Елена Тарасова
Здоровьесберегающий проект «Ступени здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности
Современные реалии привели к резкому сокращению активности у среднестатистического человека. Люди практически не передвигаются пешком, не гуляют после работы, используют личный и общественный автотранспорт, лифты. Это приводит к гиподинамии – пониженной активности, которая запускает негативные изменения в работе внутренних органов и систем.
По статистическим исследованиям: двигательная активность педагога дошкольной организации составляет примерно 30% от времени бодрствования (норма 50-60% или 10 тысяч шагов в сутки). Именно поэтому в своём проекте мы используем лестницу как доступный тренажёр для повышения активности различных групп мышц. Разработанный комплекс упражнений на лестнице проводится под музыку, в умеренном темпе, с постепенным увеличением нагрузки (темпа, амплитуды движений, интенсивности).
Публикация «Здоровьесберегающий проект „Ступени здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
При подъеме по лестнице задействованы квадрицепс, бицепс бедра, ягодичные, икроножные, камбаловидные мышцы. При спуске нагрузка на мышцы бедер меньше, преимущественно работают мышцы голени. Раскачать перечисленные части тела одной лишь ходьбой по лестнице получится вряд ли, а вот привести в тонус — вполне реально. Причем результат можно будет ощутить уже через три-четыре недели.
Кому долгая ходьба по лестнице противопоказана
Этого вида нагрузки стоит избегать тем, у кого диагностированы:
- травмы в области голеностопа, колена, тазобедренного сустава или спины;
- варикозное расширение вен;
- лишний вес и повышенное давление.
Цели и задачи
Ходьба по лестнице - это вариант эффективной кардио и мышечной тренировки, которая укрепляет сосуды и сердце, суставы, повышает мышечный тонус корпуса человека. Наши регулярные нагрузки по программе «Ступени здоровья» (2-3 раза в неделю) умеренной интенсивности помогут:
-повысить мышечный тонус
-укрепить мышцы ног и живота
-улучшить осанку
-снизить массу тела
-улучшить метаболизм
-нормализовать давление
-снизить уровень холестерина
-улучшить работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Основные задачи:
1. Укрепление здоровья:
- способствовать оптимизации состояния опорно-двигательного аппарата;
- формировать правильную осанку;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
- развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
Сроки реализации
1 год
Содержание проекта:
Программа «Ступени здоровья» предусматривает овладение материалом по степени координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела.
На первом занятии сотрудникам предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики на лестнице, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые ими. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его.
Сентябрь:
Мониторинг состояния здоровья участников проекта «Ступени здоровья»
Октябрь
1. Развивать умение слышать музыку и двигаться в такт музыки;
2. Разучивание аэробных шагов; (ви-степ, открытый шаг, страддел, шаг с хлопком);
3. Развивать равновесие, выносливость;
4. Развивать ориентировку в пространстве;
5. Разучить комплекс №1 на лестнице.
Ноябрь
1. Совершенствовать комплекс №1;
2. Учить правильному выполнению степ шагов на лестнице;
(подъем, спуск; подъем с оттягиванием носка, шаг с хлопком, перекрёстный шаг);
3. Научить начинать упражнения с различным подходом к ступени (прямой, боковой);
4. Развивать мышечную силу ног;
5. Развивать умение работать в общем темпе;
6. Выполнение комплекса №1 с предметами - мелкими мячами.
Декабрь
1. Разучить комплекс №2;
2. Закреплять разученные упражнения с добавлением рук;
4. Разучивание новых шагов;
5. Развивать выносливость, равновесие, гибкость;
6. Укреплять дыхательную систему;
Январь
1. Совершенствовать комплекс №2;
2. Закреплять разученные упражнения с различной вариацией рук;
3. Разучивание шага с подъемом на лестницу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону;
4. Продолжать учить выполнять упражнения в такт музыке;
5. Развивать умения твердо стоять на ступенях.
Февраль
1. Разучить комплекс №3;
2. Закреплять ранее изученные шаги;
3. Разучить новый шаг;
4. Развивать выносливость, гибкость;
5. Развитие правильной осанки.
Март
1. Совершенствовать комплекс №3;
2. Продолжать закреплять степ шаги;
3. Учить реагировать на визуальные контакты;
4. Совершенствовать точность движений;
5. Развивать быстроту;
6. Комплекс №3 с гимнастической палкой.
Апрель
1. Разучить комплекс №4;
2. Поддерживать интерес заниматься аэробикой;
3. Совершенствовать разученные шаги;
4. Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу ног;
5. Воспитывать любовь к физкультуре;
6. Развивать ориентировку в пространстве;
Май
1. Совершенствовать комплекс №4;
2. Разучивание прыжков на ступени;
3. Упражнять в сочетании элементов;
4. Закрепление и разучивание связок из 3-4 шагов;
5. Продолжать развивать мышечную силу ног.
География, категории и количество участников
Проект разработан и апробирован в детском саду города Барыш Ульяновской области (Средняя полоса России).
Категория участников: педагоги и технический персонал детского сада, 28 человек.
Организационное и ресурсное обеспечение проекта
Для реализации проекта не требуется особых затрат: лёгкая спортивная обувь и тренировочный костюм.
План реализации проекта
Аналитический этап:
Проведение комплексного мониторинга состояния здоровья сотрудников детского сада. Мониторинг имеющегося оборудования по физическому развитию администрацией ОО. Тестирование сотрудников для выявления уровня владения современными технологиями ЗОЖ. Оценка организационных условий и ресурсного обеспечения ДОО.
Подготовительный этап:
Разработка проекта по здоровьесбережению;
Разработка методических рекомендаций и консультаций для педагогов;
Разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
Составление картотеки комплексов упражнений для разных групп сотрудников.
Практический этап:
Создание условий для поддержания творческой работы педагогов детского сада. Проведение консультаций медицинской сестры, инструктора по физкультуры, музыкального руководителя по вопросам выполнения динамических упражнений на лестнице. Проведение тренировочных мастер-классов по овладению основами координационных упражнений, ритмики, аэробики и дыхательной гимнастики при занятиях на лестнице. Постоянный мониторинг состояния психофизического здоровья сотрудников.
Заключительный этап:
Анализ эффективности использования проекта «Ступени здоровья» среди сотрудников детского сада. Выявление трудностей, возникших при его реализации. Корректировка содержания проекта, разработка алгоритма действий на следующий период.
Основные результаты:
- создание алгоритма работы по здоровьесбережению коллектива детского сада;
- разработка методических рекомендаций по использованию проекта «Ступени здоровья» с учётом особенностей здоровья членов коллектива;
- снижение рисков профессиональных заболеваний;
- формирование у сотрудников навыков самооздоровления, потребности в физических упражнениях.