельность ребё нка бывает разной:

— игры, развивающие необходимые социальные навыки;

обучающие (дидактические) игры;

— игры, развивающие речь (логопедические);

— психологически направленные игры, способствующие личностному и эмоциональному развитию.

С помощью создания педагогом определенных игровых условий, специалист способен проанализировать поведение детей в различных ситуациях и выявить различные нарушения в развитии ребёнка. Задавая условия игры педагог контролирует те или иные аспекты процесса игры и наблюдает за самостоятельным решением ребёнка данных ситуаций. Данный подход к детям являются весьма мягкими и не травмирующими, что делает их идеально подходящими к работе с детьми. Игротерапия в дошкольном возрасте весьма актуальна, поскольку через игру ребёнок выражает все свои чувства, эмоции, переживания. Педагогу значительно легче работать с ребёнком, зная все его несильные стороны. «Учимся, играя» – девиз игротерапии!

Таким образом, игра, является средством всестороннего воспитания и развития детей, а также мощным фактором осуществления индивидуального подхода к ребенку. Вместе с тем игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.

Взаимосвязь между игрой и обучением остается неизменной на протяжении дошкольного детства. Выдающийся психолог А. В. Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры. Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью, - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные и др.

Основное место занимает сюжетно-ролевая игра. Ролевая игра - основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста.

Ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции.

Неоценимую помощь в развёртывании сюжетно-ролевой игры оказывают театрализованные игры, или игры-драматизации, являющиеся разновидностью творческой игры. В играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом. Именно через роль в театрализованной игре ребёнок усваивает нормы повеления, принятые в мире взрослых. У детей дошкольного возраста при условии систематических занятий театрализованной игрой появляется возрастающий интерес к перевоплощению. Дети охотно разыгрывают знакомые сказки и произведения, которые произвели на них сильное впечатление. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память.

Режиссерская игра - вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок вы

полняет функцию и режиссера (удержание замысла игры, и актеров (выполнение определенных ролевых действий по реализации игрового замысла).

Игра с правилами - вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Переход к игре с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер, например, "кошки-мышки".

Дидактическая игра - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая игра может быть и ролевой, и игрой с правилами. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в ролевой игре моделируется сфера взаимоотношений между людьми, то в строительной -- сфера созидания, созидания архитектурных сооружений. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных игр.

Дети играют, отдаваясь этому процессу с таким азартом и увлечением, игра — не только и не столько развлечение, сколько наиболее быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с другими людьми. Именно поэтому они относятся к игре очень серьезно. И нам, взрослым, тоже следует относиться к детским играм с уважением. Игры помогают детям понять, какое место они занимают в мире, снижают их неуверенность в себе. В игре дети создают контролируемое пространство действия, в котором используют все свои навыки. В четких рамках игры они могут экспериментировать, выстраивать социальные отношения, примерять на себя разные роли, нападать или защищаться, брать инициативу на себя или передавать ее другим, выигрывать или проигрывать. Таким образом, игра является важным условием социального, воспитательного и обучающего развития детей.

Публикации по теме:

Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.

Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить.

Игра как средство воспитания детей. Игра - это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игра обогащает ребенка знаниями, развивает его фантазию.

Игра как средство воспитания и развития дошкольников с ЗПР Многие педагоги замечают, что детей с задержкой психического развития становится все больше. Естественно, что знания общеобразовательной.

Консультация для педагогов «Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников» Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания дошкольников. Как играть с ребенком» Консультация для родителей " Игра как средство воспитания дошкольников" Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя.

Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников»Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников» Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников». Цель: познакомить родителей с новым средством обучения;.

Консультация для родителей «Игра как основная форма воспитания и обучения детей» Игра является ведущим видом деятельности ребенка, основной формой организации его деятельности. В игре ребенок познает окружающий мир, выражает.

Проект «Я тоже доброволец». Волонтерство как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания Проект #ЯТОЖЕДОБРОВОЛЕЦ /волонтерская деятельность, как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников «Тот, кто ничего не делает для других –ничего не делает для себя» Гете Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей-дошкольников
Опубликовано: 20 марта 2019 в 13:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД