Получи документы

Здоровье сберегающая педагогика, как одно из средств в реализации новых технологий в оздоровлении

Ирина Шошина
Здоровье сберегающая педагогика, как одно из средств в реализации новых технологий в оздоровлении

Здоровье сберегающая педагогика, как одно из средств в реализации новых технологий в оздоровлении.

1. Введение.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья воспитанников, выбор образовательных технологий, соответствующих возрастных особенностей, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы педагога с детьми и их родителями, по физическому воспитанию и оздоровлению, с использованием здоровьесберегающих технологий, т. е новых активных форм работы по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Публикация «Здоровье сберегающая педагогика, как одно из средств в реализации новых технологий в оздоровлении» размещена в разделах

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста — это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

2. Актуальность.

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

3. Цели и задачи опыта.

Цель: обеспечение здорового образа жизни и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

• охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;

• формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

• повышение эффективности к процессу обучения за счет средств здоровьесберегающих технологий.

4. Предполагаемый результат.

• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

• Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;

• Совершенствование навыков самостоятельности;

• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни

Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

5. Формы работы и методы.

Многие специалисты, занимающиеся проблемами укрепления здоровья детей, отмечают, что система дошкольного образования играет существенную роль в формировании у детей положительного представления о здоровом образе жизни. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми может в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечить формирование здоровья и здорового образа жизни.

Чтобы обучение для дошкольника не было "мученьем", педагоги на занятиях используют различные виды здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья :

Динамические паузы – во время образовательной деятельности, 2-3 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.

Подвижные и спортивные игры – как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создана фонотека и видеотека с элементами цветотерапии.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки со среднего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Специально организованная образовательная деятельность по физической культуре – 3 раза в неделю в спортивном зале или на улице. Первая младшая группа — в групповой комнате, 10 мин, вторая младшая группа – 15 мин., средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 мин. и подготовительная к школе группа – 30 мин. Перед образовательной деятельностью необходимо хорошо проветрить помещение спортивного зала или групповой комнаты (ранний возраст).

Проблемно-игровая (игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Совместная деятельность с педагогом может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, совместная деятельность с педагогом рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии.

Музыкотерапия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – по 25 — 30 мин. со старшего возраста. Используется для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технология воздействия цветом (цветотерапия) – правильно подобранные цвета интерьера в наших группах снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

• родительские собрания,

• консультации,

• конкурсы,

• спортивные праздники,

• праздники здоровья,

• дни открытых дверей,

• папки-передвижки,

• беседы,

• личный пример педагогов,

• нетрадиционные формы работы с родителями,

• практические показы (практикумы)

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для того чтобы реализовать программу здоровьесберегающего обучения, педагоги включают в креативный план работы не только дидактические и ролевые игры, но и игры, которые носят оздоровительный характер. Например, такие:

1. Рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок.

Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет малыша.

2. Работа с глиной и пластилином

Работа с такими материалами для творчества оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться.

3. Игры с песком

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

o при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

o развивается мелкая моторика, формируется произвольное внимание, память.

4. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Это тренировка дыхательного аппарата и способ повышения эффективности дыхания. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Многие родители считают, что подготовка к школе — это только умение читать и считать, но, как показала жизнь, это совсем не так. Оказалось, что чаще ребенок, знающий буквы и цифры, умеющий читать и считать, чувствует себя неуверенно в школе, нежели тот ребенок, который умеет свободно высказать свое мнение, который проявляет интерес ко всему новому, стремиться к дружбе и общению, хорошо физически развит. Такие дети меньше болеют, потому что больше двигаются и играют. Поэтому подготовка к школе должна быть комплексной программой, включающей в себя не только занятия по обучению грамоте, математике, развитию речи и окружающему миру, но это ещё и физкультурные занятия, танцы, театральную студию, творчество и рисование, логоритмику, шахматы, музыку и др.

5. Реализация.

Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Поэтому я считаю, что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы : как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?

Свою работу строю с учетом рекомендаций примерной образовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014г. и региональной научно-методической разработкой «Здоровячок» под редакцией Е. М. Бохорского, Л. С. Кротовой 2008г.

Основная проблема, которая встала передо мной - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих детей от физических усилий.

Одним из путей решения здорового образа жизни детей является использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурной деятельности современного детского сада.

Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы

• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха

• Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения

• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту

• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении

Реализация различных форм систематической работы с родителями

7. Заключение.

Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила методическое пособие «Растим здоровым малыша», в котором можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Пособие получило положительные отзыв от радителей. Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе и в зале - (приобретается новое физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики).

Главными факторами здоровьесбережения детей в образовательном процессе:

- это комфортное пребывание ребёнка в МБДОУ, которое не вызывает повышенной тревожности,

- это личностное в системе взаимоотношения педагог - ребёнок,

- это теоретическая и практическая грамотность и здоровый образ жизни родителей,

Проведение воспитательно – образовательной работы в данном объё ме позволяет сделать следующие выводы: основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Публикации по теме:

Драматизация как одно из средств театральной деятельности ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Драматизация как одно из средств театральной деятельности» СЛАЙДЫ: Слайд № 2 Драматизация – это производное от греч. «drama».

Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-музея как средства реализации игровых технологий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Презентация «Сказкотерапия как здоровье сберегающая технология» Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия Презентацию подготовила воспитатель: Винаева Анна Викторовна Сказкотерапия Сказкотерапия.

Имитационные игры как одно из средств развития дошкольников В. В. Плющева, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка», города Железногорска, Курской области Восприятие детьми.

Консультация «Музыка, как одно из средств физического развития детей» .

Мастер-класс для родителей «Самомассаж языка как одно из средств укрепления мышц артикуляционного аппарата» (декабрь 2018) Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.

Мастер-класс «Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников» Мастер – класс Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Цель: оказание помощи педагогам ДОУ.

Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей» Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение,.

Протокол педсовета «Знакомство с окружающим миром как одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста» Протокол №3 заседания педагогического совета с. Семьяны 20.02.2018г. Присутствовали 10 человек: Новоселова О. П., Серова Е. С., Кузнецова.

Экология как одно из средств воспитания духовно-нравственных ценностей «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровье сберегающая педагогика, как одно из средств в реализации новых технологий в оздоровлении
Опубликовано: 24 марта 2019 в 00:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД