Лучший педагог года

Народны игры — одно из средств нравственно патриотического воспитатели дошкольника

Людмила лялина
Народны игры — одно из средств нравственно патриотического воспитатели дошкольника

Народны игры - одно из средств нравственно патриотического воспитатели дошкольника.

Старший воспитатель ГБОУ Школа №904 Лялина Л. А.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к близким людям, своей семье. Интерес представляют вещи, окружающие близких его людей: предметы, которыми пользуются, одежда, дом, занятия.

Публикация «Народны игры — одно из средств нравственно патриотического воспитатели дошкольника» размещена в разделах

Все это и многое другое вобрали в себя традиционные, народные игры.

В самом названии игр — традиционные — заложен их основной смысл, а именно передача того самого ценного, что есть в культуре каждого народа, — культурных традиций.

Развивающий потенциал традиционны игр очень высок, они способствуют формированию функций, которые носят универсальный характер и составляют основу деятельности человека. Служат средством для передачи универсальных функций от одного поколения к другому, что указывает на сходство некоторых игр у разных народов. В этом отношении особенно характерны игры с камешками, костями, различными растениями, мячами, изготовленными из различных материалов.

Передача в традиционной народной игре универсальных качеств ребенку происходит, как правило, в самобытной форме, присущей конкретному этносу.

Для детей такие игры служили важным источником информации об окружающем мире, так приобретались знания, передавался родовой опыт деятельности, ценностей, приветствуемых в конкретной среде, и с этой точки зрения традиционные народные игры можно рассматривать как обширное информационное пространство.

Анализ игр некоторых народов показал, что их массив — своеобразная игровая биография конкретного этноса, отражающая отдельные стороны его жизни и быта: взаимоотношения полов и семейный быт («Коршун», «Утка», военный быт, праздничные традиции («Качели», «Катание яиц», особенности трудовой деятельности («Редька», взаимоотношения с природой.

Нужны ли современному ребенку такие игры? Со всей очевидностью можно ответить — нужны. Универсальные функции традиционных игр сохраняют свое значение и для современных детей. Они передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету своего народа. Именно поэтому так высок наш интерес и уважение к играм детей различных народов, потому что они способны обогатить общечеловеческую культуру воспитания, адресованную прежде всего каждому ребенку индивидуально.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения, образа. Очень часто они сопровождаются любимыми детьми считалками и зазывалками.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

Однако чтобы игры были не только интересны, но и понятны дошкольнику, необходима помощь педагогов, родителей. Для этого требуются соответствующая подготовка взрослых, знание ими традиционных игр, умение объяснить отличительные черты культуры того или иного народа. Следует привлекать к такой работе людей более старшего поколения, носителей культуры, профессионалов.

Создание условий для развития традиционных игр связано с содержательной работой по приобщению детей к народной культуре. При этом дети включаются в разные виды деятельности: организованные формы обучения и воспитания — занятия, наблюдения, чтение литературы, просмотр фильмов, театрализованные постановки, посещение различных музеев, досуги и праздники,а также в изобразительную, музыкальную, деятельность и др. Знакомство детей с наиболее яркими и доступными знаками, символами, элементами традиционной культуры (блюдами национальной кухни, одеждой, предметами быта, музыкальными инструментами, игрушками) помогает понять, как устроен образ жизни одного народа по сравнению с другим. Постепенно ребенку становится понятно, почему в играх, произведениях народного творчества разных народов присутствуют определенные предметы, животные, совершаются определенные действия. Такое знакомство помогает установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызывает интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию. Так, например, детям можно объяснить, как природные условия влияют на хозяйственную деятельность человека, а затем находят отражение в детских играх. Можно объяснить, что у народов, живущих в средней полосе России, на юге и занимающихся земледелием, соответственно были игры, связанные с этим видом хозяйственной деятельности — «Редька», «Лен» и др., в которых отражались этапы роста той или иной культуры. Соответственно в других странах, например в Японии и Китае, известны игры, сопровождавшие процессы сева риса, в которых участвуют и дети и взрослые; в Германии дети играют в игру «Armziehen», символизирующую процесс уборки урожая репы. На Крайнем Севере наиболее распространены игры, связанные с оленеводством, охотой и т. д. В Бурятии традиционные детские игры связаны с разведением коней («Табун» и др.).

Такой подход способствует тому, что дети с интересом изготавливают атрибуты для игр, элементы народных костюмов, обыгрывают костюмы и др.

Отдельно хочется сказать о народных праздниках, проведение которых в дошкольных образовательных учреждениях совместно с родителями помогает возрождению народных игр. Таким праздникам всегда сопутствовали игры. Такое своеобразное сообщество взрослых и детей разных возрастов позволяет активно включаться в игру старших и самым маленьким, и даже простое наблюдение за играми старших позволяет детям на практике усвоить игровые действия и приобрести необходимый игровой опыт.

Традиционные игры способствуют возникновению эмоционально-психологического эффекта соучастия, сопереживания детей тому, о чем они узнают. Знакомство ребенка с традиционными играми разных народов способствует воспитанию уважительного отношения к культуре других народов, помогает укрепить отношения между родителями и детьми (совместный поиск забытых традиционных игр, запись игр, в которые играли бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и др., между взрослыми разных поколений. В основе многих дошедших до нас народных игр лежат исторические события, объяснение этого момента ребенку также является важным элементом приобщения к традиционной культуре.

Следует помнить, что приобщение к национальной культуре должно обеспечивать личностно-значимое обогащение общей культуры и эмоциональной сферы ребенка. Только в таких условиях может быть сформирована полноценная личность, которая в полной мере станет носителем и гарантом сохранности и приумножения собственной культуры.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Не зная истоков игр, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русскими народными подвижными играми, они должны, прежде всего, знать историю их появления и воспитательное значение.

Применение русских народных игр в учебном процессе требует специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого разработана классификация игр по Кудрявцеву В, Покровскому Е. А, Панкееву И.

I. По видовому отражению национальной культуры:

1. Игры, отражающие отношение человека к природе.

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры : «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и их различные варианты.

2. Игры, отражающие быт русского народа.

Применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Такие игры как : «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Корзинки», «Каравай», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.

3. Игры русских детей.

Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры : «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Лапта», «Ляпка», «Платочек-летуночек», «Третий – лишний», «Чехарда», «Отгадай, чей голосок» и т. д.

II. По интенсивности используемых в игре движений.

1. Игры малой подвижности. Например: «Краски», «Море волнуется», «Солнце и месяц», «Соломинка», «Фигуры», «Не смеши» и т. д.

2. Игры средней интенсивности. Например: «Платок», «У медведя во бору», «Палочка-выручалочка» и т. д.

3. Игры высокой интенсивности. Например: «А на море шторм», «Сифа», «Салка», «Колдун», «Стадо» и т. д.

III. По типу двигательного действия.

Сюда относятся игры с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча. Например, «Волк и козлята», «Заяц и лиса», «Попади в меня», «Стрелки».

К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры : «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры : «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

Игры с ведущим (водящим)игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

Игры–забавы –это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры –это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)

Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:

- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)

- хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)

В работе воспитатель активно используются народные игры с пением. Ребенок интуитивно испытывает потребность в пении и движениях, поэтому очень важно развивать у него начальные формы подобных проявлений.

Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным, т. к. образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения, включающим несколько компонентов: эмоционально-коммуникативная направленность, двигательное выражение и пространственно-временные представления. А в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Музыка развивает двигательную, речевую и мимическую экспрессию человека, особенно, это касается народной музыки и песни. Положительные эмоции от общения с народным искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют и активизируют резервные силы организма.

Публикации по теме:

Драматизация как одно из средств театральной деятельности ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Драматизация как одно из средств театральной деятельности» СЛАЙДЫ: Слайд № 2 Драматизация – это производное от греч. «drama».

Лепбук как одно из эффективных средств образования детей в летний оздоровительный период «Я познаю мир сенсорики»Лепбук как одно из эффективных средств образования детей в летний оздоровительный период «Я познаю мир сенсорики» Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе.

Фотоотчет «Кофе — терапия, как одно из средств, лечения детской психики и души»Фотоотчет «Кофе — терапия, как одно из средств, лечения детской психики и души» офе - терапия, как одно из средств, лечения детской психики и души. В последнее время одним из любимых психологических занятий для ребят,.

Консультация для родителей «Игра — одно из самых важных и необходимых средств для общего развития ребёнка» Игра - одно из самых важных и необходимых средств для общего развития ребёнка. Игра - не просто времяпрепровождение, а умственная, созидательная.

Презентация «Логопедическая ритмика как одно из средств оздоровления речи» Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Опыт работы «Музыкально-ритмические движения как одно из средств воспитания и развития дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №2 комбинированного вида Обобщение опыта работы Тема:.

Организация прогулки — одно из средств физического развития детей и их оздоровления Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность.

Проект «Мульттерапия как одно из средств творческой социализации детей с ОВЗ» Видео Анализ социокультурной ситуации МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34 VII вида (со структурным подразделением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народны игры — одно из средств нравственно патриотического воспитатели дошкольника
Опубликовано: 22 октября 2018 в 00:32
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД