Маркова Ольга Анатольевна
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с тяжелыми речевыми патологиями, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно - психического развития. Это выражается в следующихпсихолого-педагогических особенностях:
- недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление)
- недоразвитие мыслительных операций, сниженная наблюдательность, снижение способности к абстрагированию, обобщению
- внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
- быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста
- нарушения эмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками
- двигательные расстройства. Дети с ТНРмоторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений
В речи детей с ТНР наблюдаются следующие особенности:
- тяжелые нарушения общей разборчивости речи
- медленный темп оречевления
- ограниченный лексический запас
- несформированность процессов словообразования и словоизменения
- стойкие аграмматизмы
- несформированность навыков связного высказывания
- стойкие расстройства письменной речи (и их предпосылок)
С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием, увеличивается степень сложности речевых патологий у детей. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, как традиционные, так и не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работуучителя-логопеда. Чем тяжелее речевая патология, тем более широким должен быть спектр этих методов и приемов.
В условиях общеобразовательнойшколы у нас на сегодня есть возможность использовать на логопедических занятиях следующие здоровьесберегающие технологии:
1) Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
2) Тонирование представляет собой произнесение или пропевание гласных и некоторых согласных звуков. Необходимо в первую очередь детям с такой тяжелой речевой патологией, как заикание. Пропевание звука «ААА» расслабляет челюстные мышцы. «И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг. «Мычание» – расслабляет мышцы челюсти. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
3) Дыхательная гимнастика- способствует развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
4) Логоритимика или фонетическая ритмика - система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
5) Физкультминутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
6) Совершенствование мелкой моторики–различные игры, упражнения с мелкими предметами. К этому же разделу отнесем пальчиковую гимнастику - мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга. Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, формированию графических навыков.
7) Релаксационная гимнастиканаправлена на охрану нервной системыребенка, снятие его психического и нервного напряжения. На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют решению задач гармоничного развития школьника, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают его к здоровому образу жизни.