Татаринова Любовь Анатольевна
Проект «Азбука здоровья» для средней разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: практико - ориентированный, интегрированный.
Сроки реализации: краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники средней разновозрастной группы,
воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность проекта.
В наш стремительный динамичный век родители мало уделяют внимания, как своему здоровью, так и здоровью своих детей. На сегодняшний день большой процент детей, которые приходят в детский сад имеют слабое здоровья, ряд хронических заболеваний, ослабленный иммунитет, участились случаи прихода детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Все это, несомненно, говорит о необходимости создания условий в ДОУ, и оказании помощи семье в формировании здорового образа жизни воспитанников, развитие их физических качеств и двигательной активности. Поэтому, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, своевременной и достаточно сложной.
Публикация «Проект „Азбука здоровья“ для средней разновозрастной группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
На начальном этапе работы над проектом «Азбука здоровья» я провела беседы с детьми и родителями, анкетирование родителей, сделала следующие выводы, что у детей недостаточно сформированы представления о здоровом образе жизни. Причиной недостаточной сформированности представлений детей о ЗОЖ, культуры здоровья человека, является родительская неосведомленность в этом вопросе, родители слабо владеют информацией о том, какими формами и способами можно сохранить и укрепить здоровье ребёнка, к тому же, чаще всего создают детям «тепличные условия», тем самым, причиняя вред их здоровью. Поэтому, я решила использовать в своей работе проективный метод, так как, на мой взгляд, он является эффективным средством активизации познавательного и творческого интереса не только детей, но, как показывает практика, и родителей. В связи с этим возникла идея разработать и реализовать проект «Азбука здоровья».
Мною были определены цели и задачи проекта.
Цели проекта:
• формирование у детей представления о здоровье человека, основах здорового образа жизни, стремления к осознанному выполнению правил здоровьесбережения и ответственного отношения к своему здоровью;
• активизировать работу с семьёй по проблеме формирования
привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта
для детей:
формирование представления о своем теле, о здоровье человека, о здоровом образе жизни;
обогащать и закреплять ранее полученные знания о правильном питании, культурно-гигиенических навыках;
формирование знаний о видах спорта, о пользе занятий физкультурой и спортом;
расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека;
формирование положительное отношение к здоровому образу жизни, воспитание желания заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, наносящих вред здоровью;
развивать интерес к различным видам двигательной активности;
развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков.
для родителей:
повышение уровня компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
для педагога:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
повышение качества образовательного процесса;
повышение профессионального уровня педагога.
Подготовительный этап
Имея первоначальное представление о знаниях детей и родителей о здоровом образе жизни, о том как сохранить и укрепить здоровье детей, составила перспективный план работы, на основе подбора методической и художественной литературы, разработала цикл бесед, конспекты НОД по ознакомлению детей со строением тела человека, о вредных и полезных факторах влияющих на здоровье, о видах спорта и т. д., подобрала загадки, стихи, пословицы, песни, подвижные и дидактические игры, приобрела наглядный материал, составила картотеки подвижных и пальчиковых игр, подготовила консультации для родителей.
В нашей группе создан спортивный уголок, который оснащён необходимым оборудованием, на участке оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развивать двигательные навыки в любое время года.
Практический этап
На основном практическом этапе реализации проекта образовательная деятельность осуществлялась по тематическим блокам: «Я в мире человек», «Здоровое питание. Витамины», «Режим дня», «Гигиена», «Закаливание», «Виды спорта», «Если хочешь быть здоров», «ЗОЖ».
Содержание блоков отражало вопросы ознакомления детей со строением организма, правилами личной гигиены, правилами поведения в различных ситуациях, со способами сохранения и укрепления здоровья. Каждый блок осваивался детьми через разнообразные виды деятельности, материал на эти темы предоставлялся детям в доступной форме и строился на раскрытии причинно-следственных связей.
Тематический блок «Я в мире человек»
Одной из важных задач в формировании представлений о ЗОЖ является развитие у детей представления о себе как о человеке, о его особенностях как живого организма, значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности. В рамках реализации данного блока были проведены такие виды деятельности: ООД «Я в мире человек», беседы «Я и мое тело», «Кто я?», рассматривание картинок и плакатов, дидактические игры, чтение художественной литературы, совместная игровая деятельность.
Разные виды деятельности использовались при реализации тематического блока «Здоровое питание. Витамины». Проводились беседы «Быть здоровым я хочу, витамины я люблю!», «Полезная и вредная еда», чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика, просмотр презентаций, сюжетно – ролевая игра «Магазин продуктов», дидактические игры.
Для закрепления знаний детей о правильном питании для человеческого организма была проведена ООД «Полезные и вредные продукты».
Тематический блок «Режим дня»
Проведение бесед «Режим дня», «Мой день», дидактических игр, рассматривание дидактических картинок, чтение художественной литературы способствовало формированию у детей представлений о режиме дня и его значении для здоровья человека.
При реализации тематического блока «Гигиена», использовались игры-экспериментирования, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и презентаций, чтение художественной литературы, дидактические и сюжетно – ролевые игры, они были направлены на понимание важности гигиенических процедур.
Для закрепления представлений детей о значении культурно – гигиенических навыков было проведено практическое упражнение «Нет микробам!».
Важным тематическим блоком стал блок «Закаливание», включающий в себя закаливающие процедуры: воздушные ванны, ополаскивание рук прохладной водой, ежедневные прогулки на свежем воздухе, самомассаж, ходьба босиком до и после сна по массажным коврикам, облегченная форма одежды, физкультурные занятия в зале и на прогулке, что позволило поддержать интерес и эмоционально-положительное отношение к физическим упражнениям и движениям.
При реализации тематического блока «Виды спорта» у детей сформировалось представление о видах спорта, ребята с интересом рассказывали о занятиях спортом в детском саду и дома, отгадывали загадки. С целью закрепления знаний о летних и зимних видах спорта с детьми проведена ООД «Мы любим спорт».
Блоки «Если хочешь быть здоров!» и «ЗОЖ»
Считается важным сформировать представления детей об опасностях в ближайшем окружении, с этой целью были организованы беседы «Здоровье надо беречь!», «Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?», «Здоровье и болезнь», дидактические игры «Опасно – не опасно», «Найди опасные предметы», экскурсии в медицинский кабинет, художественно-продуктивная деятельность.
Заключительный этап
Заключительным этапом реализации проекта в работе с детьми стало проведение спортивного развлечения «Веселые старты», целью которого стало: приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом через игровые и соревновательные сюжеты, развитие физических качеств: ловкости, меткости, координации движений, развитие умения согласованно действовать в коллективе, достижения положительного эмоционального настроя.
Эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Были организованы различные формы работы: индивидуальные беседы, анкетирование, консультирование.
Родители предоставили фото детей из личного архива, тем самым помогли создавать видеофильм «Я люблю спорт».
Таким образом, задачи и цели проекта были выполнены: дети получили элементарные представления о своем теле, здоровье человека, закаливании, режиме дня, гигиене, видах спорта, во время проведения бесед, занятий, игр у детей начали формироваться представления о ЗОЖ, познавательная и речевая активность.
Работу с детьми по теме проекта в различных видах деятельности планирую продолжать и дальше.