Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Маркова Ольга Анатольевна
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с тяжелыми речевыми патологиями, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно - психического развития. Это выражается в следующихпсихолого-педагогических особенностях:

- недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление)

- недоразвитие мыслительных операций, сниженная наблюдательность, снижение способности к абстрагированию, обобщению

- внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

- быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста

- нарушения эмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками

- двигательные расстройства. Дети с ТНРмоторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений

В речи детей с ТНР наблюдаются следующие особенности:

- тяжелые нарушения общей разборчивости речи

- медленный темп оречевления

- ограниченный лексический запас

- несформированность процессов словообразования и словоизменения

- стойкие аграмматизмы

- несформированность навыков связного высказывания

- стойкие расстройства письменной речи (и их предпосылок)

С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием, увеличивается степень сложности речевых патологий у детей. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, как традиционные, так и не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работуучителя-логопеда. Чем тяжелее речевая патология, тем более широким должен быть спектр этих методов и приемов.

В условиях общеобразовательнойшколы у нас на сегодня есть возможность использовать на логопедических занятиях следующие здоровьесберегающие технологии:

1) Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

2) Тонирование представляет собой произнесение или пропевание гласных и некоторых согласных звуков. Необходимо в первую очередь детям с такой тяжелой речевой патологией, как заикание. Пропевание звука «ААА» расслабляет челюстные мышцы. «И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг. «Мычание» – расслабляет мышцы челюсти. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.

3) Дыхательная гимнастика- способствует развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.

4) Логоритимика или фонетическая ритмика - система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.

5) Физкультминутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

6) Совершенствование мелкой моторики–различные игры, упражнения с мелкими предметами. К этому же разделу отнесем пальчиковую гимнастику - мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга. Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, формированию графических навыков.

7) Релаксационная гимнастиканаправлена на охрану нервной системыребенка, снятие его психического и нервного напряжения. На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют решению задач гармоничного развития школьника, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают его к здоровому образу жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 20 марта 2020 в 20:30
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Маркова Ольга Анатольевна (УИ 980148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД