Папки-передвижки

Зимние игры для развития фонематического восприятия (20 фото)

Ирина Гурова
Зимние игры для развития фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия является одним из важных направлений работы в процессе формирования правильного произношения как на подготовительном этапе, так и в ходе автоматизации и дифференциации звуков.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр и игровых упражнений, которые можно использовать в работе по развитию фонематического восприятия с учётом текущего сезона. Для организации некоторых из них используется нестандартный материал, например, пластиковые салфетки для сервировки с рисунками, имеющими зимнюю тематику.

Публикация «Зимние игры для развития фонематического восприятия» размещена в разделах

«Снежинки для снеговика»

Для организации игры пригодится салфетка с изображением снеговика и маленькие снежинки, вырезанные из гирлянды.

Зимние игры для развития фонематического восприятия

Логопед создаёт игровую ситуацию, например, объясняет ребёнку, что снеговик из сказочной страны звуков очень любит снежную погоду, снегопад и предлагает украсить картину снежинками. Для этого нужно внимательно слушать звуки (или слова). Их может произносить логопед от имени какого-нибудь сказочного героя. Вот несколько вариантов разнообразных заданий.

1). «Если услышишь звук «С» (или любой другой звук, надо которым вы работаете, то положи на картину снежинку». В данном случае целью игры является умение выделять звук из ряда других звуков. Логопед произносит ряд звуков, а ребёнок выкладывает на картину снежинки в соответствии с тем, что слышит.

2). Для развития умения выделять звук на фоне слова даётся следующее игровое задание: «Если услышишь слово со звуком «С», то укрась снежинкой картину. Далее логопед произносит ряд слов: «лес, дерево, сани, коньки, маска…и т. п.»

3). Материал можно использовать и с целью дифференциации звуков на слух, например «С»-«З». «Если услышишь слово со звуком «С», укрась картину белой снежинкой, со звуком «З» – золотистой». В конце игры можно выложить из снежинок соответствующие буквы и прочитать стихотворение, например: «З» – налево, «С» – направо, словно в ссоре эта пара.

Фото №1 Развитие ребенка Фото №2 Предлагаю вашему вниманию несколько игр и игровых упражнений которые можно использовать в работе по

«Игры с оленёнком»

Игры с оленёнком организуются аналогичным образом. Используется сервировочная термосалфетка и мелкие предметы: снежинки, льдинки – стеклянные прозрачные камешки, игрушки.

Для игры логопед снова создаёт игровую ситуацию: «Оленёнок хочет покататься на коньках. Давай сделаем ему ледяную дорожку. Когда услышишь в слове звук «Л’», положи льдинку на картинку». Таким образом, получается дорожка из стеклянных камешков для оленя.

Примерно таким же образом можно украсить ёлочку снежинками и игрушками.

Фото №3 Развитие фонематического слуха развитию фонематического восприятия с учётом текущего сезона Фото №4 Для организации некоторых из них используется нестандартный материал например пластиковые салфетки для сервировки с рисунками имеющими зимнюю тематику

«Подарки и угощение»

Для игры нужны заранее приготовленные игровые карточки. Логопед сообщает ребёнку, что Соня приготовила для Сани игрушки в подарок на день рождения. Но она хочет подарить только те предметы, в названии которых есть звук «С». Давай поможем ей разобраться и положить на саночки нужные подарки. Ребёнок выбирает нужные предметы и закрывает соответствующие картинки камешками. На подготовительном этапе логопед сам произносит слова (задание выполняется на слух, а на этапе автоматизации ребёнок сам называет предметы. После этого слова произносятся ещё раз (взрослым или ребёнком) и камешки помещаются на саночки.

Фото №5 Публикация Зимние игры для развития фонематического восприятия размещена в разделах Зимние забавы и игры Игры для детей Развитие ребенка Фото №6 Материалы для педагогов Развитие фонематического слуха Темочки Снежинки для снеговика Для организации Фото №7 Игры для детей игры пригодится салфетка с изображением снеговика и маленькие снежинки вырезанные из гирлянды

Вторая часть игры проводится аналогично. Здесь мальчик Саня готовит для Сони угощение и везёт их на саночках. Подобную игру можно подготовить для работы над разными звуками.

Фото №8 Логопед создаёт игровую ситуацию например объясняет ребёнку что снеговик из сказочной страны звуков очень любит снежную погоду снегопад и предлагает украсить картину снежинками Фото №9 Для этого нужно внимательно слушать звуки или слова Фото №10 Их может произносить логопед от имени какого нибудь сказочного героя

«Зверятам помогай – картинки, схемы подбирай»Полная версия этой игры имеется в другой моей публикации. Здесь предлагаю вашему вниманию только зимние сюжеты (где герои катаются на лыжах и коньках).

Главной целью игры является обучение позиционному анализу.

Так, взрослый предлагает помочь герою игры научиться определять место заданного звука в слове (начало, середина или конец).

1). Логопед или сам ребёнок выбирают три картинки из конверта. Они размещаются в окошках. Задача ребёнка – подобрать схему к каждой картинке и положить её в прямоугольники.

Фото №11 Вот несколько вариантов разнообразных заданий

2). Логопед размещает схемы в прямоугольниках, а ребёнок подбирает картинки и кладёт их в соответствующие окошки.

Фото №12 Если услышишь звук С или любой другой звук надо которым вы работаете то положи на картину снежинку

Эти игры тоже можно проводить как на подготовительном этапе, так и на этапе автоматизации звука.

«Пуговки для снеговиков»

Игра развивает навыки позиционного анализа, а также возможности конструктивного праксиса и восприятия цвета.

В начале игры логопед предлагает ребёнку слепить (составить из частей) трёх снеговиков (пуговки для них лежат пока отдельно).

Фото №13 В данном случае целью игры является умение выделять звук из ряда других звуков

Затем взрослый обсуждает с ребёнком расположение снеговиков: какой из них стоит в начале ряда, в середине, в конце. Затем логопед показывает ребёнку пуговицы и даёт инструкцию: «Слушай слова. Если звук «Л» (или другой звук, над которым вы работаете) будет в начале слова, то укрась пуговкой первого снеговика, в середине – второго. А если звук будет в конце слова, то надо украсить последнего снеговика. Обрати внимание на цвет вёдер и подбирай пуговки по цвету». В результате снеговики становятся нарядными и ребёнок очень доволен! Можно попросить его составить описательные рассказы о снеговиках.

Фото №14 Логопед произносит ряд звуков а ребёнок выкладывает на картину снежинки в соответствии с тем что слышит

Таким образом можно поиграть и с тремя снежинками, расположив их в ряд. При желании, можно задать и цвета, то есть, добавить ещё одну развивающую задачу, но на представленном фото ребёнок раскладывает одинаковые камешки.

Фото №15 Для развития умения выделять звук на фоне слова даётся следующее игровое задание Если услышишь слово со звуком С то укрась снежинкой картину

«Украшение снежинок»

В качестве примера приведу игры на дифференциацию свистящих звуков «С»-«С’»-«З»-«З’» на слух, но возможны разные варианты.

1). Перед ребёнком расположены 4 снежинки, на каждой – буква. Синие буквы символизируют твёрдые звуки, зелёные – мягкие. Логопед предлагает ребёнку украсить снежинки. Логопед произносит слова, а ребёнок внимательно слушает и украшает соответствующую снежинку камешком.

Фото №16 Далее логопед произносит ряд слов лес дерево сани коньки маска и т Фото №17 Материал можно использовать и с целью дифференциации звуков на слух например С З

2). Ребёнок произносит слова и раскладывает картинки на соответствующие снежинки. Количество картинок может быть разным.

Фото №18 Если услышишь слово со звуком С укрась картину белой снежинкой со звуком З золотистой Фото №19 В конце игры можно выложить из снежинок соответствующие буквы и прочитать стихотворение например З налево С направо словно в ссоре эта пара

Предложенные игры развивают не только фонематическое восприятие. С их помощью можно активизировать словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Новогодний праздник» а также поработать над развитием ориентировки, моторики, конструктивного праксиса.

Желаю Вам успехов!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Зимние игры для развития фонематического восприятия
Опубликовано: 21 февраля 2024 в 14:05
+508Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 114.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД