Варвара Плющева
Имитационные игры как одно из средств развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В. В. Плющева, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка», города Железногорска, Курской области
Восприятие детьми художественных произведений очень сложный процесс, этому нужно учить ребенка, используя различные средства : чтение книг, рассматривание книжных иллюстраций, творческое рассказывание, заучивание стихотворений, потешек, игра и другие.
Публикация «Имитационные игры как одно из средств развития дошкольников» размещена в разделах
До настоящего времени не было точных классификаций игр, влияющих на восприятие художественной литературы, пока П. Ф. Лесгафт не выдвинул свою классификацию «. первые игры ребенка бывают всегда имитационные : он повторяет то, что сам подмечает в окружающей среде и разнообразит их по степени своей впечатлительности, по степени развития своих физических сил и умений ими пользоваться…При этом важно, что бы игра не назначалась ребенку взрослым, но что бы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел». П. Ф. Лесгафт в своей классификации использует связь между физическим и психическим развитием ребенка. Так же, Лесгафт выделяет игры имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). [2]
Помимо Лесгафта, классификация игр была подробно описана в трудах Н. К. Крупской. В своей теории она выделяет:
игры с готовыми материалами (дидактические, подвижные);
игры, которые создают сами дети (творческие игры).
Творческие игры - это большая группа игр, которая содержит в себе такие игры как режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом. [1]
В своей профессиональной деятельности я использовала различные виды игр. Имитационные игры тесно связаны со всеми видами игр, представленных в классификациях педагогов. Моим воспитанникам больше всего нравятся имитационные игры, связанные с драматизацией. Именно в этих играх, на первых взгляд, совсем не похожих, есть общая черта: дети сами создают образ персонажа, путем подражательного воспроизведения.
Творческие игры, сами по себе, очень интересны. Здесь, фокусом собирающем все стороны личности ребенка, носит замысел и игровые переживания и чувства, связанные с ним. От богатства замысла зависят сила эмоций и волевых усилий. Чем больше замысла в игре, тем больше степень выражения чувств.
Несмотря на это, единого определения имитационной игры нет. Но можно попытаться дать определение, через разделение понятий «игра» и «имитация».
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. [3]
Имитация – это создание образа, модели некоторого объекта или процесса, его искусственное воспроизведение, в целях развития, обучения, исследования, прогнозирования. [3]
Таким образом, имитационная игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, создание подражательного объекта или явления.
Как видим, имитационные игры, это те игры, которые относятся к группе творческих игр: режиссерские, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные.
В основе имитационной игры лежит воображаемая, специально созданная ситуация, которая заключается в том, чтобы ребенок взял на себя роль и выполнил ее в организованной игровой обстановке.
Если рассмотреть имитационную игру подробнее, то можно сделать вывод о том, что именно имитация носит большое образовательное значение. В имитационной игре у ребенка происходит сложные процесс освоения новых знаний, правил, умений. Активно мобилизуются познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие, воображение). Разыгрывая роли, ребенок примиряет на себе те или иные события, устанавливает связи между различными явлениями. Дошкольник учится самостоятельно решать проблемные ситуации, находить наиболее эффективный способ решения задач, устанавливать взаимодействия между явлениями, используя свежие знаний и жизненный опыт.
Наиболее точную характеристику имитационной игре дали педагоги В. Я. Платов, Ю. Леманн, М. В. Кларин, К. Шильке и выделили следующие характерные черты:
Наличие специально организованной предметно-развивающей среды;
В игре может быть только одна тиражированная роль, все остальные ролевые компоненты;
Использование установленной формы;
Отображение реальности;
Все события должны быть приближены к реальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что имитационные игры обладают рядом ценных характеристик, которые развивают познавательную и эмоционально-волевую сферу дошкольников. Именно имитационные игры помогают детям раскрыть свой внутренний потенциал, переложить на предметы свой реальный жизненный опыт, использовать свои способности и возможности для достижения целей.
Список литературы
1. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании : Сборник статей и речей. — М., 1989.
2. Лесгафт П. Ф. Воспитание человека. М. ,2012.
3. Словарь педагогических терминов. М. ,2010.