Мария Бодягина
Здоровый образ жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Публикация «Здоровый образ жизни» размещена в разделах
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Педагогический совет – это прекрасная форма управления педагогическим процессом, в котором мы смогли рассмотреть все аспекты здорового образа жизни, прививаемого ребятам.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень - его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается. Поэтому мы провели педагогический совет на тему ЗОЖ.
Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон.
На педагогическом совете мы проводили деловые игры и сейчас я хочу предложить Вам продолжить пословицы о здоровье.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Но как мы можем привить основы ЗОЖ, если сами не придерживаемся этих канонов?
Поэтому в ходе педагогического совета, было принято решение проводить производственную гимнастику. И это пробный заход!
Так же педагоги разгадывали кроссворд, ведь без теоретических знаний не возможна практика.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Для этого в нашем детском саду проводятся различные мероприятия.
Например в ходе физкультурных развлечений – игры-драматизации
Реализация кружка «Будь здоров!» Целью которого, является коррекция и профилактика плоскостопия у детей.
Оздоровительные задачи :
коррекция плоскостопия;
выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;
использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;
формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Образовательные задачи :
формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
воспитание физических качеств;
приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат:
укрепление мышц стопы и голени ног.
повышение уровня физической подготовленности.
сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.
сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья
Для всестороннего развития дошкольника очень важны режимные моменты:
• Прием детей на улице в теплое время года
• Утренняя гимнастика на улице или спортивном зале
• Гимнастика после сна
• Динамические паузы в группах и физкультминутки в ходе ННОД
Так же специально организованная физическая деятельность в спортивном зале в традиционной форме, в форме сюжетных занятий, физкультурных досугов, физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе, эстафет, дорожек препятствий, подвижных игр на улице и в помещении.
«Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» (Мишель Монтенью) .
Будьте здоровы, берегите себя, своих близких и никогда не унывайте!
Спасибо за внимание!