Айдарова Татьяна Юрьевна
Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми «Земля-наш дом во Вселенной»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной образовательной деятельности с детьми
«Земля — наш дом во Вселенной».
Айдарова Татьяна Юрьевна – воспитатель старшей группы
Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 55
Описание: мероприятие ОД ориентировано для детей старшей группы, по познавательному развитию (деятельность ознакомление с окружающим). ОД соответствует ФГОС.
Тема: «Земля — наш дом во Вселенной»
Публикация «Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми „Земля-наш дом во Вселенной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Проблемная задача:«Земля – часть Вселенной».
Продукт деятельности : рисование-граттаж, аппликация, лепка, моделирование, составление 3D-пазла, сборка макета.
Цель: формировать представление детей о космосе.
Возрастная группа: старшая, дети 5 – 6 лет.
Форма ОД: совместная деятельность педагога с детьми.
Вид детской деятельности : познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира).
Рабочее пространство при разной форме организации ОД : групповая комната.
Форма организации : групповая, подгрупповая.
Учебно-методический комплект:
Серия «Мир в твоих руках». Космос. – Judi Nayer. 1993.
Докучаев Ю. А. Юрий Гагарин. – М. : Дет. лит. ,1981.
Мир знаний. Космос/ Сост. Г. И. Белов. – Науч. -поп. издание для детей. – М. : ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2010.
www.ped-kopilka.ru Учебно-методический кабинет.
www.planetadetstva.net
www.nsportal.ru
Средства:
Наглядные: глобус, карта солнечной системы, шапочки с изображением планет солнечной системы, плащи для игры-моделирования «Планеты вращаются вокруг Солнца», обруч с лентами, компьютерная презентация.
Словесные: аудиозапись для релаксационного упражнения «Парим в невесомости», конверт с загадками.
Т. д. : ноутбук, экран, проектор, ватман, готовые формы для аппликации, пластилин, готовые формы для макета, 3D-пазл, заготовки для рисования-граттаж.
Задачи:
• систематизировать представления детей о космосе;
• знать некоторые сведения из истории развития космонавтики: кто был первым космонавтом, кто был первым космонавтом, кто первым вышел в открытый космос.
• оперировать сведениями о солнечной системе: сколько планет, у каких есть кольца, какая планета является спутником Земли, уточнить представления о модели солнечной системы.
• формировать речевые умения (обогащение словаря за счет активизации в речи знакомых слов и эпитетов, формирование связной монологической описательной речи.
• воспитывать эстетическое чувство, умение ценить красоту звездного неба, желание отразить свои впечатления в рисунке, аппликации, игре.
• формировать навыки включения в игру – моделирования, умение входить в предложенную или выбранную роль. Стимулировать познавательный интерес.
Ход ООД:
I. Этап организационно –мотивационный.
Скажите, пожалуйста, какой праздник скоро приближается (Ответы детей). Правильно, ребята, День Космонавтики. Он отмечается 12 апреля. И я предлагаю отправиться в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.
А вы знаете, какая она, наша планета? (Ответы детей).
В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.
Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды - моря или океана - и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?»- задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
Демонстрируется модель Земли – глобус.
Земля — это шар. Что же тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом.
Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами - звездами, планетами, кометами и метеоритами.
Люди всегда мечтали полететь в космос. Кто же первым осуществил мечту людей о далеком космосе? (Гагарин Юрий Алексеевич).
В космос летали и женщины. Как зовут первую женщину-космонавта? (Терешкова Валентина Владимировна).
Прежде чем люди полетели в космос, они научились запускать искусственные спутники, а потом в космос полетели животные. Это были собаки.
А как называется то место, откуда ракеты отправляются в космос? (Космодром Байконур).
Физминутка - Полет в космос
Все на старт! Готовы, дети?
Полетим мы на ракете.
Улыбнёмся мы друг другу
И быстрей прогоним скуку.
Руки вверх, потянуться,
ладони соединить – над головой,
поворачиваемся друг к другу и улыбаемся,
руки в стороны, выполняем круговые движения.
Тайны космоса узнаем,
Все загадки разгадаем.
Мы летим быстрее света.
На космической ракете.
Ноги на ширине плеч,
покачиваем руками вправо - влево,
руки поднимаем вверх и,
выполняя круговые движения опускаем вниз.
Ярко звёздочки сверкают,
В гости всех нас зазывают.
Все им дружно подмигнём,
Точно курс мы свой возьмём.
Гимнастика для глаз:
закрыть глаза и открыть,
а потом по очереди,
один глаз закрыть и открыть, а потом другой.
Пальцы надо нам размять,
Чтоб ракетой управлять.
Каждый пальчик свой потрём,
Их сожмём и разожмём.
Пальчиковая гимнастика:
самомассаж пальцев–потирающие движения
от кончика к основанию пальца,
сжать пальцы в кулачки и разжать.
Мы на Землю поглядим,
Ей привет передадим.
Глубоко мы все подышим,
Звуки космоса услышим.
Помахать руками над головой – передать привет
глубокие вдохи и выдохи.
покачивания, повороты, наклоны головой.
II. Этап целеполагания.
Мы прилетели с вами на нашей ракете к звездам. Звезды — это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими (Потому что они находятся очень далеко от нас).
А как вы думаете, какие они, звезды? (Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре. Они все - огненные шары, одни более горячие, другие — менее.). Правильно, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие - белые, чуть менее горячие - голубые, потом желтые и красные. То есть самые яркие звезды на нашем небе - голубые и белые.
А как вы думаете, какая звезда к нам ближе всего? (Это наша звезда — Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле.).
Загадки о космосе
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звёзды) Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
(Луна)
Он вокруг Земли плывет
И сигналы подаёт.
Этот вечный путник
Под названьем…
(Спутник) Что за чудная машина
Смело по луне идёт?
Вы её узнали, дети?
Ну, конечно… (Луноход)
Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
( Созвездия: Большая Медведица или Малая Медведица) Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля)
С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно… (Ракета) Все его любят, а посмотрят на него, так морщатся.
(Солнце)
III. Этап обсуждения общего плана действий.
Ребята, мы долетели с вами до Солнца. Давайте вспомним, какое наше Солнце? (Солнце – это звезда. Солнце излучает тепло и свет. На солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным. Вокруг Солнца вращается Земля).
А есть ли ещё планеты, которые вращаются вокруг Солнца? (Ответы детей).
У самой большой звезды – Солнца – есть своя семья. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца.
Какие вы знаете планеты Солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун).
Мы продолжим наше путешествие по планетам Солнечной системы. Звезда солнце не одинока, у нее есть планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу. Можно сказать, что между ними существуют теплые отношения. Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце. В семье девять планет. Планеты значительно меньше по размерам (в сравнении со звездами). Планеты не излучают свет, а пользуются, согреваются теплом и светом своей звезды Солнце. В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкают. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца. Мы познакомимся с планетами по порядку, начиная с той, которая ближе находится к Солнцу (работа по схеме Солнечной системы). Самая близкая к Солнцу планета – небольшая планета Меркурий. Следующая планета – Венера. За Венерой расположена планета Земля, еще дальше – красная планета Марс. За Марсом расположена гигантская планета Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, затем Сатурн, Уран, самая маленькая из планет гигантов – Нептун. И самая удаленная от Солнца планета – холодный Плутон (находящийся далеко от Солнца, потому что на Плутоне очень холодно, и он покрыт льдом).
Давайте, ребята, повторим названия и количество планет в Солнечной системе.
А на какой планете живем мы, люди? (Планета Земля).
IV. Этап осуществления деятельности.
Игра – моделирование «Планеты вращаются вокруг Солнца»
Цель: Развивать воображение, память, координацию движений, образное мышление, способность языком символов передать свое представление об объектах природы. В игровой форме моделировать процессы, происходящие в природе.
Игровое задание. Смоделировать движение планет вокруг Солнца.
Атрибуты: Шапочки – символы планет и Солнца, цветные ленты – символы орбит.
Живет во Вселенной дружная семейка – Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей – планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую доченьку – Венерой, а самую добрую – Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер, Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья – спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в космосе без дружбы!
V. Рефлексивно-результативный этап.
Внимание невесомость! Релаксационные упражнения «Парим в невесомости» под спокойную музыку.
Мы летели над Землей, Руки в стороны, изобразить полет.
Брали всех друзей с собой, Взяться за руки.
Мы кометы рассмотрели, Изобразить бинокль руками.
На луне мы посидели. Присесть на корточки.
А теперь пойдем к ракете, Шагать медленно, высоко поднимать коленки.
Заходите-ка все, дети. Зайти в ракету.
Мы моторы заведем Имитировать движение руками.
И на Землю попадем! Развести руки в стороны.
Вот мы и дома. Во время путешествия мы увидели много интересного. А сейчас закройте глазки и представьте, что вы оказались в далеком и таинственном космосе. Представьте, что вокруг вас яркие звезды, пролетает мимо ракета или спутник, кружатся в плавном танце планеты вокруг солнышка, всю необъятную вселенную или небольшие, но прекрасные уголки этой вселенной. У всех получается? Молодцы! А теперь откройте глаза. Давайте выразим свои впечатления и эмоции в творческих работах, которые вы сделаете своими руками. (Самостоятельная деятельность по подгруппам по желанию детей: рисование-граттаж «Бескрайний космос», аппликация из готовых форм «Строение солнечной системы», 3D-пазл «Космодром», макет «Планеты солнечной системы»).