Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Екатерина
Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Привитие культурно-гигиенических навыков должно идти непрерывным воспитательным процессом. Другим обязательным условием формирования культурно- гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения.

В Программе в первой младшей группе в разделе по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков стоят такие задачи,как :

- под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки, насухо вытирать лицо и руки полотенцем;

- с помощью взрослого приводить себя в порядок;

- учить держать ложку в правой руке;

- обучать порядку одевания и раздевания: в определенном порядке снимать, вешать свои вещи и в определенном порядке одевать их.

Вторая младшая группа:

- продолжать правильно пользоваться мылом, полотенцем, расческой и носовым платком;

- формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Средняя группа:

- продолжать воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом;

- приучать детей при кашле и чихании отворачиваться. Прикрывать рот и нос носовым платком;

- совершенствовать навыкиаккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать. Есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами – ложка, вилка, нож, пользоваться салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа:

- учат детей быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно убирать постель.

- правильно пользоваться вилкой и ножом, есть бесшумно, сохраняя правильную осанку.Подготовительная группа: В программных задачах добавляется чистка зубов, мытье ног перед сном и следить за чистотой одежды и обуви.

Задач по формированию навыков и умений пользоваться столовыми приборами, посадка за столом и прием пищи не стоят, так как эти навыки должны к подготовительной группе быть уже сформированы и только в индивидуальных напоминаниях и беседах, с детьми, которые по разным причинам не выполняют определенные требования, нарушают дисциплину за столом или в умывальной комнате, воспитатель или помощник воспитателя проводит работу.

Конечно, трудно с большим количеством детей быстро добиться результатов, но каждодневная целенаправленная работа, постепенно дает свои результаты.Нужно использовать в работе многократные беседы с детьми перед одеванием на прогулку: как мы будем сейчас одеваться, что вначале, что потом. Если есть помощник воспитателя и в раздевалке мало места, то можно использовать одевание по подгруппам или в группе. Пошли и взяли только колготки, одели, затем только брюки, а потом кофты. Да это по времени намного длительнее, но на это стоит потратить две недели, а когда дети самостоятельно и без подсказок начнут последовательно одеваться, то можно переходить в раздевалку и не по подгруппам, а всей группой.

А когда ребёнок осваивает что-то новое для него, хотя для взрослого порой это пустяк, для ребёнка же это открытие законов жизни, то каждодневная тренировка в дальнейшем организовывает каждого ребёнка и всю группу. Что бы это у детей отложилось в памяти, вошло в привычку, то в дальнейшем не будет возникать таких проблем, что кто-то еще в носках, а кто-то вытащив все вещи одел шапку и больше ничего. Одевание на прогулку постепенно сокращается по времени, дети меньше перепариваются и следовательно, меньше болеют. Но в любом случае останется небольшое количество детей, к которым как обычно нужен индивидуальный подход в силу своеобразного характера, воспитания, упрямства. Такие дети нуждаются в контроле постоянно.

Во время умывая детей, нужно показывать, как правильно намыливать руки, как смывать мыло, а затем, как нужно отжать руки в раковину и только после этого идти их вытирать. И на полу, не будет ни каких брызг и капель и нянечке будет легче, не нужно будет вытирать огромные лужи. Так же и за столом. Перед тем, как сесть напомнить правила поведения за столом, можно детям напомнить сказку про то, как петушок подавился зернышком, как правильно держать вилку или ложку.Соответственно должна соблюдаться полная сервировка стола: ложки, вилки, блюдца, салфетки и скатерти. Во время приема пищи, воспитатель не должен есть вместе с детьми, а должен следить за тем как едят дети. Напоминать, что ложку нужно взять снизу, указательный и большой сбоку, а средний, безымянный и мизинец поддерживают снизу. И если ребёнок с яслей постепенно освоит правильное обращение со столовыми приборами, то и карандаш и ручку он никогда не зажмёт в кулак, так как это уже будет выработана правильная привычка. Следовательно, и технические навыки владения карандашом и качество рисунка будут высокими. Локти должны быть прижаты к туловищу, следить, чтобы ребенок наклонялся над тарелкой. Учить детей доедать суп, наклонив тарелку немного от себя. А кушая второе блюдо, нужно показать, что вилка держится с верху, прижимается указательным пальцем и ребенок должен уметь набирать на вилку пищу, помогая не рукой, а кусочком хлеба. При этом напоминать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом, не крутясь. Если детям тяжело освоить, как правильно держать столовые приборы и воспитатель на протяжении долгого времени вкладывает в руку ребенка прибор, а он опять берет его в кулак, то допустимо сесть с детьми за один стол, взять правильно ложку или вилку и показывать на своем примере, как надо пользоваться столовыми приборами. И вообще недопустимо, когда есть помощник воспитателя, а отсутствует скатерть, блюдце, вилка, салфетка. Второе блюдо накладывается и подаётся ребёнку только после того, когда он съел первое блюдо, чтобы ребёнок ел не холодную, остывшую пищу. Детей со средней группы следует учить культуреповедения за столом во время еды: съев первое не кричать, а моча поднять руку и ждать второго блюда. Тарелку из-под первого ставить на свободное место, а следующий ребёнок должен поставить свою тарелку в его, и так стопочкой, чтобы на столе было аккуратно. Ребёнок, который сидит ближе всего к тарелкам по правилам этикета должен приподнять ложки в тарелке, дав возможность соседу поставить свою тарелку в общую стопку. Так постепенно вырабатывается чувство коллективизма и взаимопомощи.

Взрослым порой кажется, что это всё просто и элементарно и вроде бы нас никто этому не учил, но мы, то как педагоги должны понимать, что каждый день ребёнок что-то познаёт новое, чему-то учится, что-то закрепляет и пусть это знания элементарные, но и эти простые законы жизни, правила поведения нужно ему освоить, чтобы они вошли в привычку и желательно всё это делать вовремя, в свой положенный срок, который определён «Программой воспитания и обучения в детском саду»,чтобы с возрастом ребёнок мог правильно развиваться дальше. А переучивать это всегда труднее и ненужно требовать от ребёнка то, чего он и не знает, только потому, что его вовремя никто не научил и не исправил, спохватившись, что он уже большой и должен сам всё уметь. Требовать нужно только тогда, когда вложил все свои силы, умения, знания и старания.

Публикации по теме:

Конспект беседы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста База: МБДОУ детский сад №14 «Аленушка» Цель: формирование культурно - гигиенических навыков Задачи: Оздоровительные: - охрана и укрепление.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Уважаемые родители, не.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ГН важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована.

Лэпбук «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Лэпбук «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста .

План-конспект родительского собрания «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Программное содержание : Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: формировать у родителей представления о воспитании.

Потешки в помощь развития культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста АННОТАЦИЯ Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть повседневного поведения. Быть опрятным, чистым и аккуратно причесанным требует.

Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков «Водичка, водичка, умой мое личико!» Цель. Вызвать у детей положительный.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 марта 2018 в 15:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

26 октября. Международный день школьных библиотек

С 1999 года по инициативе ЮНЕСКО в четвертый понедельник октября отмечается Всемирный день школьных библиотек. Главное событие этого праздника в России – Форум школьных библиотекарей, который проходит в...

Фотоотчёт «На пути железнодорожном будь предельно осторожным!»
«На пути железнодорожном будь предельно осторожным! » В рамках месячника «Безопасная железная дорога», с целью обогащения знаний детей о железной дороге,...
Квест-зарядка по русским народным сказкам
Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест ( заимствование англ. Quest —...
Отчёт по теме «Традиционные и нетрадиционные виды работы с родителями в нашей группе»
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ? Как сделать родителей участниками...