Елена Крячкова
Значение и особенности организации работы по развитию речи с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста :
* Речь раздвигает рамки социального бытия ребёнка.
* Осваивая речь, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением.
Публикация «Значение и особенности организации работы по развитию речи с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
* Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающим людьми. С её помощью малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться.
* поэтому, так важно уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.
2 слайд:
Основные направления в работе по развитию речи :
* Развивающая речевая среда;
* Формирование словаря;
* Звуковая культура речи;
* Грамматический строй речи;
* Связная речь.
3 слайд:СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА :
1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию новых впечатлений.
2. Речевое сопровождение всех видов повседневных дел в течение дня.
3. Установление с каждым ребёнком эмоциональных и «деловых» контактов.
4. Чувство уверенности, поддержки со стороны взрослого.
5. Домашняя жизнерадостная атмосфера комфорта.
6. Формирование потребности в общении с взрослыми и сверстниками.
7. Организация специальных игр и занятий с детьми
8. Правильная речь педагога.
4. слайд:Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей :
* Предметно- развивающая среда включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. В этом окружении ребёнок –действующее лицо, которое по мере взросления осваивает свойства объектов, их пространственные отношения.
* Предметно – развивающая среда необходима детям прежде всего потому, что выполняет информативную функцию – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
* Продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Предметы – это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств.
* Предметно-развивающая среда, воздействует на эмоции детей, побуждает их к деятельности.
* Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной мыслительной деятельности. Они обеспечивают понимание речи, прочное запоминание, непосредственное включение в практическую деятельность, связывают обучение с жизнью.
5 слайд:Посредством правильно организованной предметно-речевой среды у ребё нка приобретаются следующие знания:
о человеке;
о деятельности близких людей;
о предметах, действиях с ними и их назначении;
о живой и неживой природе;
о явлениях природы;
о погодных явлениях;
о профессиях;
о транспорте;
о праздниках и народных гуляниях.
6 слайд:Формирование речи на протяжении первых трёх лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершенствующийся в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания и обучения.
В обучении детей раннего возраста родному языку приняты две основные формы работы :
* специально организованное обучение;
* руководство развитием речи детей в повседневной жизни.
Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детского сада необходимо учитывать следующие факторы:
1. Обогащение
чувственного
опыта в правильном
сочетании его со
словесным
сопровождением
2. Установление частого
эмоционально-
положительного контакта
индивидуального
взаимообщения
воспитателя с детьми
и детей между собой.
3. Создание
благоприятных
условий для
развития
подражания и
самостоятельной
речевой активности
7 слайд: Рост количества понимаемых и активно употребляемых слов идёт главным образом за счет тех, которые употребляются взрослыми при совместных действиях с ребёнком или которыми взрослые сопровождают игры ребёнка и другие его действия.
Связь между словом и предметом или словом и действием возникает только при наличии потребности в в общении, в системе деятельности ребёнка, производимой с помощью взрослого или совместно с ним.
Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом, и пр.). Развитие речи – это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Понимание речи у ребёнка формируется
постепенно:
1. Сначала ребёнок понимает - слова-указания;
2. Затем слова-названия;
3. Понимание слов - инструкций и поручений;
4. Понимание рассказов или контекстной речи.
8 слайд: Этапы развития понимания речи детей раннего возраста 1 этап- Связь слов с практическими предметными действиями;
2 этап-Понимание речи взрослого без опоры на наглядность;
3 этап-Понимание речи взрослого без опоры на наглядность
4 этап- Появление регулятивной функции речи (способность управлять своим поведением с помощью слова)
9 слайд: Обучение на занятиях - это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приёмов передать ребёнку необходимые сведения об окружающем мире, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.
Требования к организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в группах раннего возраста :
Рекомендуется проводить по 8 занятий в месяц, по рекомендациям СанПина продолжительностью 8-10 минут, но также зависит от сформированности у детей умения слушать взрослого;
Планировать заранее, занятия одного и того же содержания следует повторять через небольшой интервал времени (1-3 дня);
Занятия проводятся со всей группой, а также по подгруппам;
Речевая нагрузка меняется с начала года (6-7 минут, постепенно увеличиваясь до нормы;
Подбор детей в подгруппы: симпатии детей, общность интересов, разные уровни развития;
Преобладающая форма – комбинированные занятия;
Предварительная подготовка места проведения занятия (достаточное количество света, правильное расположение столов, стульев);
Подбор материала (безопасность, по уровню развития, по программным задачам, эстетическое оформление);
Предваряющая деятельность педагога до занятия;
Эмоциональный настрой педагога;
Речь педагога.
10 слайд: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА :
РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ:
Адресована не только группе, но и лично каждому ребёнку;
Эмоционально окрашенная;
Правильная, четкая, выразительная, неторопливая;
Понятна ребёнку по содержанию, касаться интересных для него тем;
Содержать более сложные речевые образцы, чем те, которыми владеет ребёнок;