Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа «Зимующие птицы»

Марина Гордиенко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа «Зимующие птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа.

Тема: «Зимующие птицы».

Задачи:

1. Расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);

2. Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели.

3. Закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие.

4. Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

5. Продолжать развивать мышление, память, внимание.

6. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Оборудование: Письмо с загадками, картинка снегиря, иллюстрации с изображением птиц, мнемосхема.

Ход занятия: Воспитатель: Ребята, обратите внимание, к нам в гости пришли воспитатели, поздоровайтесь с ними. А у нас ещё гость, кто же это? (обращает внимание на окно).

Дети: Это снегирь.

Воспитатель: А в клювике у него письмо, наверное, его нужно прочесть.

Снегирь: (конверт с загадками). Пролетая мимо вашего участка, я заметил на дереве яблочки, которые вы, наверное, оставили птицам. И прилетел к вам, чтобы убедиться, что вы не только хотите помочь птицам, но и знаете, как это сделать. Если вы отгадаете загадки, то узнаете, о каких птицах пойдёт речь.

Воспитатель загадывает загадки. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

Птичка – невеличка 5. Непоседа хитрая

Ножки имеет, Птица длиннохвостая,

А ходить не умеет. Птица говорящая,

Хочет сделать шажок, Самая болтливая.

Получается прыжок. (сорока)

(воробей)

Все время стучит, 6. Кто там прыгает, шуршит,

Деревья долбит, Клювом шишки потрошит?

Но их не калечит, Голоском речистым, чистым -

А только лечит. Клее, клее, клее, - поёт со свистом.

(дятел) (клёст)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют, 7. Носит серенький жилет,

Не боится он простуды, Но у крыльев черный цвет.

С первым снегом тут как тут. Видишь, кружат 20 пар

(снегирь) И кричат кар- кар – кар.

Спинкою зеленовата, (ворона)

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?

Дети: Это зимующие птицы, потому, что они никуда зимой не улетают.

Воспитатель: Что же нужно рассказать, показать Снегирю, чтобы он был уверен, что мы сможем поддержать птиц в голодное и холодное время года?

Дети: Нужно рассказать, как выглядят зимующие птицы и чем они питаются.

Воспитатель: Правильно, ребята, но сначала Снегирь предлагает поиграть в игру.

Игра с мячом «Назови ласково»

Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).

На таблице схематично изображена последовательность рассказа.

Вначале нужно рассказать, какого цвета оперение птицы, затем назвать части тела птицы, где она обитает, чем питается, назвать её птенцов и сказать о помощи человека птицам.

По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах.

Например, о дятле: Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка. Он питается насекомыми и семенами шишек.

Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём.

Дети встают, выходят на ковёр.

Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Физминутка:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,

Птицы в воздухе кружились,

На дорогу опустились,

По дорожке поскакали,

Крошки, зернышки клевали.

Затем дети садятся на свои места.

Воспитатель. Читает стихотворение

Александровой «Новая столовая»

Мы кормушку смастерили, Мы не ждали их к обеду.

Мы столовую открыли. А в четверг со всех краев

Воробей, снегирь – сосед, Стая жадных воробьев.

Будет вам зимой обед. В пятницу в столовой нашей,

В гости в первый день недели Голубь лакомился кашей,

К нам синицы прилетели, А в субботу на пирог

А во вторник, посмотри, прилетели Прилетели 7 сорок.

снегири. В воскресенье, в воскресенье

Три вороны были в среду, Было общее веселье.

Воспитатель: Вот сколько птиц прилетает к кормушкам, которые вешают для них люди. Скажите ещё раз, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Я хочу проверить, как вы запомнили зимующих птиц и предложить вам поиграть в игру.

Игра: «Назови лишнюю птицу».

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, убедился ли Снегирь в том, что мы сможем поддержать его пернатых друзей, зимующих рядом с нами? Что же его убедило? Как вы думаете, что он теперь чувствует?

Выслушав ответы детей, педагог предлагает ребятам обратиться с подобным вопросом к Снегирю.

Снегирь: Я очень рад, что встретил настоящих знатоков птиц, готовых о них позаботиться.

Я подумал, ребята, что вы любите птиц потому, что они, как и вы, жизнерадостные, веселые, заботливые.

Воспитатель. Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. Что для вас было трудно делать на занятии? А что получалось легко? После такого занятия у меня такое прекрасное настроение и у вас тоже.

Публикации по теме:

Проект «Гости нашего участка» (вторая младшая группа) Проект «Гости нашего участка» вторая младшая группа Вид проекта: исследовательско – творческий, краткосрочный Цель проекта: Формирование.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа «Зимующие птицы»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 17:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

Мастер-класс «Летнее дерево из ниток»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дерева из ниток совместно с детьми подготовительной к школе группы. Дерево было...
Мастер-класс рисования «Краски осени!» (Старший возраст)
Каждый день осенью дети наблюдают как меняется природа:постепенно желтеют и краснеют листья На занятиях по художественно-продуктивной деятельности мы...
Фотоотчет об акции «Подари улыбку» в подготовительной группе
Если друг не смеётся, ты включи ему солнце, Ты включи ему звёзды, это просто. Ты исправь ошибку, превращая в улыбку, Все грустинки и слёзы, это...