Татьяна Овчинникова
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
На логопедических занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками, динамическими паузами целесообразно применять оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки). Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике используется точечный самомассаж, помогающий воздействовать на активные точки кожи, являющиеся нервными проводниками и тесно связанные с внутренними органами. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; позволяет значительно сократить сроки коррекции нарушений речи.
Самомассаж биологически активных точек — отличное средство для поддержания и хорошей форме голосового аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат в оптимально короткие сроки. Главное – соблюдать последовательность и систематичность. Большое подспорье для логопеда – работа детей с песком, стабилизирующая их эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью они учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.
Самомассаж кистей и пальцев рук проводят в так называемом сухом бассейне, способствующем:
нормализации мышечного тонуса;
стимуляции тактильных ощущений;
увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12—15 см) нужно наполнить па 8 см промытым и просушенным песком (горохом, фасолью или бумажными фигурками). Детям предлагаются падания:
поскользить ладонями по поверхности наполняемого материала, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
пройтись ладонями по проложенным трассам; создать отпечаток своих ладоней;
пройтись отдельно каждым пальцем.
Самомассаж в сухом бассейне можно сопровождать стихотворным текстом, например:
Горох
В миску насыпали горох.
И пальцы запустили
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Тесто
(опустить кисти рук в сухой бассейн и изображать, как месят тесто)
Месим, месим тесто,
Есть в печи место,
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапии. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука [ж] :
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, их умелости и ловкости. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.
Пальчиковую гимнастику целесообразно связывать с лексической темой.
Например, по теме «Игрушки» :
Как игрушек в магазине
Видел много я, друзья!
Перечислю то, что видел,
То, что смог запомнить я:
Куклы, кубики, шары,
Пирамидки и мячи,
Мишки, роботы, ракеты,
Самолеты, корабли.
Развитию тонких движений пальцев рук способствуют: выкладывание букв из риса, гороха, фасоли, пшена; рисование на пескё, манке, ладошке или спине соседа; сопряженная гимнастика. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением они выполняют двигательные упражнения. Задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-путешественники». Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиком, косточкой, ракушкой, пуговицей. При изготовлении панно по лексическим темам появляется возможность связать работу по развитию лексики, грамматики и мелкой моторики.
Дыхательная гимнастики, используемая на логопедических занятиях — уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Для выработки хорошей дикции необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание. Приступал к развитию речевого дыхания, следует прежде всего отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох.
Этому способствуют игры:
«Сделай дорожку для Колобка» (на песке,
«Посмотри на спящего медведя» (раздувание ваты,
«Горка растаяла» (раздувание ватной горки,
«Секрет» (раздувание песка,
«Чья машинка быстрее доедет до гаража?» (игрушки из киндер- сюрприза).
Естественному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по биоэнергопластике — соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Если эти движения пластичны, свободны — происходит активизация. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; развитие способностей; улучшение внимания, памяти, мышления, речи; совершенствование и координация роли нервной системы. Рука подключается тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если педагогов возьмут себе и помощники двигательные упражнения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями д. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, КП. Павлова. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. На занятиях по обучению грамоте и запоминанию написания букв очень эффективна «Азбука телодвижения».
Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие, речевые нарушения от несформированного произношения до невозможного составления грамматически оформленного высказывания. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволит:
выработать правильное речевое дыхание;
стабилизировать общий тонус организма;
развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
улучшить фонематический слух и ритмико-интонационную
сторону речи;
повысить речевую активность.
Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз. Так, при изучении темы «Осень» детям предлагается превратиться в листочки. От сильного ветра они один за другим «падают» на землю. Вот остался последний листочек, который должен описать свои чувства. Аналогично по теме «Насекомые» дети становятся муравьями и высказывают свои чувства, возникающие при встрече с человеком. Наряду с речевой нагрузкой развивается психическая сфера, ребенок учится сопереживать.
Данный материал можно найти в книге Е. А. Алябьевой «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» (2009). Игры, представленные в ней, дают прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, поскольку действие ребенка педагог сопровождает описанием предметов, явлений, подбирая образные выражения. Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащает собственный интонационный репертуар. Активизируясь, воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Многократно используемый материал данного пособия вызывает у детей желание фантазировать, переживать воображаемые ситуации и значительно расширять словарный запас.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолении речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4—7 л. М., 2005.
2. Аммосова П. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе II Логопед. 2004. 3Ч2 б. С. 78—8 1
3. Базарный В. Ф. Здоровье; и развитие ребенка. М., 2005.
4. Быкова И. М. Игры и упра нения для развития речи. СП6, 2010.
5. Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг // Логопед. 2007 № 4. С. 37—41.
6. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. 2010. № 1. С. 36—38.
7. Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.
8. Чистякова МА. Психогимнастика. М., 1995.