Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР

Татьяна Овчинникова
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР

Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

На логопедических занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками, динамическими паузами целесообразно применять оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки). Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике используется точечный самомассаж, помогающий воздействовать на активные точки кожи, являющиеся нервными проводниками и тесно связанные с внутренними органами. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; позволяет значительно сократить сроки коррекции нарушений речи.

Самомассаж биологически активных точек — отличное средство для поддержания и хорошей форме голосового аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат в оптимально короткие сроки. Главное – соблюдать последовательность и систематичность. Большое подспорье для логопеда – работа детей с песком, стабилизирующая их эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью они учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.

Самомассаж кистей и пальцев рук проводят в так называемом сухом бассейне, способствующем:

нормализации мышечного тонуса;

стимуляции тактильных ощущений;

увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12—15 см) нужно наполнить па 8 см промытым и просушенным песком (горохом, фасолью или бумажными фигурками). Детям предлагаются падания:

поскользить ладонями по поверхности наполняемого материала, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

пройтись ладонями по проложенным трассам; создать отпечаток своих ладоней;

пройтись отдельно каждым пальцем.

Самомассаж в сухом бассейне можно сопровождать стихотворным текстом, например:

Горох

В миску насыпали горох.

И пальцы запустили

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Тесто

(опустить кисти рук в сухой бассейн и изображать, как месят тесто)

Месим, месим тесто,

Есть в печи место,

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапии. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука [ж] :

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, их умелости и ловкости. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Пальчиковую гимнастику целесообразно связывать с лексической темой.

Например, по теме «Игрушки» :

Как игрушек в магазине

Видел много я, друзья!

Перечислю то, что видел,

То, что смог запомнить я:

Куклы, кубики, шары,

Пирамидки и мячи,

Мишки, роботы, ракеты,

Самолеты, корабли.

Развитию тонких движений пальцев рук способствуют: выкладывание букв из риса, гороха, фасоли, пшена; рисование на пескё, манке, ладошке или спине соседа; сопряженная гимнастика. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением они выполняют двигательные упражнения. Задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-путешественники». Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиком, косточкой, ракушкой, пуговицей. При изготовлении панно по лексическим темам появляется возможность связать работу по развитию лексики, грамматики и мелкой моторики.

Дыхательная гимнастики, используемая на логопедических занятиях — уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Для выработки хорошей дикции необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание. Приступал к развитию речевого дыхания, следует прежде всего отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох.

Этому способствуют игры:

«Сделай дорожку для Колобка» (на песке,

«Посмотри на спящего медведя» (раздувание ваты,

«Горка растаяла» (раздувание ватной горки,

«Секрет» (раздувание песка,

«Чья машинка быстрее доедет до гаража?» (игрушки из киндер- сюрприза).

Естественному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по биоэнергопластике — соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Если эти движения пластичны, свободны — происходит активизация. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; развитие способностей; улучшение внимания, памяти, мышления, речи; совершенствование и координация роли нервной системы. Рука подключается тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если педагогов возьмут себе и помощники двигательные упражнения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями д. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, КП. Павлова. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. На занятиях по обучению грамоте и запоминанию написания букв очень эффективна «Азбука телодвижения».

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие, речевые нарушения от несформированного произношения до невозможного составления грамматически оформленного высказывания. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволит:

выработать правильное речевое дыхание;

стабилизировать общий тонус организма;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

улучшить фонематический слух и ритмико-интонационную

сторону речи;

повысить речевую активность.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз. Так, при изучении темы «Осень» детям предлагается превратиться в листочки. От сильного ветра они один за другим «падают» на землю. Вот остался последний листочек, который должен описать свои чувства. Аналогично по теме «Насекомые» дети становятся муравьями и высказывают свои чувства, возникающие при встрече с человеком. Наряду с речевой нагрузкой развивается психическая сфера, ребенок учится сопереживать.

Данный материал можно найти в книге Е. А. Алябьевой «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» (2009). Игры, представленные в ней, дают прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, поскольку действие ребенка педагог сопровождает описанием предметов, явлений, подбирая образные выражения. Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащает собственный интонационный репертуар. Активизируясь, воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Многократно используемый материал данного пособия вызывает у детей желание фантазировать, переживать воображаемые ситуации и значительно расширять словарный запас.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолении речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4—7 л. М., 2005.

2. Аммосова П. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе II Логопед. 2004. 3Ч2 б. С. 78—8 1

3. Базарный В. Ф. Здоровье; и развитие ребенка. М., 2005.

4. Быкова И. М. Игры и упра нения для развития речи. СП6, 2010.

5. Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг // Логопед. 2007 № 4. С. 37—41.

6. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. 2010. № 1. С. 36—38.

7. Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.

8. Чистякова МА. Психогимнастика. М., 1995.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровье – самая великая ценность человека. Крепкое здоровье – главное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Мастер-класс с детьми для родителей «Здоровьесберегающие технологии в группе с заиканием»Мастер-класс с детьми для родителей «Здоровьесберегающие технологии в группе с заиканием» Цель занятия: «Повышение педагогической грамотности родителей по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста». Задачи:.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 22:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Овчинникова (УИ 2826913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД